Хронология Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

qr-code
Хронология Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

СОДЕРЖАНИЕ

2022 год
Развернуть

2021 год
Развернуть

Основные термины
Развернуть

АВГУСТ 2022 ГОДА

Встреча с лонг-интервьюерами после завершения пятой волны Лонгитюда

На встрече с лонг-интервьюерами были подведены итоги пяти волн Лонгитюда. Интервьюеры обсудили вопросы, связанные с коммуникацией с лонг-респондентами, и обменялись опытом. В частности, они рассказали, с какими трудностями им пришлось столкнуться при проведении поля.

Есть ощущение, что у предпринимателей сейчас период трансформации, перестройки бизнеса, из-за чего их загруженность выше и их труднее достичь для опроса. 

Часовые пояса лонг-интервьюера и лонг-респондента могут заметно различаться. Иногда респондент просит провести интервью попозже, но у интервьюера уже может наступить глубокая ночь. На просьбу интервьюера все же поговорить пораньше люди, как правило, соглашаются. 

У респондентов иногда возникают трудности в понимании терминов (например, «импортозамещение», «параллельный импорт», «маркетплейс»), чаще испытывают их сельские жители. В таких ситуациях люди могут растеряться, они не чувствуют себя хорошо подкованными в теме. С такими респондентами нужно работать очень кропотливо, повторять вопрос несколько раз и подчеркивать, что важно мнение каждого участника исследования. 

Чаще отказываются от участия в исследовании предприниматели, которые настроены пессимистично, у которых дела идут плохо. В таких случаях интервьюер просит, чтобы респондент пропустил только эту волну, а на следующей вернулся, поскольку за три месяца многое может измениться, чему есть подтверждение. Например, были респонденты «тяжелые» и «нелояльные», у которых было много проблем в бизнесе. Однако экономическая ситуация после февраля 2022 года изменилась, конкуренция ослабла, их дела пошли в гору, они начали больше работать, их настроение улучшилось, они с удовольствием делились своими достижениями с интервьюером. 

Иногда интервьюерам не хватает знаний, компетенций в теме опроса, они не могут на равных беседовать с предпринимателями. Тогда, прежде чем задавать вопросы, они пытаются разобраться в теме, подготовиться к разговору.

Лонг-респонденты сообщили, какие результаты социологических исследований были бы полезны их бизнесу

Многие респонденты не поняли вопрос о том, какие результаты исследований принесли бы им пользу. Кто-то понял его неверно, предложив интервьюерам ФОМа передать властям, чтобы те снизили налоги. 

Среди содержательных ответов выделим пять групп:

  • 14% предпринимателей предложили расширить блок вопросов о бизнесе, способах и условиях его ведения;
  • 8% хотели бы получить информацию о поведении и предпочтениях покупателей, востребованности товаров и услуг;
  • 6% предлагают раскрыть в опросах тему необходимости развития российской экономики, собственного производства, преодоления последствий санкций;
  • 5% были бы полезны результаты исследований о поддержке бизнеса государством;
  • 5% – опросы на тему снижения налогов.

Подготовлена методическая статья, обобщающая опыт проведения полевых работ за первые четыре волны Лонгитюда

Завершена пятая волна Лонгитюда

По итогам проведения пятой волны Лонгитюда были опрошены 751 предприниматель, владеющий бизнесом на момент опроса, и 16 предпринимателей, вышедших из бизнеса. Процентное соотношение лонг-респондентов по методу опроса остается стабильным с прошлой волны. Большинство предпринимателей (59,2%) были опрошены по телефону, 40,8% – посредством заполнения онлайн-анкеты.

Достижимость основной базы участников исследования, то есть тех, кто был рекрутирован до проведения пятой волны, составила 90,8%. Мы не смогли опросить 72 лонг-респондента (9,23%). В их число вошли предприниматели, которые отказались от участия в исследовании и попросили удалить их из базы, отказались от участия именно в этой волне Лонгитюда, до которых ни разу не дозвонились, а также предприниматели, которые не участвовали по другим причинам.

Помимо основного опроса, был проведен дополнительный рекрут новых участников. В каждую волну выборка дополнительного рекрута меняется, поскольку мы ориентируемся на итоговое число участников в прошедшей волне. В пятую волну из 100 предпринимателей согласились на участие в проекте 64 человека, опрос прошли в итоге 59 человек.

ИЮНЬ – ИЮЛЬ 2022 ГОДА

Запущена пятая волна Лонгитюда

Пятая волна Лонгитюда была запущена в середине июля. Потребовалось время, чтобы обдумать темы для очередной анкеты. В связи с наступлением турбоРеальности в анкете значительное внимание стало уделяться темам, связанным с санкциями. Так, в анкете пятой волны появились темы импортозамещения и параллельного импорта.

Также в ходе этой волны в анкету были добавлены вопросы из анкеты первой волны о мотивации ведения бизнеса – теперь ФОМ получит возможность проследить динамику за год. Помимо этого, в исследование были включены два новых тематических блока: о решении правительства до конца 2022 года приостановить некоторые виды плановых проверок работы организаций и индивидуальных предпринимателей, а также об использовании бизнесом онлайн-площадок.

