Какие бизнесы ожидают от государства той или иной помощи

Различия между предпринимателями с кардинально разным отношением к мерам поддержки малого бизнеса

qr-code
Какие бизнесы ожидают от государства той или иной помощи

В ходе девятой волны Лонгитюда Малого Бизнеса (ЛМБ) мы узнали, какие меры господдержки желательны для участников исследования. Это позволило, как и по данным других исследований ФОМа, разделить респондентов на четыре стандартные типологические группы. Посмотрим, как соотносятся размеры этих групп, а также какие бизнесы и какие предприниматели чаще встречаются в каждой. 

В ходе той же девятой волны ЛМБ участники опроса сначала выбрали из семи предложенных им мер государственной поддержки те, которые уже приносят или могут принести пользу их бизнесу, а затем из названных ими мер выбрали не более трех самых полезных. Полученные результаты представлены на графике 2, на котором для наглядности меры поддержки были нами распределены между тремя направлениями: 1) помощь по выходу на новые рынки, 2) образовательно-информационная помощь; 3) финансовая помощь. 

Мы видим, что чаще всего предприниматели признавали и полезной, и наиболее полезной различную финансовую поддержку. При этом безусловным лидером является снижение налогового бремени: такую меру признали полезной 64% участников опроса, одной из трех самых полезных – 59%. 

Поскольку финансовая помощь вызывает интерес у большинства предпринимателей, она вряд ли может служить хорошим дифференцирующим признаком. Зато такими признаками служат два других направления: государственная помощь по выходу на новые рынки и образовательно-информационная помощь. Опираясь на эти признаки и основываясь на данных проведенного в III квартале 2021 года опроса «Малый бизнес и государство», было найдено правило разделения предпринимателей на четыре совершенно разные типологические группы (подробнее – в материале «Научи меня!» – «А меня не трогай!»). 

  1. Группа «Продвинь меня!» – те, для кого наиболее полезен хотя бы один из двух перечисленных в списке видов помощи по продвижению на новые рынки. 
  2. Группа «Научи меня!» – те из не входящих в первую группу предпринимателей, которым наиболее полезен хотя бы один из двух видов образовательно-информационной помощи. 
  3. Группа «Сократи налоги и бюрократию!» – те не входящие в первые две группы предприниматели, которым наиболее полезны две или все три меры финансовой помощи. 
  4. Группа «Не мешай!» – все остальные предприниматели. 

Как видно из графика 2, ни для кого из представителей второй, третьей и четвертой групп не играет решающей роли продвижение на новые рынки, ни для кого из представителей третьей и четвертой групп – еще и образовательно-информационная помощь. Для представителей третьей и четвертой групп не играет решающей роли никакая помощь, кроме, возможно, финансовой, причем представители третьей группы проявляют к ней высокий интерес, а представители четвертой – либо проявляют низкий интерес, либо не проявляют интереса. Судя по ответам на открытые вопросы, многие представители четвертой группы склонны просить скорее о невмешательстве государства в дела их бизнеса, нежели о помощи. 

График 2 иллюстрирует, что, как следует из правил разбиения на группы, мерами по продвижению на новые рынки действительно не интересуется никто, кроме представителей группы «Продвинь меня!», обучением и информационной поддержкой – никто, кроме представителей группы «Научи меня!». Представители группы «Сократи налоги и бюрократию!» предъявляет повышенный, а группы «Не мешай!» – наоборот, пониженный спрос на меры финансовой поддержки. 

Правила разбиения на типологические группы прошло научную апробацию, с 2021 года группы строились и анализировались по данным разных опросов предпринимателей. Приведем данные о динамике размеров групп в этих опросах. 

 

Как видно из графика 3, по данным опроса «Малый бизнес и государство» (III квартал 2021 года) и очередного ежеквартального опроса в рамках проекта «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ), проведенного в III квартале 2023 года, за два года размеры типологических групп заметно поменялись: предприниматели теперь реже склонны ожидать помощи со стороны государства и чаще предпочитают опираться на собственные силы. Заметим, что эти опросы репрезентируют всех российских владельцев малого бизнеса, поскольку респонденты отбирались случайным образом из Панели Малого Бизнеса ФОМ, также сформированной в ходе репрезентативных опросов населения по случайным выборкам. 

