Обзор актуальных результатов Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

Аналитические статьи по итогам последних четырех волн* Лонгитюда

qr-code
Обзор актуальных результатов Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ

 

Содержание   

Изменение оценок бизнес-среды у предпринимателей в конце 2024 года 

Мотивы участников Лонгитюда для занятия бизнесом в III квартале 2024 года 

Большинство предпринимателей негативно оценивают повышение ключевой ставки   

Какую помощь ждут от государства представители разных типологических групп предпринимателей   

Анализ данных Лонгитюда: рознице приходится труднее, чем остальным бизнесам    

«Мужские» бизнесы более успешны, чем «женские»? 

За последний год промышленники превратились из лидеров в отстающих   

 

Изменение оценок бизнес-среды у предпринимателей в конце 2024 года 

В ходе 15-й волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ 77% его участников сообщили, что их доходов в IV квартале 2024 года хватало для покрытия основных затрат. При этом существенная часть предпринимателей (33%), как и ранее, столкнулась со снижением доходов. Доля предпринимателей, чьи затраты на оплату труда выросли по сравнению с III кварталом, снизилась на 7 п. п. и составила 35%. Несмотря на то что это зафиксированный минимум начиная со II квартала 2023 года, показатель все равно остается весьма высоким.  

Таким образом, IV квартал 2024 года характеризовался снижением доходов предпринимателей. Что касается ожиданий участников Лонгитюда в отношении ближайшего будущего, то они были весьма пессимистичными: доля респондентов, считавших, что I квартал 2025 года будет хуже предыдущего, была довольно высока – 34%. Подобные негативные ожидания от начала очередного года фиксируются у предпринимателей на протяжении всего исследования.

К содержанию

 

Мотивы участников Лонгитюда для занятия бизнесом в III квартале 2024 года 

По данным 13-й волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, 46% его участников занимаются бизнесом, чтобы прокормить себя и семью, для 26% основным мотивом выступает высокий доход, а для 23% – самореализация. Группы предпринимателей, выделенные на основе их мотивов заниматься бизнесом, различаются по характеристикам. 

Так, участники Лонгитюда, которые занимаются бизнесом ради самореализации и высокого дохода, – это чаще всего люди в возрасте 36–45 лет (41 и 42% соответственно). К самореализации в бизнесе больше склонны мужчины, чем женщины (81% против 19%). Те, кто занимается бизнесом, чтобы прокормить себя и семью, чаще заняты в сфере торговли (30%), а те, кто занимается бизнесом ради самореализации, – в сфере услуг (56%). 

Кроме того, те, для кого основным мотивом ведения бизнеса является самореализация, чаще владеют более крупными предприятиями, а также имеют больше наемных сотрудников: у 25% – команда из 16 и более человек, в то время как те, кто стремится прокормить себя и семью, чаще работают сами на себя (40% не имеют наемных работников). Те, кто работает ради достижения большого достатка, чаще имеют команду до 15 человек (60%).  

Бизнес полон рисков, но для многих участников Лонгитюда предпринимательство остается верным путем. Так, в III квартале 2024 года 67% опрошенных сказали, что остались бы верны своему решению начать собственный бизнес, если бы им представилась возможность принять такое решение заново.Это почти идентично показателям 2023 и 2022 годов, когда 69 и 66% респондентов соответственно дали аналогичный ответ. При этом участники исследования, движимые желанием стать богаче (79%) или самореализоваться (76%), чаще остальных выражали желание продолжать свой путь в мире бизнеса. И только 55% из тех, кто занимается своим делом ради выживания, готовы повторить этот путь.

К содержанию

 

Большинство предпринимателей негативно оценивают повышение ключевой ставки 

Повышение ключевой ставки с октября 2023 года по октябрь 2024 года происходило неоднократно, и в среднем она составляла 16%. В ходе 14-й волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ 54% предпринимателей – участников исследования отметили, что это скорее пошло во вред их бизнесу, 37% не наблюдали влияния ключевой ставки на свое дело и лишь 2% сказали, что это принесло пользу.  