Заключительным в анкете был открытый вопрос о том, какие результаты социологических исследований могли бы быть полезными предпринимателям и их бизнесу. Предложенные темы будут включены в следующие анкеты.

Выполнена информационная рассылка предпринимателям

В связи с началом пятой волны Лонгитюда лонг-интервьюеры сделали информационную рассылку предпринимателям – участникам проекта с последними результатами и новостями проекта.

МАЙ 2022 ГОДА

Лонг-интервьюеры поздравили участников Лонгитюда с Днем предпринимателя

День российского предпринимательства – профессиональный праздник, введенный в 2007 году, отмечается 26 мая.

В этот день лонг-интервьюеры отправили участникам Лонгитюда поздравление с Днем предпринимательства, подготовленное ФОМом. Кроме того, они выразили благодарность за участие в нашем исследовании, а также рассказали о свежем аналитическом материале с динамикой ответов предпринимателей за четыре волны исследования.

Лонг-интервьюеры сообщили, что получают обратную связь. Идет много откликов с благодарностью, предприниматели отправляют смайлики, говорят, что прочитают аналитический материал. Интересно, что некоторые предприниматели не знали о существовании их профессионального праздника, поэтому благодарят не только за поздравления, но и за это новое знание.

Лонг-интервьюеры рассказали об особенностях проведения четвертой волны

У некоторых интервьюеров были опасения, касающиеся достижимости и коммуникации с лонг-респондентами из-за нынешних политических событий и экономических условий в стране. Предполагалось, что многие предприниматели не выйдут на связь, не захотят говорить про положение дел в своем бизнесе. Однако все сложилось лучшим образом – предприниматели были открыты и готовы к разговору о наболевшем.

Проведение четвертой волны исследования было необходимым в первую очередь для предпринимателей. Им было приятно, что мы интересуемся их судьбой и спрашиваем, что с ними происходит, как они ведут свой бизнес. О важности опроса в сегодняшних условиях говорили сами предприниматели.

«Этот опрос в это сложное время был очень своевременным и необходимым для наших предпринимателей как поддержка, соучастие, сопереживание». (Галина Уланова)

По ощущениям лонг-интервьюеров, несмотря на кризисную ситуацию и ухудшившееся положение дел в малом бизнесе, многие респонденты настроены оптимистично и активно высказывают свои соображения. Одной из причин такого настроя является уверенность предпринимателей в открывшихся возможностях развития отечественного рынка.

«При этом больше половины респондентов с оптимизмом вошли во второй квартал, и большинство респондентов не думают о закрытии бизнеса». (Инга Писарченко)

«Эта волна прошла намного легче и проще, чем предыдущая. Несмотря на экономическую напряженность, которая присутствует на рынке, предприниматели из моей волны были позитивно настроены и с легкостью отвечали на вопросы про санкции. Не было ни одного негативного разговора или каких-то негативных комментариев. Наоборот, все настроены положительно и активно давали свои комментарии». (Анна Харитонова) 

«Бросилось в глаза то, что в этой волне, в отличие от прошлой, большинство исключает возможность закрытия или продажи своего бизнеса в ближайшем будущем. А также мне показалось, что стало больше тех, кто говорит, что смотрит в будущее с уверенностью и оптимизмом». (Николай Золотов)

«Один отказался и полностью вышел из проекта, обосновывая депрессивным настроением, второй остался в проекте. Очень сложно прошел опрос, он все время повторял, что сейчас другое является важным. Среди остальных, конечно, есть те, положение которых осложнилось, однако в целом преобладают положительные ожидания. Это было даже странно, потому что в интервью говорили, что находятся в полном провале, но почему-то в хорошем настроении. Основной мотив – ожидание существенных сдвигов в развитии внутреннего производства, интенсификации развития отечественного рынка». (Софья Абрамова)

Безусловно, в настроениях предпринимателей встречались и пессимизм, тревога, грусть.

«Многие респонденты с грустью говорили о том, что допускают закрытие своего бизнеса». (Лада Резник)

«Настроение предпринимателей невеселое, многие жалуются на сильную инфляцию». (Амина Абдурашидова)

«У предпринимателей настроение разное, но, по ощущениям, у большинства – тревожное. Темы, проблемы – те же, что и раньше: ухудшение макроэкономической ситуации, рост цен, снижение покупательной способности населения, нелояльность государства в отношении малого бизнеса. Практически сошла на нет тема пандемии. Примечательно, что при этом тема военной операции и санкций в приоритете не звучит. Об этом не говорят как об определяющем факторе. Артикулируют на этом внимание лишь отдельные респонденты». (Николай Золотов)

Помимо полевого этапа, лонг-интервьюеры делают информационные и поздравительные рассылки участникам исследования. В эту волну интервьюеры отметили важность и необходимость таких материалов – они помогают улучшить взаимоотношения с респондентами. После поздравлений предпринимателей с 23 Февраля и 8 Марта была и обратная связь от участников исследования. Некоторые предприниматели также поздравили лонг-интервьюеров с праздниками.

