В преддверии запуска седьмой волны Лонгитюда представляем обзор актуальных результатов Проекта СМБиз

Первые результаты шестой волны* Лонгитюда Малого Бизнеса и резюме встречи ФОМа с экспертами в сфере изучения малого предпринимательства

qr-code
В преддверии запуска седьмой волны Лонгитюда представляем обзор актуальных результатов Проекта СМБиз

Динамика положения российского малого бизнеса за июнь 2021 года – ноябрь 2022 года

Шестой ежеквартальный замер состояния российского малого бизнеса в рамках Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ обнаружил на фоне стабилизации операционных показателей снижение ряда показателей, характеризующий предпринимательский оптимизм. Так, практически без изменений остались доли тех, чей бизнес выживает, сохраняет позиции либо растет (колебания в пределах 2 п. п.). Кроме того, выросла доля тех, кто оценивает условия в бизнес-среде, спрос, конкуренцию и ситуацию в экономике как стабильные.  

При этом рекордно снизилась доля тех, кто исключает закрытие/продажу своего бизнеса. Этот показатель на протяжении всех предшествующих замеров стабильно находился на отметке 66%, а в шестой волне просел сразу на 7 п. п. Также на рекордно низкой отметке (31%) находится доля тех, кто вступает в текущий квартал (на момент проведения опроса речь шла о IV квартале 2022 года) с оптимизмом.  

Такая неоднородная динамика настроенческих и операционных показателей может свидетельствовать о том, что, несмотря на адаптацию и стабилизацию малых предприятий к работе в турбулентной внешней среде на уровне бизнес-процессов, у их руководителей нет уверенности в том, что стабилизировалась сама внешняя среда. По значительной части показателей ситуация в малом бизнесе в III квартале 2022 года напоминает ситуацию конца 2021 года, когда в целом адаптировавшийся к пандемическим условиям бизнес ожидал начала новой волны пандемии, не зная, насколько серьезной и разрушительной она окажется. 

Считают ли предприниматели, что сейчас подходящее время для открытия нового дела?

В ходе шестой волны ежеквартального опроса предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ только 29% респондентов сказали, что сейчас подходящее время начала собственного дела, тогда как 58% выразили противоположное мнение.

Одним из принципиальных различий между ними является оценка состояния дел в собственном бизнесе. Ожидаемо, что, чем лучше положение бизнеса, тем оптимистичнее оцениваются перспективы открытия нового дела. И наоборот: те, кто сталкивается с серьезными трудностями, настроены в этом вопросе более скептично.

Так, среди считающих время подходящим для открытия своего дела было больше тех, кто сообщал о повышении дохода в текущем квартале в сравнении с предыдущим (25% против 16% тех, кто считал время для открытия бизнеса неподходящим, и 19% в среднем по выборке), и меньше тех, кто говорил о его снижении (25% против 46 и 39% соответственно). И те и другие чаще всего говорили, что их доход был стабилен, но среди первых эта доля была заметно выше (50%), чем среди вторых (38%) и чем в среднем по выборке (42%).

Реакция малого бизнеса на частичную мобилизацию

В России 21 сентября была объявлена частичная мобилизация. О том, что она отразилась на бизнесе, сообщили 44% участников Лонгитюда Малого Бизнеса. Сильнее всего частичная мобилизация затронула предпринимателей в возрасте от 18 до 45 лет (50%), поскольку они входили в группу граждан, которых призывали в первую очередь.

Частичная мобилизация оказала сильное влияние на малый бизнес сразу с нескольких сторон. С одной стороны, сократилось количество заказчиков и партнеров, снизились спрос и прибыль. С другой – возникли кадровые проблемы (мобилизация ключевых сотрудников и самих руководителей малого бизнеса). Поэтому этот сектор экономики стал одним из первых, для которого государство ввело меры поддержки при частичной мобилизации. Тем не менее, как показали результаты исследования, информированность предпринимателей об этих мерах и доверие к ним были недостаточно высокими. О мерах поддержки малого бизнеса в связи с частичной мобилизацией слышали чуть больше трети (35%). При этом среди тех, кто слышал о мерах, полезными их назвали чуть менее половины (47%, среди всех опрошенных – 16%), бесполезными – 37% (среди всех опрошенных – 13%) и 17% затруднились с ответом (среди всех опрошенных – 6%).

Любопытно: несмотря на то что на старшей возрастной группе частичная мобилизация отразилась меньше, чем на более молодой группе, именно старшая группа была более информирована о мерах поддержки в связи с ней.

ФОМ провел встречу с экспертами в сфере изучения малого предпринимательства

В декабре ФОМ провел мероприятие «Проект «Социология Малого Бизнеса». Два года исследований: итоги и перспективы», на котором участники Проекта представили экспертному сообществу результаты своей работы.

В начале мероприятия о Проекте СМБиз рассказал президент ФОМа Александр Ослон. Он представил структуру Проекта в форме дерева, в корне которого – технологии ФОМ-опросов и ФОМ-коммуникаций, Партнеры ФОМа в регионах и Проект коронаФОМ, а в кроне – направления деятельности, настоящие и будущие.

Сотрудники ФОМа рассказали о создании Панели Малого Бизнеса, результатах шести волн Лонгитюда Малого Бизнеса и других исследований, о трансформации малого бизнеса в свете масштабных потрясений последних лет, а также о причинах, заставивших предпринимателей прекратить свою деятельность.

Выступления вызвали бурную дискуссию среди экспертов, которые рассуждали о важной роли удачи в ведении бизнеса, нехватке у предпринимателей знаний, поскольку бизнес-образование в стране не имеет практической направленности, и пользе любого опыта и рекомендаций, даже тех, которые кому-то могут показаться очевидными.

Подробный обзор мероприятия, который содержит видеозаписи докладов, презентации и транскрипты дискуссий: 

______

* Шестая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ проходила в период с 13 октября по 14 ноября 2022 года. Выборка – 698 респондентов.

© 2024 ФОМ