В отличие от выборки этих двух опросов, выборка ЛМБ не претендует на высокую степень репрезентативности: она тоже формируется путем случайного отбора из Панели Малого Бизнеса, но лишь немногие соглашаются участвовать в ежеквартальных опросах в течение 10 лет. Поэтому неудивительно, что структура участников девятой волны ЛМБ заметно отличается от структуры прошедшего примерно в то же время репрезентативного опроса предпринимателей в рамках проекта ПРИМ: доля группы «Сократи налоги и бюрократию!» среди участников девятой волны ЛМБ были заметно выше (21% против 15%), а доля группы «Не мешай!» – заметно ниже, чем в ПРИМ (38% против 46%). 

Вернемся к девятой волне ЛМБ. Данные показывают, что предприниматели, ожидающие от государства совершенно разной поддержки, различаются и многими другими характеристиками. 

Начнем с гендерной структуры (график 4). В отличие от населения России в целом, где доля мужчин не достигает половины (46%), среди предпринимателей – участников ЛМБ их доля составляет почти три четверти (74%). На этом фоне группа «Научи меня!» – сравнительно более «женская» – здесь мужчин всего 64%, а группа «Сократи налоги и бюрократию!» – сравнительно более «мужская» – здесь мужчин 82%. 

 

Выраженные отличия присутствуют и в материальном положении (график 5): доли оценивших его как хорошее или очень хорошее в группах «Научи меня!» и «Продвинь меня!» сравнительно низки (17 и 19% соответственно), а в группах «Сократи налоги и бюрократию!» и «Не мешай!» – сравнительно высоки (по 27%).

  

Как видно из графика 6, в плане места жительства группы «Научи меня!» и «Не мешай!» практически неразличимы: преобладающие доли в той и в другой (по 44%) живут в крупных городах и лишь малые части – в селах (14 и 18% соответственно). В группе «Сократи налоги и бюрократию!» доля сельских предпринимателей самая низкая (13%), а в группе «Продвинь меня на новые рынки!» – самая высокая (24%), почти такая же, как среди населения РФ в целом, а не среди предпринимателей (25%).

  

Что касается юридического оформления (график 7), то доля предприятий, оформленных с образованием юридического лица, последовательно увеличивается от группы «Научи меня!» (28%) до группы «Продвинь меня!» (45%). 

 

Такая организационная структура групп позволяет объяснить выраженные различия по распространенности среди их представителей некоторых сфер бизнеса. От группы «Научи меня!» до группы «Продвинь меня!» доли представителей розничной торговли и сферы услуг почти равномерно снижаются (с 28 до 14% и с 23 до 14% соответственно), а доли представителей промышленности – растут (с 6 до 16%). Ведь малые бизнесы, занятые розничной торговлей, – это традиционно ИП, а в сфере промышленности – ООО. 

 

Подытожим особенности. 

Группа «Продвинь меня!» чаще всего обнаруживается в селе, но при этом чаще является юрлицом и имеет бизнес, связанный с промышленным производством (что может говорить о неоднородности этой группы). 

Группа «Научи меня!» самая «женская», а также в подавляющем большинстве занимающаяся розничной торговлей. 

Группы «Не мешай!» и «Сократи налоги и бюрократию!» наиболее богатые, при этом последняя является еще и самой «мужской». И если относительно высокого благосостояния группы «Не мешай!» можно было ожидать (учитывая ее малую заинтересованность в государственной помощи и склонность опираться на собственные силы), то столь же высокое благосостояние группы «Сократи налоги и бюрократию» стало для нас неожиданностью: ведь именно от представителей этой группы чаще всего звучат просьбы об оказании государственной финансовой помощи! 

Василий Белоцерковец, Ефим Галицкий
© 2024 ФОМ