«Мужчины некоторые нас не забыли поздравить с 8 Марта». (Амина Абдурашидова)

«Были единичные поздравления в WhatsApp от предпринимателей с Пасхой, 9 Мая видимо, общая рассылка. Конечно, благодарила, поздравляла в ответ». (Елена Брусенская)

Завершена четвертая волна Лонгитюда

По итогам четвертой волны общее число опрошенных вместе с рекрутом составило 771 респондент, в том числе 31 участник исследования, вышедший из бизнеса. Большинство предпринимателей (59,7%) были опрошены телефонным методом, в то время как 40,3% – посредством онлайн-анкеты. Данное распределение по методу опроса сохраняется в течение всех четырех волн исследования.

Согласно основной базе участников Лонгитюда, достижимость на четвертой волне составила 90,2% (опрошенных как по полной анкете, так и по анкете для вышедших из бизнеса). Мы не смогли опросить 75 лонг-респондентов (9,8%). В их число вошли предприниматели, которые отказались от участия в исследовании c просьбой удалить их из базы, отказались от участия в данной волне, до которых ни разу не дозвонились, а также по другим непреодолимым причинам.

По итогам рекрута новых участников на этапе четвертой волны из 150 предпринимателей согласились на участие в проекте 87 респондентов (58%), из их числа был опрошен 81 участник исследования.

МАРТ – АПРЕЛЬ 2022 ГОДА

Запущена четвертая волна Лонгитюда

С момента завершения третьей волны Лонгитюда  многое изменилось. В связи с началом специальной военной операции против России вводятся новые санкции, зарубежные компании уходят с российского рынка. Все, что сейчас происходит в российском обществе и в мире, не может не сказаться на предмете нашего изучения. Ситуация ежедневно меняется, и все, в том числе предприниматели, находятся в состоянии неопределенности. По этой причине запланированный на март рекрут новых предпринимателей в панель Лонгитюда был отложен.

Однако лонгитюдное исследование малых предпринимателей в условиях нового кризиса актуальности не теряет, а только ее приобретает. Важно знать и понимать, что происходит с предпринимателями в новых реалиях, какие решения они принимают, какое у них настроение.

Для проведения четвертой волны Лонгитюда потребовалось дополнительное время, чтобы перестроить инструментарий. Появилась необходимость добавить новые вопросы о состоянии предпринимателей, а также исключить вопросы, потерявшие актуальность. В свою очередь предпринимателям в ситуации неопределенности сложно строить прогнозы и давать оценки должно пройти время. По этой причине запуск четвертой волны – проведение рекрута и опрос участников Лонгитюда – был отложен на середину апреля.

В итоге вопросы в анкете четвертой волны были актуализированы, в том числе в анкету были добавлены вопросы про санкции, меры поддержки экономики на основе проведенного в марте исследования ФОМа «Голоса предпринимателей».

ФЕВРАЛЬ 2022 ГОДА

Завершена третья волна Лонгитюда

По итогам третьей волны Лонгитюда малого бизнеса было собрано 711 анкет предпринимателей, которые продолжают вести бизнес. При этом большинство предпринимателей (62,6%) было опрошено телефонным методом, в то время как 37,4% – посредством онлайн-анкеты.

В предыдущих двух волнах методы исследования (телефонный и онлайн-опрос) использовались примерно в равной степени. Однако в третью волну использование метода телефонного интервью выросло на 7% (см. Октябрь 2021 года). Это может объясняться тем, что в эту волну были опрошены не только участники всех трех волн, но и лонг-респонденты, которые пропустили участие во второй волне, а также те, кто участвовал в третьей волне впервые (в том числе новые нарекрутированные участники). Дополнительно по специально разработанной анкете было опрошено 35 участников исследования, которые вышли из бизнеса. В основном эта группа предпринимателей была опрошена по телефону (85,7%), но оставалась также часть, которая выбрала метод онлайн-опроса (14,3%).

В ходе третьей волны мы не смогли опросить 132 предпринимателя. По итогам анализа причин осыпания панелистов 78 участников будут удалены из базы. В их число вошли предприниматели, которые сами отказались от участия в исследовании c просьбой удалить из базы, не участвовали в двух подряд и более волнах, а также участники, выпавшие по другим причинам (например, смерть). Однако 54 респондента, которые пропустили только третью волну и были нарекрутированы в январе – феврале 2022 года, но не смогли принять участие, мы оставим в базе и попробуем вернуться к ним в четвертой волне.

Лонг-интервьюеры рассказали об особенностях проведения третьей волны 

У лонг-интервьюеров с некоторыми респондентами установились хорошие партнерские и неформальные отношения: идут переписка, обсуждение интересных моментов их бизнеса. Лонг-интервьюеры рассказывают, что их «узнавали сразу», «воспринимали как знакомого и понимали, зачем мы звоним». Как отмечает один из лонг-интервьюеров, «при телефонном разговоре совершенно не испытывала волнения, старалась дать понять респонденту, что рада его слышать, разговаривала как со старым хорошим знакомым». И здесь можно согласиться с мнением одного из интервьюеров, что «третья волна довольно хорошо показывает, что уже есть ядро участников, которые соглашаются легко и быстро, уже имеют представление, как будет проходить опрос».

