На мероприятии, которое состоялось 15 декабря, компания представила результаты двух лет исследований в рамках Проекта СМБиз
Встреча «Проект «Социология Малого Бизнеса». Два года исследований: итоги и перспективы» прошла в гибридном формате и собрала в офисе Фонда Общественное Мнение и в онлайне практически всех представителей узкого сообщества экспертов, занимающихся изучением малого предпринимательства. О том, что их в целом в стране откровенно мало, в начале дискуссии заявил доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Департамента социологии факультета социальных наук и Лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. Приведя в пример международное исследование Global Entrepreneurship Monitor (GEM), он призвал участников встречи насыщать информационное пространство, публичные медиа результатами СМБиз, чтобы «через три-пять лет в России было неприлично выступать с законодательными предложениями, новыми программами и оценками этих программ без ссылки на материалы фомовского СМБиз».
В начале мероприятия о Проекте СМБиз рассказал президент ФОМа Александр Ослон. Он представил структуру Проекта в форме дерева, в корне которого – технологии ФОМ-опросов и ФОМ-коммуникаций, Партнеры ФОМа в регионах и Проект коронаФОМ, а в кроне – направления деятельности, настоящие и будущие. Рассказывая о них, Александр Ослон особо отметил новое исследование «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ), которое проводится совместно со Сбером и включает опросы малого бизнеса, самозанятых и населения, а также позволяет понять, как предприниматели переживают возникшие в 2022 году трудности. Это исследование призвано заменить ушедший из России GEM. Кроме того, он анонсировал будущие активности: выпуск доклада о постЗападной реальности в представлениях предпринимателей и два интенсива. Первый, основанный на опыте компаний, которым в условиях кризиса удалось проявить свойства антихрупкости, предназначен для предпринимателей, а второй – для старших школьников, которые хотят стать предпринимателями.
Говоря о смысле Проекта СМБиз, президент ФОМа сформулировал концепцию 5К, в основе которой – консорциум с региональными партнерами, коллаборация с коллегами-исследователями, коллайдер, дающий возможность коллегам проводить исследования на Панели Малого Бизнеса ФОМ и тем самым наращивать знания о малом предпринимательстве, КЭП-клуб как объединение участвующих в Проекте предпринимателей и культура предпринимательства.
В завершение своего выступления Александр Ослон, отвечая на вопрос о том, как зародился Проект СМБиз, оперся на характерную аналогию:
«Если садовник говорит, что у него есть план вырастить дерево, то он врет. Дерево растет само, а садовник может только поливать и удобрять его. В этом Проекте, конечно же, очень много стихии. И эта стихия возникает в результате партнерства».
Руководитель группы телеФОМ Тимур Османов – один из составителей Панели Малого Бизнеса, которая является инфраструктурным ядром Проекта СМБиз, – подробно рассказал о ее создании, строении и некоторых особенностях, в частности о невозможности быстрого масштабирования. Панель Малого Бизнеса представляет собой выборку из населенческого опроса – это респонденты, которые назвали себя предпринимателями, согласились на повторный контакт и предоставили о себе и своем бизнесе определенную информацию. На данный момент в ней 6777 участников. Этот объем был получен на сотнях тысяч респондентов – участников населенческих опросов ФОМа. Соответственно растет Панель медленно: чтобы увеличить это число в два раза, нужно опросить еще несколько сотен тысяч.
Тимур Османов также акцентировал внимание на том, что Панель Малого Бизнеса – это не только 6777 респондентов, но и поддерживающая ее инфраструктура. Это способ коммуникации с этими людьми.
«Мы выработали три правила коммуникации с участниками Панели для того, чтобы она минимально осыпалась и им было комфортно. Первое: мы звоним через специальный номер, начинающийся на 8 800, – люди понимают, что это мы, и чаще берут трубки. Наш эксперимент показал, что при звонках с этого номера доля дозвонов выше, чем при звонках со случайных номеров, как это делают обычные кол-центры. Второе: предпринимателям звонят интервьюеры, которых мы специально для этого обучили. И третье: мы делаем опросы интересными для респондентов, что способствует их большей вовлеченности».
