Три с половиной года лонгитюдного исследования показывают: рознице живется особенно трудно

Розница оказалась одной из самых уязвимых сфер малого бизнеса

qr-code
Три с половиной года лонгитюдного исследования показывают: рознице живется особенно трудно

ФОМ начинает серию публикаций, посвященных различным сферам деятельности бизнеса предпринимателей. В этом материале, используя данные сначала 14-й волны, а затем всех завершенных волн Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, мы расскажем о самочувствии розничной торговли.

В данной статье речь пойдет о предпринимателях, работающих в сфере розничной торговли (будем называть их розничными предпринимателями). Розничная торговля – самая распространенная отрасль малого бизнеса, представленная в Лонгитюде: ей занят каждый пятый участник исследования (21%). Четверо из пяти розничных предпринимателей работают только в этой сфере, а каждый пятый – в какой-то еще, чаще всего – в сфере оптовой торговли.

Сравним розничных предпринимателей со всеми предпринимателями, имевшими на момент опросов действующий бизнес. Сопоставим их ответы на вопросы о конкуренции и потребительском спросе с ответами всех опрошенных с помощью двух новых индексов, а также Индекса состояния бизнеса, значения которого ФОМ уже несколько кварталов подряд прогнозирует, а затем сравнивает прогнозы с реальностью.

Начнем с уровня конкуренции. На графике 1 приведены распределения ответов участников 14-й волны Лонгитюда на вопрос «Вам, вашему бизнесу в третьем квартале стало легче или труднее конкурировать на рынке? Или конкуренция практически не изменилась?».

Мы видим, что в III квартале 2024 года ровно треть розничных предпринимателей, а не пятая часть, как среди опрошенных в целом, ощутила обострение конкуренции по сравнению с II кварталом 2024 года.

Чтобы сделать более наглядным анализ динамики ответов на приведенный выше вопрос, мы для каждой волны исследования рассчитали Индекс изменения конкурентной ситуации, равный разнице между процентными долями тех, кому конкурировать стало легче, и тех, кому стало труднее. Например, как видно из графика 1, по данным 14-й волны Лонгитюда, этот Индекс составил для розничных предпринимателей минус 31,2 балла (1,4% − 32,6%), а для всех имеющих бизнес предпринимателей – минус 16,0 балла (4,0% – 20,1%).

Как видно из графика 2, кривая Индекса изменения конкурентной ситуации розничных предпринимателей в основном повторяет движение кривой, рассчитанной по ответам всех опрошенных, но всякий раз располагается ниже. Сближались эти кривые лишь в I−III кварталах 2022 года и во II квартале 2023 года. В эти периоды отставание розницы составляло от 3 до 6 баллов. Во всех остальных кварталах ее отставание было гораздо более значительным: от 9 до 17 баллов. Почти максимальное отставание розницы (на 15 баллов) наблюдается и по данным последнего изученного нами III квартала 2024 года.

Теперь поговорим о спросе. Отвечая на вопрос «Спрос на продукцию, услуги вашего бизнеса в третьем квартале 2024 года, по сравнению со вторым кварталом, вырос, снизился или не изменился?», около трети розничных предпринимателей, участвовавших в 14-й волне Лонгитюда, сообщили о снижении спроса на свою продукцию в III квартале 2024 года, тогда как среди всех опрошенных такую оценку дал лишь каждый пятый (график 3).

По ответам на вопрос об изменении спроса мы построили Индекс изменения спроса. Он строился аналогично Индексу изменения конкурентной ситуации: из процентной доли тех, у кого спрос вырос, вычиталась процентная доля тех, у которых он снизился.

На графике 4 динамика Индекса изменения спроса приведена для розничных предпринимателей и для всех опрошенных.

Мы видим, что на протяжении всего исследования Индекс изменения спроса у розничных предпринимателей был ниже, чем у всех имевших бизнес. В 2021 году это отставание было значительным (в среднем 16 баллов), с I квартала 2022 года по III квартал 2023 года относительно небольшим (в среднем 6 баллов), с IV квартала 2023 года по II квартал 2024 года – вновь значительным (в среднем 19 баллов). При этом в I квартале 2024 года отставание было огромным (почти 25 баллов). В III квартале 2024 года отставание розницы сократилось до 6 баллов, но за счет того, что снижение Индекса среди всех опрошенных оказалось очень заметным.

Посмотрим теперь, как отставание розницы по введенным нами двум индексам сказывается на успешности бизнеса в целом. Обострение конкуренции и снижение спроса в итоге могут приводить к смене состояния бизнеса в целом. Например, предприниматель может оказаться вынужден перейти от стратегии роста бизнеса к стратегии его сохранения или даже к стратегии выживания. О такого рода изменениях мы будем судить по Индексу состояния бизнеса, который рассчитывается путем вычитания из процентной доли предпринимателей, пользовавшихся в прошлом квартале стратегией роста, процентной доли пользовавшихся стратегией выживания или прекративших вести свой бизнес (подробнее см. в материале «Четыре типа перемен в состоянии бизнеса: какой окажется очередная»).

Как видно из графика 5, Индекс состояния бизнеса у предприятий розничной торговли, как правило, тоже меняется синхронно со всеми бизнесами, но всякий раз оказывается ниже.

При этом в разные периоды розница отставала от всех опрошенных в разной степени. Самым незначительным, всего 3 балла, это отставание было при самом первом замере – во II квартале 2021 года. С III квартала 2021 года по I квартал 2022 года оно составляло от 11 до 12 баллов. Далее шесть кварталов подряд (со II квартала 2022 года по III квартал 2023 года) отставание розницы варьировалось от 3 до 7 баллов и составляло в среднем 5 баллов. С IV же квартала 2023 года отставание розничного бизнеса увеличилось и в среднем составляло 10 баллов.

Таким образом, анализ данных 14 волн Лонгитюда Малого Бизнеса позволяет увидеть, что по всем показателям, особенно в плане конкуренции, рознице на протяжении трех с половиной лет исследования приходилось труднее, чем другим бизнесам.

Ксения Абдукадырова
© 2025 ФОМ