При этом среди тех, кто в III квартале 2024 года придерживался бизнес-стратегии выживания, две трети отметили негативные проявления в бизнесе из-за повышения ключевой ставки (71%), а те, кто следовал стратегии сохранения или стратегии роста, не заметили влияния ключевой ставки на их бизнес (по 43%). Большинство предпринимателей, которые ухудшили свои позиции в бизнесе к IV кварталу 2024 года, чаще говорили о том, что высокая ключевая ставка пошла во вред их бизнесу (67%), чуть менее половины тех, чьи бизнес-позиции были стабильны, не увидели влияния этого повышения (44%). 

Исследователи также поинтересовались у участников Лонгитюда, каковы, по их мнению, проявления вреда и пользы от повышения ключевой ставки. Минусы были следующими: отсутствие возможности пользоваться кредитами (26%), снижение спроса (15%), рост цен и инфляция (13%), ухудшение состояния экономики, снижение активности бизнеса и сворачивание бизнес-проектов (7%), увеличение расходов на приобретение техники, расходных и иных материалов (6%). В качестве немногочисленных плюсов предприниматели отмечали рост процентов на банковских вкладах и депозитах, а также рост спроса и повышение конкурентоспособности своего бизнеса (по 1%). То есть, несмотря на то что общая картина далека от оптимистичной и большинство участников Лонгитюда восприняли повышение ключевой ставки негативно, есть и те, кто находит в этом положительные моменты.  

К содержанию

 

Какую помощь ждут от государства представители разных типологических групп предпринимателей 

Чтобы понять, какую помощь от государства ждут участники Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, исследователи задали им вопрос «Какие из перечисленных мер приносят либо могут принести наибольшую пользу вам, вашему бизнесу?». В зависимости от того, какие меры господдержки желательны для предпринимателей, исследователи разделили их на четыре типологические группы: «Помоги с развитием бизнеса!» (22%), «Научи меня!» (20%), «Сократи налоги и дай льготы!» (20%) и «Не мешай!» (39%).  

В III квартале 2024 года примерно половина (50–55%) представителей группы «Помоги с развитием бизнеса!» ожидали государственного софинансирования расходов по выходу на новые рынки и грантов на реализацию проектов в социальной сфере. В группе «Научи меня!» примерно две трети считали важными обучающие программы, консультирование (61%) и инфоподдержку (56%). Большинство представителей группы «Сократи налоги и дай льготы!» придавали большое значение налоговым (91%) и кредитным (85%) преференциям. А вот группа «Не мешай!» не склонна пользоваться государственной помощью: почти треть респондентов (29%) затруднилась дать ответ на вопрос о мерах господдержки. 

За год (с III квартала 2023 года по III квартал 2024 года) размеры типологических групп практически не изменились. При этом 49% из тех респондентов, которые принимали участие в обоих опросах, перешли из одной типологической группы в другую, 24% сохранили принадлежность группе «Не мешай!» и только по 8–10% – принадлежность трем другим группам.  

Таким образом, среди участников Лонгитюда стабильность размеров групп наблюдается при том, что примерно половина респондентов поменяла свои взгляды относительно наиболее полезной для своего бизнеса госпомощи, а примерно четверть как не ждала, так и не ждет поддержки государства. Лишь чуть больше четверти респондентов оказались устойчивы в своих ожиданиях определенной помощи.

К содержанию

Анализ данных Лонгитюда: рознице приходится труднее, чем остальным бизнесам  

Розничная торговля – самая распространенная отрасль, представленная в Лонгитюде Малого Бизнеса ФОМ: ей занят каждый пятый участник исследования (21%).  

Проанализировав данные 14 волн Лонгитюда, аналитики ФОМа сопоставили ответы «розничных» предпринимателей с ответами всех опрошенных на вопросы о конкуренции и потребительском спросе. Наряду с Индексом состояния бизнеса, отражающим изменения бизнес-стратегии предпринимателей, для анализа данных использовались два новых индекса – Индекс изменения конкурентной ситуации и Индекс изменения спроса.  