«Когда говорю, что позвоню через три месяца, респонденты говорят: «Звоните, конечно, пока усталости от проекта нет». (Софья Абрамова)

Несмотря на такой положительный настрой респондентов, для некоторых лонг-интервьюеров проводить опрос было сложнее по сравнению с первыми двумя волнами: «Чаще приходилось передоговариваться, напоминать, писать, снова напоминать и слушать гудки не берущих трубки телефона респондентов. Отчасти это связано с высокой заболеваемостью респондентов и членов их семей. Отчасти, вероятно, с занятостью и некоторым снижением заинтересованности. Очень возможно, что и с невысоким уровнем оптимизма и тревожными ожиданиями, которые отразились в ответах на вопросы анкеты о настроении и стратегии бизнеса».

По наблюдениям лонг-интервьюеров, в третью волну у предпринимателей настроение было разное, по ощущениям, у многих – тревожное, так как у большинства снижаются доходы, а некоторые находятся на грани закрытия. Часть предпринимателей говорит, что стало трудно вести бизнес, другая часть говорит, что не верит, что для развития малого бизнеса будет сделано что-то хорошее, а третья часть настроена «умеренно оптимистично».  

«Здесь хочется всем нам пожелать стойкости, выдержки, терпения и – самое главное – понимания того, что без всего вот этого этот опрос не осилить, такая у нас целевая аудитория, занятая все 24 часа, ничем практически не замотивированная, никем не поддерживаемая. Поэтому наше искреннее участие/соучастие в их жизни, наверное, и будет той самой мотивацией. Да, и в этот раз очень многие респонденты болели именно ковидом, но, слава богу, все живы-здоровы». (Галина Уланова)

В целом, по словам лонг-интервьюеров, многие предприниматели задумываются не только о сегодняшнем дне, но и о будущем своего бизнеса, будущем страны. Многие респонденты понимают, что их участие в проекте, может, ничего и не изменит в сегодняшней ситуации малого бизнеса, но им очень хочется рассказать о том, что они переживают и с чем сталкиваются каждый день. И почти все лонг-интервьюеры отмечают, что сам факт сопереживания предпринимателям, которые рассказывают о своих бедах, удачах и неудачах, играет важную роль в удержании их в проекте, так как быстрых решений проблем предпринимателей лонг-интервьюеры предложить не могут.

Поддержание отношений с предпринимателями вне опроса

Помимо полевого этапа, для поддержания контактов с предпринимателями в периоды между опросами, для установления доверительной атмосферы лонг-интервьюеры осуществляли рассылки своим респондентам с итогами опросов, ссылками на сайт СМБиз, отправляли поздравительные открытки с днем рождения. Также лонг-интервьюеры поздравили предпринимателей, участников Лонгитюда, с 23 Февраля, а на 8 Марта отправят разработанные ФОМом открытки.

1/2

ЯНВАРЬ 2022 ГОДА

Запущена третья волна исследования

Волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ запускаются в начале каждого квартала. Волна первого квартала несколько отличается от последующих: из-за новогодних каникул полевые работы по ней были начаты 19 января и продлятся до 14 февраля.

Помимо опроса участников первой и второй волн исследования, в ходе третьей волны мы обратимся к респондентам, которые были рекрутированы, но по разным причинам не опрошены в первую и/или вторую волны, чтобы не потерять ценных для Лонгитюда участников.

Кроме того, мы вновь обратимся к лонг-респондентам, которые ранее сообщили нам о своем выходе из бизнеса, в том числе о его закрытии, чтобы задать вопросы о сложившейся ситуации и ее причинах. В третью волну респондентам, которые сообщат о выходе из бизнеса, эти вопросы будут задаваться сразу же, в ходе проведения основного опроса. Этой теме будет посвящена отдельная аналитическая работа.

Принято решение рекрутировать новых участников для поддержания размера панели

Матрица Лонгитюда – набор многомерных таблиц, отражающих актуальную структуру его выборки. Эти таблицы позволяют пополнять панель в соответствии с необходимыми параметрами. Использование матрицы Лонгитюда будет способствовать сохранению разнообразия его участников, а также воспроизводству изменений в предпринимательской среде, которые будут происходить с течением времени.

Осыпание панели – естественный процесс. Респонденты устают, у них меняются приоритеты и жизненные обстоятельства, есть и другие причины. Кроме того, люди перестают заниматься бизнесом (критический возраст, который переживает только половина новых бизнесов, – пять лет), и это тоже является важной причиной выбывания участников из панели.

В итоге было принято решение рекрутировать дополнительных участников панели по мере их выбывания, чтобы поддерживать один и тот же ее размер, а именно – 700 респондентов. Участники будут добираться в соответствии с матрицей Лонгитюда. Размер добора будет варьироваться в зависимости от осыпания панели в предыдущей волне.

Актуализирована анкета для третьей волны опроса

В лонгитюдных исследованиях важны динамические мониторинговые вопросы, с помощью которых можно отслеживать изменения положения компаний и мнения предпринимателей (см. Справку о Лонгитюде Малого Бизнеса). Однако удерживать респондента в проекте довольно сложно, если ему из квартала в квартал задаются одинаковые вопросы. Взаимодействие интервьюера и респондента превращается в рутину. В то же время хорошо подобранные тематические блоки и вопросы из актуальной повестки могут поддерживать мотивацию лонг-респондента продолжать участие в проекте, а также дать ему возможность порассуждать и высказать свое мнение. На этом (в числе прочего) акцентировали внимание лонг-интервьюеры на встрече по вопросам удержания и мотивации лонг-респондентов (см. декабрь 2021 года). В третью волну такими вопросами стал блок о роли семьи в бизнесе, а также вопрос про результаты ликвидации единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Регулярные динамические вопросы также были пересмотрены и уточнены по результатам анализа двух первых волн исследования.

