Какой помощи ждут от государства представители разных типологических групп предпринимателей
Для корректного отображения графиков на мобильных устройствах поверните телефон горизонтально
Чтобы понять, какой помощи ждут от государства участники Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, им был задан вопрос «Какие из перечисленных мер приносят либо могут принести наибольшую пользу вам, вашему бизнесу?». Из предложенных семи направлений государственной помощи респондентам предлагалось выбрать не более трех самых важных (см. также материал «Чего ждут от государства люди с разными мотивами ведения бизнеса»).
Этот вопрос задавался дважды: в III квартале 2023 года и в III квартале 2024 года1. Поскольку на него отвечали преимущественно одни и те же участники Лонгитюда, у нас есть возможность проследить различия не только между процентными распределениями, но и между запросами конкретных респондентов. График 1 демонстрирует, как в целом изменились ожидания предпринимателей.
Мы видим, что каких-либо кардинальных изменений в запросе государственной помощи со стороны участников Лонгитюда за год не произошло. Стоит отметить лишь два заметных изменения. Во-первых, рост на 4 п. п. доли заинтересованных в льготном кредитовании, что представляется естественным следствием кардинального увеличения ключевой ставки Центробанка. Во-вторых, снижение на 5 п. п. спроса на государственную информационную поддержку. По-видимому, бурное развитие такого рода сервисов уже во многом удовлетворило подобный спрос.
По этим данным респонденты были разделены на четыре типологические группы: «Помоги с развитием бизнеса!», «Научи меня!», «Сократи налоги и дай льготы!», «Не мешай!»2. Методика такого разбиения была разработана ФОМом в 2021 году (подробнее см. в материалах: Чепуренко А.Ю., Галицкий Е.Б., Духон А.Б. Ослон А.А. «Государственная политика в отношении малого предпринимательства в период пандемии в оценках бенефициаров», «Научи меня!» – «А меня не трогай!» и «Какие бизнесы ожидают от государства той или иной помощи»).
Согласно этой методике группы строятся поочередно. Сначала выделяется группа «Помоги с развитием бизнеса!» – респонденты, заинтересованные либо в софинансировании государством расходов по выходу на новые рынки, либо в грантах социальным предпринимателям. Среди оставшихся выделяется группа «Научи меня!» – респонденты, заинтересованные либо в обучающих программах и консультировании, либо в информационной поддержке. Затем из не вошедших в эти две группы формируется группа «Сократи налоги и дай льготы!» – респонденты, активно3 заинтересованные в помощи финансового характера: налоговых льготах, включая специальные режимы налогообложения, в льготном кредитовании и возможности участия в госзаказе и госзакупках. Наконец, респонденты, не вошедшие ни в одну из этих трех групп, образуют группу «Не мешай!». Они либо не интересуются ни одним из видов государственной помощи, либо проявляют интерес к какому-то одному из трех видов помощи финансового характера.
Посмотрим, насколько распространены в каждой типологической группе запросы на государственную помощь различной направленности (график 2).
Мы видим, что примерно половина (50–55%) представителей первой группы («Помоги с развитием бизнеса!») ожидают государственного софинансирования расходов по выходу на новые рынки и грантов социальным предпринимателям. Ни один из представителей трех других групп не придает решающего значения двум указанным направлениям государственной поддержки.
Во второй группе («Научи меня!») примерно два из трех предпринимателей считают для себя критически важными обучающие программы, консультирование (61%) и информационную поддержку (56%). Меры поддержки, играющие решающую роль для представителей первой группы, важны лишь для 12 и 7% представителей второй группы.
Подавляющее большинство представителей третьей группы («Сократи налоги и дай льготы!») придают большое значение налоговым (91%) и кредитным (85%) преференциям, что резко выделяет данную группу на фоне трех других. По крайней мере вдвое более высок здесь, чем в других группах, также и интерес к участию в государственных заказах и закупках (43%).
Наконец, в четвертой группе («Не мешай!») лишь очень немногие предприниматели считают для себя важными те виды госпомощи, которые важны для большинства представителей третьей группы: налоговые (40%) и кредитные (14%) преференции, участие в государственных заказах и закупках (7%). При этом ни один из представителей четвертой группы не считает для себя важным ни один из видов помощи, особенно полезной для первой и второй групп. Представители четвертой группы и только они почти в трети случаев (29%) затрудняются дать ответ на указанный выше вопрос.
