Уникальный опыт (пандемического) кризиса: глазами предпринимателей-экспертов из 23 регионов России

qr-code
Уникальный опыт (пандемического) кризиса: глазами предпринимателей-экспертов из 23 регионов России

ФОМ представляет ежегодный Доклад Проекта «Социология малого бизнеса» (СМБиз). Предметом исследования и подготовленного на его основе Доклада-2021 «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса» стал опыт и закалка, которые приобрели предприниматели, проживая и преодолевая небывалые по силе и масштабам испытания.

Предыдущее масштабное исследование «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии» зафиксировало, как отразился на жизни и ведении бизнеса слом привычной реальности.

Второй инициативный ежегодный Доклад (2021) был сфокусирован на изучении не только того, ЧТО происходило, но и КАК происходили изменения, как предприниматели осваивали и создавали правила ведения бизнеса в новой реальности. Исследователям важно было уловить, как предприниматели видят, определяют и формулируют эти новые реалии САМИ ДЛЯ СЕБЯ, из какой системы координат исходят в своих действиях.

Процессы адаптации и стратегии предпринимателей важно изучать не только для того, чтобы получить реальную картину жизни в разных регионах и отраслях малого бизнеса, гораздо важнее понять, как удавалось малому бизнесу находить силы и ресурсы для выживания. Что помогает им вновь и вновь справляться с небывалыми трудностями, вызванными (в данном случае) пандемией, извлекать уроки и конвертировать их в полезный опыт в мире, где реальности меняются, как в калейдоскопе?

Для этого надо было посмотреть на прошедший 2021 год глазами предпринимателей, чтобы они сами сформулировали ответы на следующие Ключевые Вопросы Доклада-2021

  • Что же произошло из-за пандемии, какие по-настоящему важные перемены возникли из-за нее в том мире, где «обитает» малый бизнес?
  • Что пандемия изменила в самом малом бизнесе, какие перемены произошли из-за нее внутри малого бизнеса?
  • Чему пандемия научила предпринимателей, какие уроки она им преподнесла?

Поэтому принципиальной особенностью второго масштабного исследования российского малого бизнеса стало то, что к подготовке материалов для Доклада-2021 привлекались сами предприниматели, точнее – предприниматели-эксперты:

  • мыслящие и излагающие свои мысли на экспертном уровне;
  • склонные к наблюдениям, рефлексии, анализу, размышлениям, рассуждениям;
  • обладающие знаниями, жизненным и бизнес-опытом, здравым смыслом;
  • имеющие свои представления, мнения;
  • проявляющие готовность к общению, выражению своих позиций, к участию в групповой экспертной работе;
  • образованные, читающие, эрудированные.

ФОМ сформировал группу таких респондентов-предпринимателей и уважительно называет ее участников КЭПами – Коммуникабельными Экспертами-Предпринимателями. Для привлечения таких респондентов были разработаны специальные процедуры и тесты, создана методика проведения КЭП-Сессий. Отбор КЭПов и проведение КЭП-Сессий осуществлялись в 23 субъектах РФ силами партнерских региональных социологических организаций, составляющих вместе с ФОМом Исследовательский Консорциум Проекта СМБиз. Их руководители, сами представители сектора малого бизнеса, вели экспертные сессии и стали соавторами аналитических материалов Доклада. Они были готовы к сложной коммуникационной работе с КЭПами на равных, с установкой на совместный интеллектуальный поиск идей, инсайтов. 

Интересно, что новая КЭП-Методика показалась любопытной (и не чуждой предпринимательскому духу) самим региональным исследователям некоторые решили испытать ее на себе и провели две КЭП-Сессии, где поделились собственными переживаниями и приобретенным бизнес-опытом.

Для того чтобы разговор на сессиях был более сфокусированным и аргументированным, КЭПам предварительно были представлены результаты репрезентативного опроса предпринимателей на Панели Малого Бизнеса ФОМ. В нем были поставлены вопросы, аналогичные тем, которые составляют программу сессий. Такая многоступенчатая методика создавалась с целью обнаружения нетривиальных сюжетов и инсайтов.

Доклад «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса» будет интересен и полезен трем категориям адресатов: 

  • мыслящая, рефлексирующая и склонная к анализу часть предпринимательского слоя;
  • участники процессов управления и принятия решений на различных ролевых позициях: от руководителей до специалистов и консультантов;
  • экспертное сообщество, включая как состоявшихся исследователей и аналитиков, преподавателей, так и тех, кто пока только учится.

В процесс подготовки Доклада-2021 вмешался новый поворот калейдоскопа – только установившаяся панРеальность в одночасье сменилась турбоРеальностью. Мы стали очевидцами начала принципиально нового этапа в истории российского малого бизнеса, и это, конечно, требует специальных исследований. 

В центре повестки проекта СМБиз встал вопрос: имеют ли смысл в столь радикально изменившихся условиях подготовка и выпуск материалов Доклада-2021? Однако вопросы резонанса разрешили полученные результаты нескольких проведенных в период подготовки Доклада-2021 исследований: четвертой волны Лонгитюда Малого Бизнеса и специального опроса «Голоса предпринимателей».

«Мне представляется, что именно сейчас Доклад-2021 об уроках пандемии для малого бизнеса приобретает еще большее значение, так как в нем фактически речь идет не о пандемии, а о формах стрессоустойчивости российского предпринимательства. И в новых трудных условиях уроки, полученные в прошлых трудных условиях, конечно, пригодятся так же, как в университете никак не обойтись без знаний, полученных в школе. 

А пандемия таки была хорошей школой». 

Александр Ослон

Действительно, пандемия, представляющаяся еще совсем недавно суровейшим испытанием и, несомненно, бывшее таковым, сегодня оказалась лишь закалкой перед новыми вызовами.

Уроки (пандемического) кризиса

Ежегодный Доклад — 2021 для малого бизнеса

Читать Доклад-2021

Выдержка из Доклада-2021, ключевые факты, установленные в исследовании, представлены в материале «Пандемия как репетиция. 10 ключевых фактов в репликах предпринимателей».

Рецензии

© 2024 ФОМ