Скучно-эпохальный текст для эффективных менеджеров. Must read!

Директор Центра полевых исследований ИНСАП РАНХиГС, эксперт РАН, кандидат социологических наук Дмитрий Рогозин – о Докладе-2021 «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса»

qr-code
Скучно-эпохальный текст для эффективных менеджеров. Must read!

Межрегиональная исследовательская группа, сложившаяся в самый разгар первой волны пандемии COVID-19 в мае 2020 года, выпустила очередной доклад о состоянии российского предпринимательства. Коллективная монография – Доклад-2021 «Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса» – вышла в издательстве Института Фонда Общественное Мнение (ФОМ в числе 22 российских исследовательских компаний является участником межрегиональной группы).

Об истории

Вышедший труд, как следует из его названия, является итоговым, подводящим черту под двумя годами существования малого бизнеса в условиях рецидивирующих локдаунов. При этом помещение термина «пандемический» в скобки как бы намекает, что представленные в докладе выводы могут быть распространены и на другие кризисы, стартовой точкой которых выступает «масштабное социальное потрясение». В этой своей подытоживающей интенции Доклад-2021 как бы противопоставляет себя первому докладу этой исследовательской группы – Докладу-2020 «Краш-тест малого бизнеса». Тот, напомним – и это тоже отражено в его названии, – был попыткой задокументировать происходившую на глазах исследователей катастрофу. (Авторы использовали здесь аналогию с автомобилем, который врезается на полном ходу в неподвижную сцену и за которым наблюдают инженеры, следящие с помощью множества датчиков, как от удара деформируются, разрушаются те или иные элементы кузова, узлы и агрегаты.) Тогда на выходе получился увлекательный социологический блокбастер. А что в этот раз?

О содержании

А в этот раз авторы фокусируются на естественном продолжении ситуации краш-теста и, развивая эту метафору, рассуждают об искореженном, разбитом автомобиле, который чудом сохранил способность к передвижению и едет дальше. «И надежд на то, что его кто-то отремонтирует и вернет в первозданный вид, нет – теперь так будет всегда» (с. 19). Что удается зафиксировать из этой перспективы? Удается выделить три вида изменений.

Первый – изменения, произошедшие с «автомобилем», и не просто повреждения (их инвентаризовали еще в рамках первого доклада), а те из них, которые оказались функциональны в новых условиях, позволили «двигаться дальше». Я не люблю слово «объективные», поскольку так или иначе сборка мира и вычленение «объектов» из калейдоскопа окружающих нас цветных пикселей происходит в сознании субъекта, но для краткости это можно обозначить именно так: «объективные изменения» или «изменения в «реальном» мире».

Второй – уроки, которые выучил бизнес за два года пандемии. Уроки – более сложный концепт, чем «изменения в реальном мире». С одной стороны, это явно изменения в сознании, в голове. И здесь сразу возникает вопрос о носителе этой головы – метафора краш-теста его не предполагает. Но очевидно, что речь идет о живом человеке – о том, кто после аварии вынужден управлять (владеть?) искореженным автомобилем-бизнесом. С другой стороны, не всякие изменения в сознании руководителя бизнеса можно считать уроками. Что вообще такое выученный урок? Это особые изменения в голове. Что-то типа «в данной ячейке памяти, где раньше был ноль, появилось знание, выражаемое формулой «если наступает событие A, делай B и получишь C».

Наконец, третий – изменения в восприятии пандемии. Что в представлении малых предпринимателей изменилось с момента самого первого, всеобщего локдауна к моменту, когда локдаунам, пусть и менее масштабным (локальным, отраслевым), был потерян счет?

О читателе

Нетрудно заметить, что тематическая карта доклада эклектична: если третья тема относится к области трансцендентальной феноменологии, то первая реконструируется в простых материалистических терминах позитивистских отраслевых социологий (от социологии организаций и маркетинга до социологии счетоводства, если такая существует). Вторая тема – «Уроки» – где-то посередине, как смесь объективного и субъективного.

Эта эклектика затрудняет чтение доклада – для того, чтобы охватить все, необходимо включить три разных когнитивных режима. Или, другими словами, разным частям доклада требуются три разных типа читателя: философ, менеджер и менеджер-философ, за которым в отечественной традиции закрепилась номинация «эффективный менеджер». В принципе последние могут выступать интегральной компромиссной аудиторией доклада – осваивая свою часть, попутно заглядывать в чисто философскую и чисто менеджерскую части.

Что увидит в коллективном труде о малом бизнесе эффективный менеджер? Встретит ли он там революционные новые мысли, упакованные в новый язык, в новые аббревиатуры, которые он привык черпать из текстов бизнес-гуру, чтобы потом сквозь них смотреть на мир? В этом плане доклад удовлетворит запросы самого взыскательного читателя. Он богат на новояз. Это и возникшая с вирусом «панРеальность», на смену которой приходит «турбоРеальность», и «коронаВирус», где «вирус» идет с заглавной буквы, который следует отличать от обычного коронавируса, и «антихрупкость», и «нейропластичность». Авторы доклада используют бисер этого нового языка, чтобы создавать причудливые смысловые узоры.

Об авторах

Теперь – самое главное. Мы много раз употребили слово «авторы», и каждый раз это звучало как некий скучный авторский коллектив, засевший в лаборатории – в той самой «башне из слоновой кости». А между тем представленная в монографии картина реальности – это в прямом смысле взгляд самого́ малого бизнеса на происходящее в малом бизнесе. Примененный для создания доклада инновационный метод КЭП-сессий позволил включить в число соавторов около 80 представителей малого бизнеса из 23 регионов страны. К этому следует прибавить 30 авторов из числа участников межрегиональной исследовательской группы, большинство из которых совмещают исследовательскую идентичность с предпринимательской. Итого 100+ предпринимателей – вот чье мнение, чья экспертная оценка представлена в «Уроках (пандемического) кризиса для малого бизнеса».

О скучном

Насколько радикальной и нетривиальной оказывается эта оценка, насколько заметными и знаковыми оказываются представленные во втором докладе утверждения? К счастью, с этим у столь обширного авторского коллектива все в порядке. Как говорил мой учитель: «Если исследовательский вопрос окончательно запутан, это говорит о высокой степени его проработки». В этом смысле вопрос о вынесенных малым бизнесом уроках пандемии проработан в высшей степени подробно.

На выходе коллегам удалось получить ровный, абсолютно непровокационный, нехайповый, местами даже скучный текст о достаточно гладком участке новейшей истории – периоде привыкания к пандемии. И в этом большая заслуга всего этого большого авторского коллектива. Легко делать знаковые доклады, документирующие катастрофу, но нелегко даже просто решиться на исследование чего-то, что успело рутинизироваться, стать обыденным, само собой разумеющимся. И в этом большая заслуга наших коллег, поднявших тему на излете пандемического кризиса. Именно в скучности выбранной темы (и, как следствие, результирующего описания) состоит главное достоинство книги: она описывает тот участок социальной реальности, который обычно – именно в силу его обыденности – ускользает от внимания исследователей. На самом деле, описывая этот ровный ландшафт, коллеги подводят черту под целой эпохой, которая неизбежно войдет в учебники истории. Каким будет третий ежегодный доклад ФОМа и коллег о малом бизнесе? Мое пожелание – чтобы он был таким же скучным и эпохальным.

© 2022 ФОМ