Тот факт, что группа «Не мешай!» не склонна пользоваться государственной помощью, подтверждают их ответы на другой вопрос: о конкретных мерах поддержки со стороны государства (график 3).
Как видно из графика 3, почти половина представителей группы «Не мешай!» (46%) затруднились ответить на вопрос о том, каким из шести предложенных для оценки конкретных вариантов господдержки (льготным факторингом, небанковскими источниками финансирования, помощью в проверке надежности контрагентов, системой быстрых платежей, помощью по дистанционному подбору контрагентов, адресной поддержкой малоимущих по программе «Социальный контракт») они пользуются или хотели бы воспользоваться, а еще каждый 10-й (10%) сказал, что никакие меры не нужны, главное – чтобы государство не мешало малому бизнесу.
Что касается других трех групп, то тут все ожидаемо. Группа «Помоги с развитием бизнеса!» ожидаемо лидирует по интересу к небанковским источникам финансирования (34%); группа «Научи меня!», очевидно стремящаяся ко всем новому, – по интересу к платежам через СБП и сервису «Знай своего клиента». Группа же «Сократи налоги и дай льготы!» не проявляет особого интереса ни к одному из новых сервисов, разработанных государством главным образом для поддержки малого бизнеса, поскольку, как мы видели ранее, по-настоящему ее интересуют только финансовые преференции и финансирование деятельности государством.
Завершая разговор о различиях между группами в плане отношения к государственной помощи, посмотрим, насколько их представители информированы о таких возможностях (график 4).
График 4 демонстрирует, что знают о мерах и решениях государства, направленных на поддержку малого бизнеса, в трех группах не более половины респондентов (39–50%), а в четвертой группе («Не мешай!») – лишь треть (34%). Последнюю из групп следует отметить особо: ее представители в такой степени не склонны пользоваться государственной помощью, что даже не дают себе труда разобраться, о каких собственно мерах помощи идет речь.
Таким образом, мы разделили предпринимателей на четыре совершенно различные группы. Посмотрим теперь, насколько эти группы многочисленны по данным двух опросов, проведенных в III кварталах 2023 и 2024 годов.
Размеры типологических групп приведены на графике 5. Первые три группы («Помоги с развитием бизнеса!», «Научи меня!» и «Сократи налоги и дай льготы!») примерно одинаковы по размеру, на каждую из них приходится примерно по одной пятой от числа участников. Последняя группа – «Не мешай!» – примерно вдвое больше каждой из первых трех по размеру.
При этом, как видно из графика 5, размеры типологических групп за год практически не изменились. Лишь группы «Научи меня!» и «Сократи налоги и дай льготы!» потеряли по 1 п. п., и они достались главным образом группе «Помоги с развитием бизнеса» и лишь отчасти – группе «Не мешай».
Чем же можно объяснить такую удивительную стабильность запросов на господдержку со стороны предпринимателей? Возможно, она лишь кажущаяся и связана с тем, что дважды опрошенные одни и те же респонденты помнили, как отвечали годом ранее, и старались ответить так же?4
Как показывает график 6, дело не в этом. Почти половина (49%) из тех 602 респондентов, которые принимали участие в обоих опросах (в III квартале 2023 года и в III квартале 2024 года), за год перешла из одной типологической группы в другую, лишь около четверти респондентов сохранили принадлежность группе «Не мешай!», и только по 8–10% сохранили принадлежность трем другим группам.
Значит, стабильность размеров групп наблюдается при том, что примерно половина респондентов поменяла свои взгляды относительно наиболее полезной для своего бизнеса государственной помощи, а примерно четверть как не ждала, так и не ждет от государства помощи. Лишь чуть больше четверти респондентов устойчивы в своих ожиданиях этой помощи.
