Проекту СМБиз – пять лет!

Команда Проекта отметила юбилей мараФОМом, в ходе которого представила интересные результаты количественных и качественных исследований

qr-code
Проекту СМБиз – пять лет!

При использовании фотографий на других ресурсах ссылка на ФОМ обязательна

В этом году Проекту СМБиз, посвященному исследованиям малого предпринимательства, исполняется пять лет. ФОМ отметил этот юбилей, проведя 26 мая, в День российского предпринимательства, мараФОМ «5 лет Проекту СМБиз: результаты и достижения». В ходе мероприятия социологи не просто поделились результатами исследований, а рассказали о предпринимателе как о человеке сквозь призму данных Проекта СМБиз.

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

В ФОМ-Офисе собрались гости: партнеры из Сбера, НИУ ВШЭ, представители Банка России, Общественной палаты РФ, деловых СМИ, коучи, предприниматели. Те, кто не смог присутствовать лично, присоединились к трансляции мероприятия.  

В начале мараФОМа бизнесменов с профессиональным праздником поздравили президент Фонда Общественное Мнение Александр Ослон и управляющий директор компании Лариса Паутова.

Президент ФОМа Александр Ослон

«В День российского предпринимательства мы представляем результаты количественных и качественных исследований малого бизнеса. Мы пригласили предпринимателей на мараФОМ неслучайно: в своих исследованиях в будущем мы хотим быть интереснее, ближе и полезнее им».

Александр Ослон, президент ФОМа

Президент ФОМа рассказал аудитории о том, как зарождался Проект СМБиз, о его целях и смыслах, а также продемонстрировал древо Проекта, ветвями которого стали ключевые исследования Проекта: «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ), Лонгитюд Малого Бизнеса, «Интеллектуальные продукты Малого Бизнеса» и «Стресс Малого Бизнеса».

Проекту СМБиз – 5 лет. Социология малого бизнеса. Дерево Проекта.

Александр Ослон

Перейти к презентации

Руководитель отдела «Социология экономической культуры» Юлия Дормидонтова и ведущий специалист отдела «Социология экономической культуры» Анастасия Поникаровская

Подробно о каждом направлении в динамичном формате TEDx-выступлений рассказали исследовательские команды. Так, команда отдела «Социология экономической культуры» представила проект ПРИМ. Юлия Дормидонтова и Анастасия Поникаровская рассказали о том, что мотивирует людей открывать свое дело, какие качества, по мнению самих предпринимателей, нужны для успеха и существует ли так называемая предпринимательская жилка.

Исследование «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ)

Юлия Дормидонтова, Анастасия Поникаровская

Перейти к презентации

Аналитики Сбера Марина Горенская и Виктория Чиванова

Тему экономических исследований продолжили партнеры из Сбера: аналитики компании Марина Горенская и Виктория Чиванова представили результаты совместного с ФОМом исследования «Доверие в среде микро- и малого бизнеса».

Доверие в среде микро- и малого бизнеса

Марина Горенская, Виктория Чиванова

Перейти к презентации

Главный специалист по долгосрочным исследованиям Найля Абдулхаерова и ведущий специалист по панельным исследованиям и коммуникациям Анастасия Егорова

Далее внимание аудитории переключилось на долгосрочные исследования. В рамках уникального проекта – Лонгитюда Малого Бизнеса – лонг-интервьюеры на протяжении нескольких лет опрашивают одних и тех же лонг-респондентов. Это, по словам ведущего специалиста по панельным исследованиям и коммуникациям Анастасии Егоровой, позволяет анализировать бизнес-траектории предпринимателей, отслеживать отсроченные эффекты определенных событий, наблюдать зарождение изменений и их результаты.

Исследование «Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ» (ЛМБ)

Анастасия Егорова

Перейти к презентации

В ходе исследования предпринимателей спрашивают не только о состоянии их бизнеса, но и о них самих – о том, какие у них хобби, любимое блюдо, где они предпочитают отдыхать, как отмечают Новый год и т. д. Главный специалист по долгосрочным исследованиям Найля Абдулхаерова назвала Лонгитюд самым человеческим исследованием в рамках Проекта СМБиз. 

Анастасия Егорова также представила аудитории Хаб СМБиз (хранилище данных Лонгитюда) и рассказала, кто, для чего использует эти данные и кому они могут быть полезны.

О чем рассказывают предприниматели. Уникальные данные

Найля Абдулхаерова, Анастасия Егорова

Перейти к презентации

«Как исследователь, работающий с панелью Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, должен сказать, что сама по себе эта панель – не просто источник интересных знаний о том, как предприниматели чувствуют, живут, чего они ожидают, это своего рода диалог с ними. Будучи сторонним исследователем, понимаешь, что не только занимаешься вопросами исследования, моделирования, но и пытаешься понять внутреннюю мотивацию предпринимателей – ведь за данными скрываются какие-то их чувства, переживания. Пользуясь этим, пытаешься помочь как ученый, построив интересные модели, спрогнозировав тенденции.

Для методологически ориентированного исследователя Лонгитюд Малого Бизнеса – нечто большее, чем источник данных. Это настоящий кладезь потенциальных открытий в плане исследования панельной структуры данных, поиска новых регрессионных моделей».