Панель Малого Бизнеса: методы создания,структура, возможность экстраполяции результатов на малый бизнес РФ
Смотреть презентациюНачальник Лаборатории анализа данных Ефим Галицкий привел любопытные результаты шести волн Лонгитюда Малого Бизнеса. В своем докладе «О чем «говорят» длинные траектории и насколько Лонгитюд помогает заглянуть в будущее» он проанализировал бизнес-стратегии 425 респондентов (это 60% от среднего числа участников каждой волны), которые не пропустили ни одной волны исследования, чтобы понять, с чем связана успешность деятельности этих бизнесов. В основе анализа лежали ответы респондентов на вопрос «Какое из трех слов лучше всего характеризует вашу бизнес-стратегию в прошлом квартале: выживание, сохранение или рост?». По словам Ефима Галицкого, 33% всех участников шести волн придерживались стратегии выживания, 13% – стратегии роста и 54% – сохранения.
Также он традиционно обратил внимание коллег на то, что Лонгитюд не претендует на репрезентативность. Это рассказ о жизни конкретных предпринимателей.
О чем говорят «длинные» траектории и насколько лонгитюд помогает заглянуть в будущее?
Смотреть презентациюСпециалист по панельным исследованиям и коммуникациям Анастасия Егорова рассказала о настроениях предпринимателей (доля тех, кто испытывает беспокойство, тревогу, в IV квартале 2022 года по сравнению с III кварталом значительно выросла и составила 63%) и негативных изменениях в бизнес-среде. Основная часть доклада была посвящена тем, кто принял решение о закрытии или продаже бизнеса – таких среди участников Лонгитюда Малого Бизнеса оказалось 100 человек. Среди них 68% закрыли бизнес и только 8% продали. Анастасия Егорова составила портрет этих людей. Оказалось, что чаще выходили из бизнеса индивидуальные предприниматели (76%), те, чьими основными потребителями являлись физические лица (73%), и те, у кого не было наемных работников. Любопытно, что, расставшись с бизнесом, 46% не хотят открывать новый (собираются сделать это 37%).
Самочувствие малого бизнеса. Почему предприниматели выходят из бизнеса?
Смотреть презентациюА вот ведущий специалист Лаборатории анализа данных Екатерина Пушкина рассказала о тех, кто остается в бизнесе. Она проанализировала ответы участников Лонгитюда, улучшивших и ухудшивших свои позиции в III квартале 2022 года. Особое внимание в докладе было уделено сравнению того, как сказалась на бизнесе этих двух групп предпринимателей частичная мобилизация. По словам Екатерины Пушкиной, улучшившие позиции в меньшей степени, чем ухудшившие, ощутили влияние частичной мобилизации. Первые чаще, чем вторые, работают в b2c-секторе, используют труд наемных работников и открывали новые виды деятельности.
Какие бизнесы улучшили, а какие ухудшили свои позиции в III квартале 2022 года.
Смотреть презентациюРуководитель группы партнерских коммуникаций ФОМ Роман Бумагин рассказал о трансформации малого бизнеса в свете масштабных потрясений последних лет, а также анонсировал доклад, темой которого станет жизнь российского малого предпринимательства после ухода Запада. По словам Романа Бумагина, малый бизнес в стране во многом учился у Запада, а в ситуации, когда произошел слом привычного порядка и более невозможно ориентироваться на Запад, российским предпринимателям придется учиться друг у друга.
«То, что малые предприниматели – неисправимые оптимисты, делает их надлежащим объектом в этом исследовании. Потому как с кем, как ни с оптимистами, говорить о будущем, которое в полном тумане».
От панРеальности к турбоРеальности: трансформации малого бизнеса в свете масштабных потрясений последних лет.
Смотреть презентациюСмотреть в будущее малого бизнеса с оптимизмом позволяет и доклад старшего специалиста Елизаветы Мудрецовой. Она рассказала об антихрупких компаниях – тех, кто в кризисной ситуации, в том числе в период специальной военной операции и антироссийских санкций, не просто выживает, а находит возможности для роста и развития, а также представила несколько рецептов руководителей по ведению бизнеса. Елизавета Мудрецова сказала, что целью исследования было обобщить опыт антихрупких компаний, чтобы понять, на какие бизнес-процессы делать ставки в кризисные времена.
Доклад вызвал бурную дискуссию среди экспертов, которые рассуждали о важной роли удачи в ведении бизнеса, нехватке у предпринимателей знаний, поскольку бизнес-образование в стране не имеет практической направленности, и пользе любого опыта и рекомендаций, даже тех, которые кому-то могут показаться очевидными.
Встреча закончилась историями и аллегориями, после чего Роман Бумагин, который был еще и модератором всей дискуссии, поблагодарил присутствующих и выразил уверенность, что любая реплика и неожиданный взгляд обогащают Проект СМБиз.
Антихрупкость малого бизнеса: рецепты от руководителей компаний, как управлять бизнесом в кризис.
Смотреть презентацию