Лонгитюду Малого Бизнеса – год!

Обзор актуальных результатов и новостей всероссийского Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

qr-code
Лонгитюду Малого Бизнеса – год!

Динамика положения российского малого бизнеса за четыре квартала (июнь 2021 года – май 2022 года)

Самые интересные изменения за рассматриваемый период:

  • в I квартале 2022 года доля предпринимателей, отметивших ухудшение условий для ведения бизнеса, резко выросла – на 21 п. п. (30% отметили ухудшение условий в IV квартале 2021 года, 51% – в I квартале 2022 года);
  • при этом во II квартале 2022 года увеличилась доля предпринимателей с оптимистичными представлениями о положении бизнеса в будущем: на 9 п. п. выросла доля тех, кто прогнозирует улучшение ситуации во II квартале (21% отмечали улучшение в I квартале, 30% – во II квартале);
  • на протяжении всех четырех кварталов бизнес участников Лонгитюда не стоял на месте: росли как доля предпринимателей, которые открывали новые виды деятельности, так и доля предпринимателей, которые закрывали отдельные виды деятельности (с 11 до 18% в обеих группах).

Влияние санкций на малый бизнес

Согласно результатам четвертой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, 73% предпринимателей к началу мая испытали негативное влияние санкций и контрсанкций: ухудшились условия ведения бизнеса, поэтому большинству предпринимателей, чтобы адаптироваться к новым реалиям, пришлось вносить изменения в привычный порядок работы своих предприятий, отказываться от некоторых видов деятельности и даже поднимать вопрос о закрытии бизнеса. Неопределенность и нарастание санкционного давления вынуждают предпринимателей смотреть в будущее с тревогой.

Так, во II квартале 2022 года предприниматели сообщили, что в I квартале у них:

  • уменьшилось число заказов, клиентов (так сказали 44% респондентов);
  • выросли издержки, а также возникли проблемы из-за инфляции, роста цен (41%);
  • возникли проблемы с поставками (39%).

Зарубежные поставки и малый бизнес

Среди представителей малого бизнеса во II квартале 2022 года 62% сказали, что в I квартале деятельность их предприятий в той или иной степени зависела от поставок материалов, сырья, товаров или технологий из стран, которые ввели санкции против России.

При этом экономические проблемы тех, кто может частично (29%) или полностью (13%) перейти на доступные аналоги российских и новых зарубежных производителей, менее серьезны, чем у предпринимателей, которые аналогов найти не могут (20%). Среди последних больше владельцев предприятий, работающих в пострадавших от санкций сферах: логистике, автомобильной торговле, IT, а также бизнесов, которые активно продвигались в интернете, индивидуальных предпринимателей и работающих в крупных городах.

Кроме того, по данным четвертой волны лонгитюдного исследования, каждый четвертый предприниматель допускал, что в ближайшее время ему придется закрыть бизнес. Перспективы более тревожны среди тех, кто не видит возможности перейти на аналоги: 38% из них дают такую оценку. Не зависящие от зарубежных поставок представители малого бизнеса говорили об этом почти в два раза реже – 21%.

Ощущения предпринимателей относительно состояния своего бизнеса

По окончании каждого квартала в Лонгитюде Малого Бизнеса предприниматели отвечали на вопрос о том, какой из трех бизнес-стратегий – выживание, сохранение, рост – они придерживались. После второго, третьего и четвертого опросов мы получили четыре категории:

  • «поднявшиеся» – смогли подняться со стадии выживания до стадии сохранения или роста, со стадии сохранения до стадии роста, остались на стадии роста;
  • «стабильные» – продолжают придерживаться стратегии сохранения бизнеса;
  • «опустившиеся» – опустились со стадии роста до стадии сохранения или выживания, со стадии сохранения до стадии выживания, остались на стадии выживания;
  • «закрывшиеся» – в текущем замере сообщили, что закрыли бизнес.

За весь период наблюдения доля «опустившихся» выросла на 11 п. п. (с 31 до 42%), а доля «закрывшихся» – на 3 п. п. (с 2 до 5%). При этом доля «поднявшихся» на 10 п. п. упала (с 28 до 18%). Единственная группа, размер которой колеблется совсем немного, – это «стабильные».

Меры государственной поддержки для малых предпринимателей в условиях санкций

Государственные органы с первых дней введения санкций в отношении России осознали необходимость внедрения актуальных мер поддержки бизнеса. Однако разработка и реализация помощи сопряжены с различными трудностями. В частности, далеко не всегда эта помощь доходит до тех представителей малого бизнеса, которые больше всего в ней нуждаются.

По данным четвертой волны Лонгитюда Малого Бизнеса, о мерах и решениях, которые государство принимает для поддержки российской экономики в целом и малого бизнеса в частности, слышали 60% предпринимателей. При этом среди тех, кто слышал о мерах поддержки, вдвое больше (36% от всех опрошенных) оценивающих их как бесполезные для собственного бизнеса, чем считающих эти меры полезными (18%).

  • Лучше других знают о мерах господдержки крупные предприятия сферы малого бизнеса.
  • Знают о мерах поддержки 66% из имеющих статус юридического лица (таковых около трети от выборки) и только 56% индивидуальных предпринимателей.
  • Самая высокая доля информированных, 68%, среди предпринимателей, использующих труд шести и более сотрудников (таковых 24% от опрошенных).

Другие новости проекта

Анастасия Егорова
© 2024 ФОМ