Станислав Пашков, кандидат социологических наук, научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ

Заведующий Лабораторией анализа данных Ефим Галицкий

1/3

Заведующий Лабораторией анализа данных Ефим Галицкий

Об особенностях траекторий бизнес-стратегий предпринимателей шла речь в выступлении команды Лаборатории анализа данных. Начальник Лаборатории Ефим Галицкий рассказал о различных способах прогнозирования того, каким для участников исследования окажется очередной квартал. В свою очередь, ученицы аналитика – старший специалист Лаборатории анализа данных Ксения Казакова и выпускница социологического факультета МГУ и ФОМ-Мастерской Светлана Борисова – сравнили динамику Индекса состояния бизнеса у предпринимателей разного пола, возраста, а также работающих в разных сферах. 

Траектории стратегий предпринимателей

Ефим Галицкий, Ксения Казакова, Светлана Борисова

Перейти к презентации

Руководитель группы «микроФОМ» Лейла Васильева

Не остались без внимания и качественные исследования – их в рамках направления «Интеллектуальные продукты СМБиз» представили руководитель группы «микроФОМ» Лейла Васильева и руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа Роман Бумагин. Так, Лейла Васильева перечислила основные выводы, сделанные по итогам КЭП-сессий (работы с коммуникабельными экспертами-предпринимателями). Она уделила внимание процессам солидаризации в предпринимательском сообществе, самоидентификации владельцев малого бизнеса, стратегии и тактике успешного ведения дел, а также стремлению предпринимателей производить уникальные продукты и создавать ценности. 

Руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМа Роман Бумагин

А Роман Бумагин продемонстрировал аудитории увесистые печатные версии Докладов СМБиз, посвященных адаптации малого бизнеса к вызовам пандемической и турбореальности. Роман Бумагин отметил, что работа над Докладами характеризуется двумя словами: «мы» (исследователи) и «вместе» (работа шла совместно с предпринимателями). Он также поделился планами на дальнейшие качественные исследования, которые будут проводиться совместно с предпринимателями и для них.

Направление ИнтелМБиз

Роман Бумагин, Лейла Васильева

Перейти к презентации

Управляющий директор ФОМа Лариса Паутова

В свою очередь, Лариса Паутова рассказала о том, как зарождалось исследование «Стресс Малого Бизнеса», о его миссии и о том, чем оно может быть полезным и предпринимателям, и социологам.

Открытость против стресса: история возникновения идеи исследования «Стресс Малого Бизнеса» (СтрессМБиз)

Лариса Паутова

Перейти к презентации

«Мне очень понравилось то, о чем сказала Лариса Паутова: нужен не просто «измеритель», а «помогатель»! То есть такой ресурс, который вместе с предпринимателями строит стратегии не просто выживания и развития, но и раскрытия потенциала самого предпринимателя, его таланта, не с точки зрения зарабатывания денег, а с точки зрения его самореализации, самоотдачи, работы на общество. Нужно сделать так, чтобы он почувствовал кайф от того, что он – предприниматель, от того, что он может, от того, что делает!»

Сергей Рыбальченко, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных ценностей

Кроме того, социологи компании презентовали тематические исследования, проведенные на базе Панели Малого Бизнеса – Роман Бумагин рассказал об отношении общества к предпринимателям, опираясь на исследование «Малый бизнес и общество», а Ефим Галицкий остановился на динамике типологических групп предпринимателей, выделенных в зависимости от мер поддержки, которые они ожидают от государства.

Тематические исследования на Панели Малого Бизнеса (ПМБ)

Роман Бумагин, Ефим Галицкий

Перейти к презентации

В заключительном слове Александр Ослон отметил, что мараФОМ завершается, но исследования малого бизнеса будут продолжаться.

 

Полная видеозапись мероприятия

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Выступления спикеров вызвали живой интерес аудитории (в частности, гости отмечали полезность информации о Хабе СМБиз, подчеркивая важность открытых данных Лонгитюда, а также говорили об актуальности изучения стресса у предпринимателей).  

«Большое спасибо коллегам, что пригласили на мероприятие и поделились знаниями. Сегодня я почувствовала, что мы действительно одной крови, мы одна семья. Очень приятно было слышать, что вы, социологи, хотите помочь предпринимателям, что вы себя к ним относите – ведь когда мы исследуем себя, получаем самые честные знания».

Ангелина Куликова, сооснователь школы речи и коммуникации «Диаграмма голоса», экономический и социальный психолог, исследующий предпринимательство

После выступлений общение участников мероприятия продолжилось в неформальной обстановке. В общем, мараФОМ стал запоминающимся событием и для фомовцев, и для их гостей. 

МараФОМ «5 лет Проекту СМБиз: результаты и достижения»

фотоотчет

«МараФОМ – это значимое и полезное мероприятие как для социологов, занимающихся изучением малого бизнеса, так и для самих предпринимателей – для них это отличная возможность узнать больше о себе и об исследованиях, посвященных их опыту и развитию. Участникам мараФОМа за короткое время удалось получить целостное представление о направлениях работы нашей компании в этой сфере. Лично для меня мараФОМ стал точкой сборки – теперь я гораздо лучше понимаю, как устроено направление СМБиз. Особенно ценно было еще раз убедиться в том, что результаты количественных опросов действительно отражают реальную картину положения малого бизнеса – это подтверждается качественными исследованиями. В итоге мараФОМ не только расширил кругозор, но и укрепил уверенность в том, что мы движемся в правильном направлении, собирая важную и достоверную информацию о предпринимателях.

Мероприятие прошло на одном дыхании: было много юмора, живого общения и очень теплая, дружеская атмосфера».

Анастасия Поникаровская, ведущий специалист отдела «Социология экономической культуры»

МараФОМ завершился, но исследования малого бизнеса продолжаются, а значит, у социологов впереди еще много интересных задач. 

Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