Итогом работы с анкетой третьей волны стала следующая градация типов вопросов:

  • динамические – вопросы о состоянии бизнеса, задаются в каждой волне;
  • тематические – большие блоки вопросов на важные темы, задаются в зависимости от темы с разной периодичностью (1–2 раза в год или реже);
  • ситуационные – 1–2 вопроса на актуальную повестку, чаще всего задаются один раз за все время исследования.

ДЕКАБРЬ 2021 ГОДА

Протестирована система информационных рассылок лонг-респондентам от имени ФОМа

Завершая год, мы поздравили каждого участника Лонгитюда Малого Бизнеса с наступающими праздниками, поблагодарили за участие в исследовании и поделились подборкой публикаций сайта Проекта СМБиз. При подготовке сообщений мы ориентировались на ответы лонг-респондентов на вопрос о том, какие материалы им были бы интересны и полезны.

Каждому респонденту сообщение было отправлено в том канале, который он сам назвал предпочтительным (см. Ноябрь 2021 года). Большая часть сообщений была отправлена от имени ФОМа (через WhatsApp, электронную почту, СМС и Telegram-канал). Оставшейся части предпринимателей – тем, кто попросил отправлять информацию только в Viber, Telegram, и тем, кто не захотел получать материалы и закрыл свой бизнес, – личные сообщения отправили лонг-интервьюеры.

Проведен мозговой штурм с лонг-интервьюерами для сбора идей по предотвращению осыпания участников панели

После проведения двух волн Лонгитюда произошло ожидаемое осыпание панели ЛМБ: мы потеряли 19,3% (148 человек) нарекрутированных для первой волны лонг-респондентов. Это прямо отказавшиеся от участия в опросах, закрывшие бизнес респонденты, а также те, кто не смог ответить на вопросы анкеты из-за отсутствия времени и по другим причинам.

Встал ключевой вопрос: как минимизировать осыпание панели в последующих волнах?

Чтобы на него ответить, мы решили организовать встречу с лонг-интервьюерами, по сути являющимися соавторами исследования. Для проведения встречи был выбран мозговой штурм в онлайн формате в качестве метода коллективного решения задач. При этом использовалась виртуальная доска для общей работы (Miro).

Лонг-интервьюеры поделились своими способами удержания лонг-респондентов в панели Лонгитюда и сгенерировали новые идеи.

Основные практики лонг-интервьюеров, показавшие эффективность в первых волнах:

  • акцентирование внимания на экспертности лонг-респондентов, поскольку именно их знания и опыт важны для исследования;
  • проявление гибкости при проведении опроса: «Моя задача взять у вас интервью в любое удобное для вас время»;
  • уточнение причины отказа от участия в исследовании и – в зависимости от ответа – повторное обращение к респонденту в конце опроса для выяснения, не изменилось ли его решение по поводу участия.

Способы удержания лонг-респондентов, предложенные лонг-интервьюерами в ходе встречи:

  • поздравление лонг-респондентов с праздниками и важными событиями; для этого можно разработать специальные брендированные открытки от ФОМа;
  • подготовка сертификатов участника Лонгитюда Малого Бизнеса;
  • вручение респондентам по итогам года небольших подарков (например, книг, сертификатов в магазины);
  • изменение анкеты путем введения в нее вопросов, отвечая на которые можно порассуждать и высказать свою точку зрения (например, вопросы про реакцию на актуальные события в стране, про уроки пандемии, региональные особенности ведения бизнеса, про хобби и т. д.).

Мозговой штурм, на наш взгляд, хорошо подходит для обмена опытом и поиска новых идей. Мы планируем сделать подобные встречи регулярными.

НОЯБРЬ 2021 ГОДА

Изучены коммуникационные предпочтения Лонг-респондентов

Коммуникационный паспорт лонг-респондента – набор данных, содержащий базовые личные сведения о предпринимателе, подходящие способ опроса и время связи, каналы коммуникации для получения информационных сообщений, а также контакты Участника Лонгитюда и возможный спектр его информационных интересов.

В коммуникационный паспорт вошли информация, полученная в ходе предыдущих контактов с участниками Лонгитюда, и вопросы, уточненные во время проведения второй волны опроса.

Во вторую волну, помимо основных вопросов, мы спрашивали предпринимателей о том, каким способом они готовы получать информационные материалы от ФОМа и какие темы им интересны. Ответы на эти вопросы помогли определить релевантные способы связи с участниками исследования и выявить их информационные предпочтения.

Большинство участников Лонгитюда (67%) хотели бы получать информационные материалы от ФОМа через WhatsApp. Четверть опрошенных (25%) предпочли электронную почту. Telegram выбрали 18% респондентов. Не такими востребованными средствами связи оказались Viber (8%) и СМС (4%). Отказались от получения материалов 8% участников исследования.

