Мотивы и факторы выбора бизнес-направления участниками Лонгитюда

Во II квартале 2023 года мы задали участникам Лонгитюда Малого Бизнеса ряд вопросов об их образовании и опыте профессиональной деятельности

qr-code
Мотивы и факторы выбора бизнес-направления участниками Лонгитюда

Среди предпринимателей – участников Лонгитюда 42% сказали, что их профессиональное образование полностью или скорее соответствует направлению их бизнеса, 53% – что скорее или совершенно не соответствует. При этом 77% участников Лонгитюда обладают высшим или неоконченным высшим образованием. Отметим, что среди предпринимателей с высшим или неоконченным высшим образованием доля ответивших, что их бизнес связан с их направлением подготовки, значительно выше, чем среди респондентов со средним специальным или начальным профессиональным образованием (46 и 35% соответственно). Наиболее распространенными направлениями образования среди участников Лонгитюда являются инженерия (27%) и экономика (11%), представителей других специальностей – не более чем по 7%. О связи между своим текущим бизнесом и прошлым опытом работы заявили 52% участников Лонгитюда. Об отсутствии такой связи сказали 36%.

______

*Вопрос задавался тем, у кого уровень образования начальное профессиональное, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее, – отвечали 95% респондентов

Сопоставление ответов на вопросы об образовании и опыте работы, их релевантности текущему бизнесу участников Лонгитюда позволяет выделить несколько стратегий выбора бизнес-направления. Так, есть две стратегии выбора сферы бизнеса в отсутствие опыта работы, сразу после получения образования: можно открыть бизнес, релевантный полученному образованию (так поступили 3% участников Лонгитюда), либо не связанный с ним (этот вариант предпочли 6%). Другие стратегии предполагают наличие хотя бы какого-то, релевантного или нерелевантного, опыта работы. Так, есть те, кто получил образование, успел поработать в сферах, не связанных с ним, а затем открыл собственный бизнес, связанный с направлением своего образования (10% участников Лонгитюда)1. Более значимо представлены те, кто после получения образования ушел работать не по специальности и начал бизнес, основываясь на приобретенном профессиональном опыте (20%). Наиболее распространены две практически противоположные стратегии выбора бизнес-направления – открытие бизнеса в сфере, которой релевантны и полученное образование, и опыт прошлой работы (к этой стратегии прибегли 29% участников Лонгитюда), и открытие бизнеса в совершенно новой сфере, в которой у предпринимателя не было ни образования, ни опыта работы (25%). Как итог: 62% участников Лонгитюда, открывая бизнес, уже имели какой-либо опыт, образовательный или профессиональный, в выбранном бизнес-направлении, а 31% начинал бизнес в совершенно новой для себя сфере.

______

**Из данных, на основе которых строилась диаграмма, исключены ответы респондентов, затруднившихся ответить хотя бы на один из используемых вопросов, – диаграмма построена на ответах 92% опрошенных.

Чаще всего в качестве основных мотивов выбора бизнес-направления участники Лонгитюда называли наличие необходимых знаний, умений и навыков (25%) и любовь, интерес к сфере бизнеса (21%), далее со значительным отрывом следовали случайный выбор (14%), наличие спроса, перспектив (11%) и возможность заработка (10%). Очевидно, что на наличие необходимых знаний, умений и навыков среди достаточно наполненных для анализа групп указывали те предприниматели, которые имеют либо релевантные образование и опыт работы (46%), либо только релевантный опыт работы (32%). Любовь к сфере бизнеса в качестве мотива завести свое дело представители выделенных стратегий называли примерно с одинаковой частотой. А вот указание на случайность как фактора выбора сферы бизнеса имеет свою специфику: гораздо реже в сравнении с представителями других стратегий оно встречается у предпринимателей, обладающих релевантными образованием и опытом работы.

Интересно выглядят различия между выделенными группами предпринимателей в части выбранных в прошлом квартале бизнес-стратегий: по мере движения от предпринимателей, обладающих релевантными образованием и опытом работы, через предпринимателей, имеющих только релевантный опыт работы, к предпринимателям, не имеющим ни релевантных опыта работы, ни образования, наблюдаются тенденции снижения доли придерживающихся стратегии выживания и роста доли придерживающихся стратегии сохранения.

Казалось бы, это означает, что предприниматели, не имеющие релевантных выбранной сфере бизнеса опыта работы и образования, в результате оказываются успешнее, чем предприниматели, у которых релевантные опыт работы и/или образование есть. Вывод выглядит парадоксальным, а потому – привлекательным. Однако кажется, что причины такого распределения кроются в другом. Вероятно, специфика определения бизнес-стратегий представителями выделенных групп скорее связана с тем, какие сферы выбирают предприниматели с разным бэкграундом, и тем, насколько включены предприниматели с разным предшествующим опытом в бизнес-процессы.

Кажется, что чем меньше у человека релевантного опыта, тем больше он склонен выбирать более «простые» сферы бизнеса, не требующие специфических знаний и навыков, основанные на массовом спросе, где прибыль получить легче – это мы, в частности, видим и по открытому вопросу о мотивах выбора бизнес-направления: грубо говоря, человек без релевантного опыта скорее откроет кафе, чем стоматологическую клинику. Очевидно, что такие «простые» сферы бизнеса оказываются менее зависимы от социально-политического контекста и меньше страдают от введенных санкций, нарушения цепочек поставок, разрыва международных связей. С другой стороны, люди без релевантного образования и опыта работы чаще могут оказываться в статусе соучредителя-инвестора, не занятого управлением, а получающего пассивный доход: это мы тоже, пусть и косвенно, можем наблюдать в ответах на открытый вопрос о мотивах выбора бизнес-направления – такая степень включенности существенным образом может искажать оптику оценки собственного бизнеса.

______

1Представителей первых трех стратегий в выборке оказывается недостаточно для вынесения каких-либо статистически достоверных утверждений, поэтому далее разрезы по ним рассматриваться не будут.

________________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка восьмой волны – 756 респондентов. Сроки проведения восьмой волны: 14 апреля – 16 мая 2023 года.

Никита Попов
© 2024 ФОМ