Индекс изменения конкурентной ситуации равен разнице между процентными долями тех, кому конкурировать стало легче, и тех, кому стало труднее, Индекс изменения спроса – разнице между долями предпринимателей, спрос у которых вырос, и предпринимателей, у которых он снизился.  

Анализ данных 14 волн исследования показывает, что значения всех трех индексов у розничных предпринимателей в основном меняются синхронно со значениями индексов у всех опрошенных, но каждый раз оказываются ниже. Из чего исследователи делают вывод, что рознице приходится труднее, чем другим видам бизнеса. 

К содержанию

«Мужские» бизнесы более успешны, чем «женские»?  

Среди участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ мужчин – 74%, а женщин – 26%. Широко распространено мнение, что мужчины обычно добиваются большего успеха в бизнесе. Но так ли это на самом деле?  

Аналитики ФОМа сравнили динамику Индекса состояния бизнеса предприятий, владельцами которых являются мужчины, и предприятий, владельцами которых являются женщины. Индекс отражает разницу между теми, кто в предшествующем квартале пользовался стратегией роста, и теми, кто пользовался стратегией выживания либо перестал вести бизнес.  

Анализ показал, что на протяжении более чем трех лет исследования состояние бизнеса у предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин менялось во многом синхронно, но при этом состояние бизнеса, принадлежащего мужчинам, всякий раз в среднем оказывалось лучше, чем состояние бизнеса, принадлежащего женщинам. Более того, состояние «мужского» бизнеса в среднем оказывается лучше «женского» независимо от возраста, уровня образования, места жительства предпринимателя. 

Таким образом, исследователям пока не удалось найти какие-либо не связанные с гендерной принадлежностью обстоятельства, в силу которых «женский» бизнес оказывается менее успешным, чем «мужской». Возможно, причина различий лежит глубже и выходит за рамки измеримых показателей. 

К содержанию

За последний год промышленники превратились из лидеров в отстающих 

В сфере промышленности работает каждый 11-й участник Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ (9%). Социологи компании изучили данные всех волн исследования и выяснили, что Индекс состояния бизнеса (разница между процентными долями тех, кто в прошлом квартале пользовался стратегией роста, и тех, кто пользовался стратегией выживания либо закрыл бизнес) промышленников менялся в целом синхронно с Индексом по всем опрошенным. При этом промышленники до III квартала 2023 года включительно находились в лучшей бизнес-ситуации, однако с IV квартала 2023 года они стали находиться в худшей бизнес-ситуации по сравнению со всеми участниками Лонгитюда. 

Исследователи предположили, что что-то могло поменяться в условиях ведения бизнеса. И действительно, судя по динамике Индекса изменения условий для ведения бизнеса (разнице между процентными долями тех, у кого условия улучшились, и тех, чьи условия ухудшились), начиная с III квартала 2023 года условия для ведения бизнеса у промышленников неизменно оказывались хуже, чем у всех предпринимателей. Кривая динамики Индекса промышленников с этого момента все время проходила ниже общей кривой в среднем на 5 баллов. 

Аналогичная ситуация с динамикой Индекса конкурентной ситуации (разница между процентными долями тех, кому стало конкурировать легче, и тех, кому стало сложнее) – начиная с III квартала 2023 года кривая промышленников ни разу не обгоняла общую кривую, в среднем уступая последней 2 балла.  

Итак, исследователи обнаружили, что в IV квартале 2023 года состояние бизнеса у промышленников стало хуже, чем у всех предпринимателей. Возможно, это произошло из-за того, что какие-то изменения условий для ведения бизнеса ударили по промышленникам больнее, чем по другим, а также из-за сравнительно более острой конкуренции. 

К содержанию

__________

* 12-я волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ проходила с 15 апреля по 16 мая 2024 года. Выборка – 723 респондента. 

13-я волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ проходила с 10 июля по 13 августа 2024 года. Выборка – 690 респондентов.  

14-я волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ проходила с 10 октября по 11 ноября 2024 года. Выборка – 718 респондентов.  

15-я волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ проходила с 20 января по 18 февраля 2025 года. Выборка – 711 респондентов. 

© 2025 ФОМ