Темами, которые больше всего интересны предпринимателям, оказались: информация о мерах поддержки бизнеса (41%) и материалы по управлению бизнесом (разъяснения юристов, маркетологов, бухгалтеров и т. д.) (21%). Кроме этого, предприниматели хотели бы получать аналитические материалы по результатам исследований: об отношении к предпринимательству (6%), о положении дел в экономике (2%), результаты опросов в целом, в том числе того, в котором они участвовали (3%). А также материалы, непосредственно касающиеся работы: изменения в законодательстве, нормативные акты (2%), порядок налогообложения и изменения в этой области (2%), материалы по конкретным сферам бизнеса (2%) и документообороту (1%).

11% респондентов сказали, что им интересны все материалы, без уточнения конкретной темы. 

    Выявлены особенности взаимодействия лонг-интервьюеров с участниками Лонгитюда после проведения второй волны

    В ходе второй волны исследования стало заметно, что между интервьюерами и предпринимателями – участниками Лонгитюда начинают формироваться доверительные и иногда даже дружеские отношения. Содержание их бесед выходило за рамки тематического поля анкеты. У части предпринимателей появилось желание выговориться, рассказать интервьюеру о своих проблемах, поэтому продолжительность интервью варьировалась от 10 до 50 минут. Такие интервью были отчасти психотерапевтическими.

    «Изначально у респондента было не так много времени отвечать на вопросы анкеты, поэтому по телефону я предложила быстро пройтись по анкете, чтобы не отвлекать предпринимателя. В итоге само интервью длилось 20 минут, а после опроса они говорили еще 30 минут, после чего респондент сказал: «Вы для меня как отдушина». (Галина Уланова)

    «В анкете были добавлены открытые вопросы, на которые они [респонденты] очень хорошо отвечали, и если изначально они просили побыстрее, то к концу опроса расслаблялись, забывали, что торопятся, и рассказывали все, что у них накопилось (работала психологом)». (Елена Миронова)

    Многие респонденты во вторую волну при звонке узнавали лонг-интервьюеров. В первую очередь – тех из них, кто еще на рекруте попросил записать свой номер телефона.

    «При рекруте я всех просила записать этот номер телефона и имя. С одной стороны, это защита от оценки звонка как рекламно-спамового. Многие при ответе обращаются сразу по имени, понимают цель звонка, берут телефон сознательно. С другой – некоторые именно поэтому не берут, то есть могли бы даже перезвонить (так было в первой волне исследования) на непринятый вызов, а тут не перезванивают. В эту волну были участники, которые ни разу не взяли трубку, но по итогу прошли онлайн-опрос после 4–5 писем в WhatsApp». (Софья Абрамова)

    Во время второй волны некоторые предприниматели находились за границей. Однако все равно смогли ответить на вопросы анкеты.

    «Респондент 10 дней не отвечала ни на телефонные звонки, ни на сообщения в WhatsApp, что было очень странно, так как в июле мы прекрасно общались и она была явно заинтересована в проекте. Наконец, 18 октября поздно ночью респондент написала, что сейчас находится в Испании. В ответ на мое сообщение о завершении текущей волны буквально через полчаса написала, что заполнила анкету». (Ирина Бибер)

    Тем не менее интервьюерам было сложно опрашивать предпринимателей. Это очень занятые люди, и зачастую им трудно найти время, чтобы пройти опрос. Большинство партнеров отметили эту особенность второй волны Лонгитюда.

    Завершен добор анкет второй волны Лонгитюда

    Ориентируясь на опыт проведения первой волны опроса, в ходе второй волны было решено осуществить добор респондентов, для того чтобы не потерять ценных участников Лонгитюда – тех, кто не отказался от участия, но не смог пройти опрос в период проведения основного полевого этапа по причине болезни, нахождения за границей, отсутствия свободного времени.

    В ходе добора удалось опросить семерых предпринимателей. Достижимость выросла до 92,4%. Третья волна опроса запланирована на январь – февраль 2022 года.

    ОКТЯБРЬ 2021 ГОДА

    Проведена вторая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

    В рамках основного полевого этапа удалось опросить 628 предпринимателей из 687 респондентов, которые были опрошены в первую волну. Достижимость составила 91,4%.

    Это число опрошенных не является окончательным, поскольку некоторые респонденты хотели принять участие в опросе, но не успели сделать это во время проведения основного этапа полевых работ. Для них мы оставили возможность пройти опрос в период добора, то есть спустя месяц после завершения основного полевого этапа.

    Для второй волны исследования анкета была переработана: пересмотрена часть немониторинговых вопросов, добавлены новые «ситуационные» вопросы, а также включен вопрос-фильтр о том, продолжает ли человек заниматься собственным бизнесом. В ходе опроса 15 участников Лонгитюда из 628 опрошенных сообщили о закрытии бизнеса – им задавался вопрос о причинах такого решения. В выборку третьей волны эти респонденты включены не будут.

    В выборе способа ответов на вопросы Лонгитюда по телефону или онлайн (CAWI) по сравнению с первой волной изменений не было. Методом телефонного интервью было опрошено 55% предпринимателей, методом онлайн-интервью – 45% респондентов. Ожидалось, что метод онлайн-интервью во второй волне люди станут выбирать чаще, чем телефонный опрос, поскольку он позволяет быстрее пройти опрос, что может быть важно для особо занятых предпринимателей. Однако этого не произошло. 

