Для участников Лонгитюда представляем обзор актуальных результатов Проекта СМБиз

Аналитические статьи восьмой, девятой и десятой волн* Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

qr-code
Для участников Лонгитюда представляем обзор актуальных результатов Проекта СМБиз

Содержание

Представления предпринимателей о счастье

Участники Лонгитюда – о балансе между работой и другими сторонами жизни

Мотивы предпринимателей: изменения за два года

Чего ждут от государства люди с разными мотивами ведения бизнеса

Мотивы и факторы выбора бизнес-направления участниками Лонгитюда

Становление предпринимателя: необходимые качества и наставничество

Какие бизнесы ожидают от государства той или иной помощи

Представления предпринимателей о счастье

Треть предпринимателей считает, что счастье означает здоровье 

В ходе девятой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ предприниматели рассказали исследователям, что для них означает счастье, а также поделились своими способами забыть о проблемах и улучшить настроение. 

Так, счастье чаще всего предприниматели определяли как «здоровье свое и близких» (31%), «благополучие в семье, благополучие детей» (20%), «материальный достаток» (17%), «душевное спокойствие» (14%), «семья, дети, внуки» (14%). Самыми популярными «рецептами» счастья среди предпринимателей оказались «семья, родные, дети, их благополучие» (32%), «работа над собой, оптимизм, вера в лучшее» (12%), «сон, покой, отдых в целом» (11%), «активный отдых, путешествия, смена обстановки, прогулки» (10%). При этом первый и последний «рецепты» оказались наиболее популярными среди предпринимателей в возрасте 18–35 лет (44 и 19% соответственно), а «работа над собой, оптимизм, вера в лучшее» – среди предпринимателей 55 лет и старше (18%). 

Кроме того, предприниматели в целом оценили свой уровень счастья на 7 баллов из 10, что лишь на 0,3 балла меньше, чем среди россиян в целом. 

Одними из самых высоких показателей по уровню счастья отличаются предприниматели, у которых в структуре мотивов ведения бизнеса преобладают возможность самореализации (7,5 балла) и получение высокого дохода (7,4 балла). Те же, кто вынужден заниматься бизнесом, чтобы прокормить себя и семью, напротив, оценили свой уровень счастья ниже, чем в среднем (6,5 балла). 

К содержанию

Участники Лонгитюда – о балансе между работой и другими сторонами жизни

Предприниматели в возрасте говорят, что редко сталкиваются со стрессом в работе 

В рамках Лонгитюда Малого Бизнеса исследователи поинтересовались у предпринимателей, как часто у них бывают напряженные ситуации на работе. 

Выяснилось, что только 5% предпринимателей – участников Лонгитюда сказали, что никогда не сталкиваются со стрессом при ведении бизнеса. Остальные признались, что ощущают на себе его воздействие: 32% – редко, 35% – часто и 27% – постоянно.

Интересно, что участники Лонгитюда в возрасте 56 лет и старше реже говорили о том, что постоянно сталкиваются со стрессом (22% при среднем по выборке в 27%) и чаще – что напряженные ситуации для них редкость (38 и 32% соответственно). 

Меньше трети предпринимателей регулярно уходят в отпуск 

В ходе девятой волны Лонгитюда Малого Бизнеса исследователи выяснили, удается ли предпринимателям отдыхать. Так, предприниматели одинаково часто отвечали, что не имеют отпуска (35%) или что уходят в отпуск изредка (35%), 29% опрошенных говорили, что уходят в отпуск регулярно. 

При этом особенно часто об отсутствии отпуска говорили участники Лонгитюда, у которых проблемы в бизнесе и которые придерживались во II квартале 2023 года стратегии выживания (45%). Среди них только 35% отметили, что после отпуска чувствуют себя полными энергии и сил, в то время как среди предпринимателей, придерживающихся стратегии роста, такой ответ дал 51% (при среднем по выборке в 45%).

Чаще всего в качестве способа восстановления сил респонденты называли сон и отдых (38%), далее – время с семьей (18%), активный отдых и путешествия (17%), а также спорт (14%). 

Что касается баланса между работой и другими сферами жизни, большинству участников Лонгитюда удается его поддерживать. Положительно на этот вопрос ответили 63% опрошенных, отрицательно – 34%. 

К содержанию

Мотивы предпринимателей: изменения за два года 

Доля предпринимателей, занимающихся бизнесом ради самореализации, выросла 

Изучая ответы участников Лонгитюда Малого Бизнеса на вопрос о мотивах занятия предпринимательством, исследователи выделили три мотива: чтобы прокормить себя и семью («вынужденное» предпринимательство), чтобы получать высокий доход и чтобы самореализоваться. В ходе очередного опроса они попросили предпринимателей выделить основной мотив и ответы сравнили с ответами за прошлые годы. 

Выяснилось, что за прошедшие два года снизилась доля отмечающих, что главным мотивом является обеспечение себя и семьи (45%, –6 п. п. к 2021 году), а самореализация (26%, +4 п. п. к 2021 году) и высокий доход (23%, +2 п. п. к 2021 году) стали занимать в структуре мотивов несколько большую долю. 

Сравнивая ответы предпринимателей в разные периоды, исследователи сделали вывод, что снижение доли «вынужденных» предпринимателей отчасти связано с изменением их мотива («приток» в эту группу меньше, чем «отток» из нее в группы с другими мотивами), отчасти – с выбыванием из бизнеса. Последнее, вероятно, связано с тем, что в условиях снижения уровня безработицы «вынужденные» предприниматели перестают заниматься бизнесом и возвращаются к работе по найму. 

