ФОМ слушает голоса предпринимателей

qr-code
ФОМ слушает голоса предпринимателей

Специальная военная операция на Украине и последовавшие за ней западные «адские» санкции привели к тому, что социальная реальность радикально изменилась и приобрела турбулентный характер, стала, можно сказать, турбоРеальностью. 

Возникшие существенные изменения в условиях жизни и деятельности малого бизнеса, вызвали необходимость срочного изучения того, как предприниматели воспринимают происходящее, как они описывают возникшие проблемы и каким видят ближайшее будущее. 

Поэтому ФОМ запустил исследование, главная цель которого – услышать предпринимателей, неожиданно оказавшихся в турбоРеальности, получить их развернутые ответы на вопросы о том, что с ними сегодня происходит, как они это воспринимают и переживают, что делают и что собираются делать.

Исследование выполнено в виде экспресс-опроса на небольшой выборке (всего 106 респондентов, случайно отобранных из Панели Малого Бизнеса) по короткой анкете, состоящей из 11 открытых и 8 закрытых вопросов.

Предприниматели отвечали на вопросы о ситуации в малом бизнесе в целом и в их бизнесе в частности, о влиянии санкций, об отношении к мерам господдержки, о настроениях окружающих, возможных стратегиях поведения и т. д.

Результаты опроса представлены в виде графиков (для закрытых вопросов) и в виде массива дословных ответов респондентов (для открытых вопросов). Этот массив и есть «голоса предпринимателей», он структурирован по вопросам и тематическим категориям, выделенным в ходе анализа данных, и снабжен гиперссылками для удобства навигации.

Полученные результаты не только отражают ментальное состояние предпринимателей в условиях нынешней турбоРеальности, но и подсказывают направления дальнейших ФОМ-исследований. Эти исследования будут более объемными и основательными – с глубоким раскрытием избранных тем. Уже сейчас весьма актуальными представляются темы социальных последствий антироссийских санкций для малого бизнеса, практики адаптации малого бизнеса к турбоРеальности, динамика настроений, мотиваций, устремлений предпринимателей и др. 

Однако для окончательного выбора темы и развертывания исследовательской работы необходимо взаимодействие с партнерами, которым разработка той или иной темы по-настоящему нужна. Поэтому одна из задач представленного исследования – вызвать интерес и найти партнеров для его продолжения. 

© 2024 ФОМ