Как же менялись взгляды на государственную помощь отдельных респондентов? Проследить их переходы из одной типологической группы в другую позволяют данные, приведенные в таблице 1. В каждой клетке таблицы в скобках указано, на сколько увеличилось (с плюсом) или уменьшилось (с минусом) число представителей каждой группы, указанной в строке, за счет группы, указанной в столбце. Например, в группу «Помоги с развитием бизнеса!» из группы «Научи меня!» перешел 21 респондент, а в обратном направлении – 25 респондентов. Соответственно, в скобках указано, что первая из этих групп приобрела за счет второй четырех новых представителей.
Как видно из таблицы 1, группа «Помоги с развитием бизнеса!» суммарно увеличилась на 11 представителей. Она и только она приобрела новых представителей за счет всех трех остальных групп: четверых – за счет группы «Научи меня!», двоих – за счет группы «Сократи налоги и дай льготы!», пятерых – за счет группы «Не мешай!».
Группа «Сократи налоги и дай льготы!», наоборот, уменьшилась на 8 респондентов, отдав по два респондента группам «Помоги с развитием бизнеса!» и «Научи меня!», а группе «Не мешай!» – четырех своих представителей.
Две остальные группы и приобретали, и отдавали своих представителей. Группа «Научи меня!» в итоге сократилась на 10 представителей, а группа «Не мешай!» увеличилась на семь представителей.
Таким образом, за год произошли довольно сложные переходы между группами: одна группа только приобретала своих представителей, одна – только теряла их, две – и приобретали, и теряли. При этом переходы между группами оказались такими, что в итоге структура запросов на государственную помощь почти не изменилась.
График 7 демонстрирует ту же информацию, что и таблица 1, но не в абсолютном выражении, а в процентах от численности каждой группы в 2023 году.
Особый интерес представляет степень устойчивости запросов на каждый тип государственной помощи, о котором можно судить по процентным долям респондентов, относившихся к определенной группе в 2024 году, от числа тех, кто к ней относился в 2023 году. Для первых трех групп эти доли составляет лишь 50, 39 и 43% соответственно и только для четвертой («Не мешай!») – 62%. Причем для этой четвертой группы речь может идти об устойчивости не запросов на государственную помощь, а отказа от нее.
Неустойчивость запросов свидетельствует, что большинство респондентов при втором опросе заново обдумывали ответ, а не старались воспроизвести свои ответы годовой давности. То есть стабильность общей структуры запросов на государственную помощь объективна, а не связана с методическими особенностями лонгитюдных исследований.
Итак, персональный состав типологических групп в 2024 году был иным, чем в 2023 году. Но, может быть, тогда предпочтения групп в плане государственной помощи связаны с тем, что их образуют пусть не те же самые, но примерно такие же предприниматели, предприниматели с примерно такими же особенностями?
Чтобы проверить это предположение, начнем с социально-демографических характеристик представителей групп в 2023 и 2024 годах. На графике 8 приведен средний возраст представителей групп.
Мы видим, что средний возраст трех из четырех групп с 2023 до 2024 года увеличился на один год, то есть это хотя и не те же люди, но люди тех же поколений. Исключение составила группа «Научи меня!», которая в среднем не прибавила год, а напротив, даже чуть помолодела.
При этом возрастные различия между группами сохранились: в 2024 году, как и в 2023-м, группа «Помоги с развитием бизнеса!» – самая молодая (средний возраст 45 и 46 лет соответственно), а группа «Не мешай!» – самая возрастная (49 и 50 лет соответственно). Группы «Научи меня!» и «Сократи налоги и дай льготы!» в обоих случаях занимают по возрасту промежуточное положение.
График 9 демонстрирует, что и гендерный состав трех групп из четырех за год остался неизменным: доли женщин в их составе изменились не более чем на 1 п. п. Лишь в группе «Помоги с развитием бизнеса!» доля женщин за год снизилась на 5 п. п.: с одной четверти до одной пятой. Гендерные различия между группами за год тоже не изменились: больше всего женщин в группе «Научи меня!» (36–37%), а меньше всего – в группе «Сократи налоги и дай льготы!».
Из графика 10 мы видим, что в группе «Не мешай!» доля предпринимателей с дипломами о высшем образовании чуть ниже, чем в других группах, и эта закономерность проявилась в обоих опросах. Лишь чуть помолодевшая за год группа «Научи меня!» (см. график 7) стала за год чуть менее образованной.