      Интервьюеры отметили влияние ограничительных мер на настроения предпринимателей и их желание участвовать в проекте

      Участие или неучастие предпринимателей в Лонгитюде, а также их ответы в какой-то мере определяет экономическая ситуация в стране, регионе и бизнесе.

      Лонг-интервьюеры отметили, что коммуникация с предпринимателями в начале полевого этапа опроса (начало октября) отличалась от коммуникации в конце поля (конец октября – начало ноября) из-за введения локдауна. В регионах из-за разной эпидемической обстановки сроки введения ограничений варьировались с 23 октября по 15 ноября. Ограничительные меры негативно сказались на работе предпринимателей, а также затруднили опрос, поскольку внимание респондентов было сосредоточено на решении возникших сложностей.

      СЕНТЯБРЬ 2021 ГОДА

      Запущена первая информационная рассылка для участников Лонгитюда в рамках мотивационной программы

      Наряду с Telegram-каналом еще одним элементом мотивационной программы для лонг-респондентов является адресная рассылка информации о результатах опросов, проведенных в рамках Лонгитюда. Рассылку осуществляют лонг-интервьюеры в удобных для респондента каналах – по электронной почте или в мессенджерах.

      Вопрос о согласии на рассылку или отказе от нее задавался в ходе первой волны Лонгитюда. Большинство предпринимателей (87%, 595 из 687 человек) согласились получать материалы. 

      Первая рассылка состоялась в сентябре после получения содержательных результатов анализа данных опроса первой волны Лонгитюда. По ее итогам было сделано интересное наблюдение, касающееся согласия на рассылку или отказа от нее.

      Один из лонг-интервьюеров после отправки материалов всем согласившимся получил в ответ несколько отзывов с благодарностями. Вдохновившись этим опытом, лонг-интервьюер решил направить материалы тем, кто согласия на рассылку не давал. Четверо из шести отказавшихся от рассылки респондентов поблагодарили его и изменили первоначальное решение, попросив делиться с ними материалами о результатах исследований.

      АВГУСТ 2021 ГОДА

      Лонг-интервьюеры сообщили о своих наблюдениях относительно взаимодействия с участниками Лонгитюда

        • Большинство предпринимателей предпочли телефонное интервью заполнению онлайн-вопросника.

        Перед каждой новой волной исследования лонг-интервьюеры согласовывают с предпринимателями-респондентами предпочтительное время и формат будущего интервью. Большинство участников первой волны выбрали в качестве подходящего формата разговор по телефону: телефонным методом было опрошено 55% предпринимателей, а онлайн-методом – 45%

        Лонг-интервьюерам тоже больше понравилось общение по телефону, когда слышна интонация, понятна реакция респондентов на задаваемые вопросы и можно определить, есть ли трудности при ответе. Кроме того, аудиозаписи с комментариями к вопросам сохраняются, при необходимости их можно прослушать еще раз.

        • Предпринимателям было интересно участвовать в опросе, и они часто стремились отвечать более развернуто, чем подразумевала анкета.

        Интервьюеры отмечали: с первых же вопросов респонденты включались в работу, отвечали по возможности искренне, притом что большинство испытывали серьезные трудности в бизнесе. Однако встречались и настороженные респонденты, которые говорили: «Если бы вы стали мне задавать вопросы более глубокие, стали копать, я бы отказался». 

        • Всего 19 участников Панели Малого Бизнеса (2,5%) отказались от участия в проекте в ходе первой волны опроса.

        При этом десять просто отказались, а девять просили удалить контакты из базы. Среди причин отказа  большие трудности в бизнесе и нежелание о них говорить, подавленное эмоциональное состояние («бизнес в минусе», «комок нервов»), представление о бесполезности опросов, отсутствие интереса к ним, а также отсутствие времени отвечать на вопросы.

        • Предприниматели чаще были готовы отвечать на вопросы в будние дни, чем в выходные (в это время многие просили не беспокоить).

        Большинство предпринимателей – участников опроса задействованы в производственном процессе своего бизнеса, и интервьюерам приходилось подстраиваться под их режим работы. Вот что рассказал один из интервьюеров:

        «Были респонденты, занимающиеся перевозками, они сами организовывали эти перевозки, были предприниматели в сельском хозяйстве, которые сами вспахивали поле, работали на ферме и т. д., поэтому организовать процесс опроса было очень сложно, они постоянно были заняты». 

        Кроме того, небольшие трудности возникали из-за того, что опрос пришелся на летний период – многие респонденты были в отпуске и не хотели говорить о делах, о бизнесе.    

        ИЮЛЬ 2021 ГОДА

        Проведена первая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

        К началу первой волны исследования число участников Лонгитюда увеличилось до 768: к 736 предпринимателям, согласившимся участвовать в проекте на этапе рекрута, добавились еще 32, принимавшие участие в пилотажном исследовании мотивационных материалов для рекрута.

        В рамках сроков полевого этапа удалось опросить 679 предпринимателей. Анализ данных первой волны Лонгитюда основан на этой выборке. Еще месяц после основного поля проходил добор респондентов – тех, с которыми были достигнуты договоренности об опросе (они не отказались от опроса, но не смогли ответить в срок, потому что были в отпуске или болели).

