ФОМ отобрал 5 публикаций на основе предпочтений участников Лонгитюда Малого Бизнеса
Представляем результаты исследования в разрезе разных бизнес-стратегий предпринимателей: что произошло в бизнесе за второй квартал 2021 года, прогнозы на третий, личное отношение к предпринимательству.
На заседании Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства под председательством премьер-министра Михаила Мишустина в начале декабря обсуждались итоги и уроки первых полутора лет пандемии и ее негативное воздействие на бизнес. В центре внимания была эффективность принимавшихся ранее, а также ныне действующих мер поддержки предпринимателей.
На заседании были озвучены некоторые результаты исследования ФОМа «Малый бизнес и государство», проведенного в конце лета:
Считается, что в России люди недолюбливают предпринимателей, чему есть серьезные идеологические и исторические предпосылки.
Специалисты ФОМа решили узнать, как на самом деле наши сограждане относятся к предпринимателям, и в апреле 2021 года провели два опроса на эту тему в рамках исследования «Малый бизнес и общество»: опрос россиян и опрос самих предпринимателей.
Согласно полученным данным, стереотип о плохом отношении россиян к предпринимателям распространен довольно широко: треть опрошенных (32%) считает отношение к людям бизнеса в нашем обществе скорее плохим. Однако эта точка зрения не является доминирующей: почти половина участников опроса (46%) уверена в обратном, то есть считает отношение к предпринимателям в нашей стране скорее хорошим.
В результате опроса, реализованного на Панели Малого Бизнеса ФОМа в июле – августе 2021 года, социологи выделили четыре группы предпринимателей с разными потребностями:
Группы обладают заметной отраслевой спецификой. Например, в группе «Продвинь меня!» чаще, чем в среднем по выборке, встречаются предприятия оптовой торговли, а также сельского хозяйства, в группе «Научи меня!» – предприятия розничной торговли, в группе «Дай мне льготы!» – строительные предприятия, в группе «Не трогай меня!» – предприятия сферы услуг.
ФОМ выяснил, с какими проблемами столкнулись компании в связи с пандемией и что помогло их решить. На основе интервью с руководителями компаний было выделено шесть основных трудностей: финансовая нестабильность и невозможность долгосрочного планирования, моральное состояние руководителей и сотрудников, нарушение баланса работы и отдыха, разрушение цепочек взаимодействия с контрагентами, закрытие государственных границ, а также отсутствие налаженного диалога с государством.
Например, для решения последней проблемы владельцы бизнеса начали объединяться в целях разработки и уточнения стандартов деятельности, налаживания диалога с государством.
Социологи отметили, что важным шагом на этом пути стало ведение «белого» бизнеса. Компании, которые пытались уменьшить размер налогов, не трудоустраивая своих сотрудников официально, не смогли получить госсубсидии в полном объеме.