Таким образом, социально-демографические особенности групп, выявленные в 2023 году, за год не изменились. Посмотрим, сохранились ли за год некоторые особенности бизнеса представителей разных групп.
Из графика 11 мы видим, что как в 2023-м, так и в 2024 году доля бизнесов, оформленных как юридическое лицо, была наибольшей (45 и 43% соответственно) в группе «Помоги с развитием бизнеса!» и наименьшей (28%) в группе «Научи меня!». Доли таких бизнесов в других группах за год тоже почти не изменились.
График 12 отражает уровень распространенности трех сфер деятельности бизнеса в рассматриваемых нами группах.
Мы видим, что по доле занимающихся розничной торговлей иерархия групп за год не изменилась, лишь заметно пошатнулись лидирующие позиции группы «Научи меня!» (23% в 2024 году против 28% в 2023 году). По доле занятых в сфере услуг наблюдается схожая картина, но в 2024 году группа «Научи меня!» не только снизила свои показатели (с 23 до 15%), но и уступила лидерство группе «Сократи налоги и дай льготы!», в которой доля данной сферы бизнеса выросла с 17 до 21%. Что касается сферы промышленного производства, то иерархия групп сохранилась, но доля работающих в этой сфере в группе «Помоги с развитием бизнеса!» заметно уменьшилась (с 16 до 11%). В целом, несмотря на некоторые изменения, представители всех четырех групп за год в основном сохранили направленность своего бизнеса.
Как видно из графика 13, доли предпринимателей, у которых доходы были достаточными для покрытия прямых расходов бизнеса, за год увеличились, но иерархия групп по этому признаку сохранилась: самая высокая доля таких бизнесов была в группах «Не мешай!» и «Научи меня!», промежуточная – в группе «Сократи налоги и дай льготы!», а самая низкая – в группе «Помоги с развитием бизнеса!».
Данные, представленные на графике 14, свидетельствуют, что и в 2023 году, и в 2024 году наемные работники были примерно на четырех из каждых пяти предприятий групп «Помоги с развитием бизнеса!» и «Сократи налоги и дай льготы!» и примерно на двух из каждых трех предприятий групп «Научи меня!» и «Не мешай!». Таким образом, и по этому признаку иерархия групп за год не изменилась.
Наконец, посмотрим (график 15), какие группы активнее пользуются возможностями, предоставляемыми интернетом. Мы видим, что как в 2023-м, так и в 2024 году лидировала в этом отношении группа «Помоги с развитием бизнеса!», лишь по распространенности пользования электронным документооборотом она несколько уступила группе «Сократи налоги и дай льготы!».
В аутсайдерах же всякий раз по всем признакам оказывалась группа «Научи меня!»: по-видимому, ее представители объективны в своей оценке невысокого уровня своих компетенций и реально хотят его повысить, в том числе в плане возможностей, предоставляемых бизнесу интернетом.
Таким образом, хотя персональный состав типологических групп за год существенно изменился, сравнительные характеристики групп во многих отношениях остались неизменными. Наличие же устойчивых социально-демографических особенностей и бизнес-особенностей у типологических групп, выделенных по предпочтительным направлениям государственной поддержки, говорит о том, что найденные нами группы содержательно наполнены, а значит, наша авторская методика анализа данных привела к нахождению реально существующих типов предпринимателей, которые целесообразно и дальше изучать.
________________
1В 2023 году респондентам сначала предлагалось указать все желательные для них варианты государственной помощи из этого списка. В 2024 году такая возможность респондентам уже не предоставлялась, их сразу просили указать не более трех самых важных для их бизнеса направлений государственной помощи.
2В данном материале мы несколько уточнили названия двух типологических групп. Группа «Помоги с развитием бизнеса!» ранее называлась «Продвинь меня!», а группа «Сократи налоги и дай льготы!» – «Сократи налоги и бюрократию!».
3При этом под активной заинтересованностью здесь имеется в виду интерес к каким-то двум или ко всем трем видам помощи финансового характера.
4Такой эффект в лонгитюдных исследованиях называется главным тест-эффектом.