        В ходе добора удалось опросить только восемь предпринимателей (их ответы не были учтены при анализе первой волны Лонгитюда, но эти респонденты смогут принять участие во второй волне). То есть в ходе первой волны всего было опрошено 687 предпринимателей. Достижимость респондентов составила 89,5%.

        Вторая волна запланирована на октябрь 2021 года. ​​

        Команда проекта запустила Telegram Лонгитюда Малого Бизнеса

        Закрытый Telegram-канал был создан в рамках мотивационной программы, задача которой – способствовать долговременному удержанию лонг-респондентов в проекте. В канале публикуются новости Лонгитюда, результаты опросов, проходящих в рамках проекта «Социология малого бизнеса», а также информация о других исследованиях и проектах ФОМа, которая может быть полезна и интересна предпринимателям. К концу июля у канала было 84 подписчика, в числе которых – не только лонг-респонденты, но и лонг-интервьюеры. Наибольшее количество просмотров публикаций наблюдалось в период проведения опроса, позже активность снизилась.

        МАЙ-ИЮНЬ 2021 ГОДА

        Разработана концепция Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

        Лонгитюд будет представлять собой серию опросов, которые проходят четыре раза в год на протяжении 10 лет. В начале каждого квартала специальная команда интервьюеров будет задавать участникам вопросы о событиях последних трех месяцев и том, как они отразились на состоянии бизнеса. Вопросы анкеты касаются как текущего положения дел в бизнесе, так и самых разных аспектов жизни и деятельности предпринимателей.

        Главной темой первых нескольких волн исследования станет влияние пандемии коронавируса на жизнь и компании респондентов. В дальнейшем центральные темы интервью будут меняться с учетом актуальных событий, важных для малого бизнеса. Часть вопросов будут задаваться в неизменном виде на протяжении всего исследования, чтобы понять, как меняются положение компаний и мнения предпринимателей. Опрос в рамках первой волны исследования запланирован на июль 2021 года, ведется разработка анкеты.

        Для рекрута респондентов в Лонгитюд разработан специальный инструментарий: гайд и информационный лист с рассказом о проекте

        Материалы были созданы на основе данных девяти разведывательных интервью с предпринимателями и прошли пилотажное тестирование на выборке в 50 респондентов.

        Целью разведывательных интервью было выявить ключевые мотивации для участия в многолетнем исследовании. Самой важной мотивацией оказалась возможность повлиять на ситуацию с малым бизнесом в стране, внести свой вклад в общее дело. Кроме того, предприниматели назвали значимыми условиями своего участия соблюдение анонимности и практическое использование результатов исследования. Эти мотивы и пожелания респондентов нашли отражение в информационном листе, один из разделов которого посвящен потенциальным интересантам исследования среди представителей власти и использованию ими данных для принятия управленческих решений.

        Проведен рекрут участников в Лонгитюд Малого Бизнеса

        20 интервьюеров из компаний – Партнеров ФОМа прошли тренинг по работе с лонг-респондентами и приняли участие в рекрутинговом обзвоне потенциальных участников Лонгитюда. Еще несколько лонг-интервьюеров, которых планируется задействовать в проекте, уже имеют опыт работы в лонгитюдном исследовании – совместном проекте ФОМа и НИУ ВШЭ по изучению карьерных траекторий выпускников школ.

        Рекрут проходил путем телефонных интервью с отобранными случайным образом участниками панели. В ходе рекрутирующего интервью главной задачей интервьюеров было получить согласие предпринимателя на участие в Лонгитюде и выяснить, какой канал коммуникации удобен для будущих опросов: мессенджеры, почта или телефонные звонки. В ходе рекрута интервьюерам было разрешено отходить от структуры гайда ради лучшего контакта с респондентом.

        Информационный лист, содержащий сведения о целях и формате исследования, а также ссылку на онлайн-форму, где можно оставить свои данные, направлялся респонденту с его согласия в любой удобный мессенджер или на почту. В ряде случаев респонденты, в ходе телефонного интервью отказавшиеся от участия в Лонгитюде, меняли решение после ознакомления с информационным листом и оставляли свои данные в контактной форме.

        По итогам рекрута участниками исследования стали 736 предпринимателей из Панели Малого Бизнеса.

        АПРЕЛЬ 2021 ГОДА

        Совместно с экспертами НИУ ВШЭ начата разработка лонгитюдного исследования малого бизнеса в России

        Коллектив исследователей малого бизнеса под руководством профессора Александра Чепуренко из НИУ ВШЭ предложил идею совместного многолетнего проекта по исследованию предпринимательства в России – Лонгитюда, участниками которого станут предприниматели из Панели Малого Бизнеса ФОМ.

        Исследование должно затронуть широкий круг тем: от изучения влияния семейной истории на становление предпринимателя до анализа стратегий ведения бизнеса в условиях пандемии. Планируемая продолжительность проекта составляет 10 лет.

        Начата совместная разработка концепции проекта Лонгитюда, его методики, изучение возможностей ПМБ как ресурса для исследований подобного рода (вопросы отбора, рекрута, коммуникации с участниками).

        © 2022 ФОМ