Для подавляющего большинства предпринимателей их бизнес является основным источником семейного дохода, и в целом по выборке доля таких ответов на протяжении двух лет остается стабильной – 87%. При этом в группе «самореализующихся» стали чаще отмечать, что предпринимательство – основной источник дохода (88%, +9 п. п. к 2022 году). А вот среди тех, чей основной мотив – прокормить себя и семью, за два года такие ответы стали встречаться реже (87%, –5 п. п. к 2021 году). Вероятно, эти изменения связаны с тем, что «самореализующиеся» стали чаще выходить на более высокие показатели прибыли, позволяющие сделать бизнес основным источником дохода. 

К содержанию

Чего ждут от государства люди с разными мотивами ведения бизнеса

Предприниматели с разными мотивами ведения бизнеса нуждаются в разных мерах господдержки 

В ходе девятой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ исследователи задались вопросом, различается или нет потребность в той или иной государственной поддержке у предпринимателей с разными мотивами ведения бизнеса? 

Оказалось, различия есть и заметные. Так, помощь по выходу на новые рынки и образовательно-информационная помощь более привлекательны для тех, кто занимается бизнесом ради самореализации, а финансовая помощь – для тех, кто ради высокого дохода. При этом первые заметно чаще вторых ждут от государства обучающих программ и консультирования (17% против 11%), а также информационной поддержки (18% против 14%). Вторые же заметно чаще, чем первые, ждут от государства налоговых льгот и специальных налоговых режимов (62% против 54%), а также возможности участия в госзаказе и госзакупках (26% против 18%). 

К содержанию

Мотивы и факторы выбора бизнес-направления участниками Лонгитюда 

Как предприниматели выбирают направление бизнеса? 

В ходе восьмой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ исследователи спросили предпринимателей о мотивах выбора бизнес-направления, а также об образовании и опыте работы.

Так, 42% участников Лонгитюда сказали, что их профессиональное образование полностью или скорее соответствует направлению их бизнеса, 53% – что скорее или совершенно не соответствует. При этом 77% респондентов обладают высшим или неоконченным высшим образованием. Интересно, что среди предпринимателей с высшим или неоконченным высшим образованием доля ответивших, что их бизнес связан с их направлением подготовки, значительно выше, чем среди респондентов со средним специальным или начальным профессиональным образованием (46 и 35% соответственно). 

Чаще всего в качестве основных мотивов выбора бизнес-направления участники Лонгитюда называли наличие необходимых знаний, умений и навыков (25%) и любовь, интерес к сфере бизнеса (21%), а также случайный выбор (14%), наличие спроса, перспектив (11%) и возможность заработка (10%). 

К содержанию

Становление предпринимателя: необходимые качества и наставничество 

Какие качества и навыки нужны предпринимателям для успеха в бизнесе? 

В ходе восьмой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ исследователи узнали у предпринимателей, какие качества, на их взгляд, являются важнейшими для успешного ведения бизнеса. В топ-3 главных предпринимательских качеств вошли решительность и упорство (52%), организаторские способности (49%), гибкость и адаптивность (36%). 

Социологи также поинтересовались, каких навыков и умений предпринимателям не хватает, чтобы добиваться успеха. Чаще всего участники Лонгитюда называли профессиональные навыки по специализации своего бизнеса (44%), коммуникативные (42%) и управленческие навыки (41%). 

Обучение своему делу и наставничество: что думают предприниматели 

По данным восьмой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, большинство предпринимателей считают, что подростков в возрасте 13–17 лет следует знакомить с предпринимательской деятельностью: в пользу этого высказались 85%, против – 11%, еще 4% с ответом затруднились. 

При этом 51% респондентов полагает, что давать азы предпринимательской деятельности стоит лишь желающим освоить их подросткам и в рамках дополнительных занятий, а 36% – что знакомство с предпринимательством должно стать частью обязательных образовательных программ. 

Вопрос о желании самому выступить в роли наставника для начинающего предпринимателя разделил респондентов практически поровну. Скорее хотели бы попробовать себя в таком амплуа 40% опрошенных, 36% сообщили об обратном. 

К содержанию

Какие бизнесы ожидают от государства той или иной помощи

Какие меры господдержки предприниматели считают самыми полезными? 

Летом 2023 года ФОМ выяснил, какие меры господдержки хотели бы получать предприниматели – участники Лонгитюда Малого Бизнеса.

В числе лидеров оказались меры финансовой поддержки: налоговые льготы (59%), льготное кредитование (41%), возможность участия в госзаказе (21%). Запрос на информационно-образовательную помощь несколько ниже: информационную поддержку признали самой полезной мерой господдержки 17% предпринимателей, обучающие программы – 14%. А вот государственное софинансирование расходов по выходу на новые рынки сочли наиболее полезной мерой лишь 12% респондентов, гранты социальным предпринимателям – 10%. 

При этом выраженность интереса к тем или иным мерам господдержки варьируется в зависимости от того, к какой типологической группе принадлежит предприниматель. Так, мерами по продвижению на новые рынки не интересуется никто, кроме представителей группы «Продвинь меня!», обучением и информационной поддержкой – никто, кроме представителей группы «Научи меня!». Представители группы «Сократи налоги и бюрократию!» демонстрируют повышенный, а группы «Не мешай!» – наоборот, пониженный спрос на меры финансовой поддержки. 

К содержанию

_______________

* Восьмая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ проходила в период с 14 апреля по 16 мая 2023 года. Выборка – 756 респондентов. 

Девятая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ проходила в период с 11 июля по 13 августа 2023 года. Выборка – 744 респондентов. 

Десятая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ проходила в период с 10 октября по 8 ноября 2023 года. Выборка – 738 респондентов. 

© 2024 ФОМ