Чего ждут от государства люди с разными мотивами ведения бизнеса

Предприниматели рассказали, ради чего они занимаются бизнесом и какая помощь им необходима

qr-code
Чего ждут от государства люди с разными мотивами ведения бизнеса

В ходе девятого опроса предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса, проходившего в начале III квартала 2023 года, респондентам был задан вопрос: «Одни занимаются бизнесом, главным образом, ради самореализации. Другие – чтобы получать высокий доход. Третьи – прежде всего чтобы прокормить себя и свою семью. К какой из этих трех категорий вы скорее относите себя?» Выяснилось, что предприниматели ведут бизнес прежде всего для того, чтобы прокормить себя и свою семью (45%), заметно реже – ради самореализации (27%), еще чуть реже – ради высокого дохода (23%). (О динамике основных мотивов ведения бизнеса см. в материале «Мотивы предпринимателей: изменения за два года»).

В том же опросе участники Лонгитюда рассказали, какие меры государственной поддержки приносят либо могут принести пользу и наибольшую пользу их бизнесу. На графике 2 приведено распределение мнений респондентов о наиболее полезных для них мерах, не более чем о трех из семи. В данном материале мы зададимся вопросом: различается или нет потребность в той или иной государственной поддержке у предпринимателей с разными основными мотивами к ведению бизнеса?

Как оказалось, различия действительно есть и весьма заметные: помощь по выходу на новые рынки и образовательно-информационная помощь сравнительно более привлекательны для тех, кто занимается бизнесом ради самореализации, а финансовая помощь – для тех, кто ради высокого дохода. Так, первые заметно чаще вторых ждут от государства обучающих программ и консультирования (17% против 11%), а также информационной поддержки (18% против 14%). Вторые же заметно чаще, чем первые, ждут от государства налоговых льгот и специальных налоговых режимов (62% против 54%), а также возможности участия в госзаказе и госзакупках (26% против 18%).

Как и по данным большинства предыдущих опросов предпринимателей, по данным девятой волны ЛМБ респонденты были разделены на четыре типологические группы: «Продвинь меня!», «Научи меня!», «Сократи налоги и бюрократию!», «Не мешай!».

Методика такого разбиения была разработана ФОМом в 2021 году (подробнее см. в материале «Научи меня!» – «А меня не трогай!»). Группы выделяются так, что никто из представителей второй, третьей и четвертой групп не называет в числе трех важнейших мер помощь по продвижению на новые рынки, никто из представителей третьей и четвертой групп – образовательно-информационную помощь. Представителей же третьей типологической группы отличает от представителей четвертой гораздо более активный запрос на финансовую помощь.

Размеры и социально-демографическая структура этих четырех групп описаны в материале «Какие бизнесы ожидают от государства той или иной помощи». Посмотрим, представители каких типологических групп чаще встречаются среди предпринимателей с разными основными мотивами бизнес-деятельности (график 3).

Мы видим, что стремящиеся к высоким доходам, похоже, руководствуются логикой: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!» Среди них представителей типологической группы «Научи меня!» меньше всего (16% против 21% по опросу), а типологической группы «Сократи налоги и бюрократию!» – больше всего (28% против 21% по опросу).

Доля представителей типологической группы «Продвинь меня!» – единственной группы, желающей получить от государства помощь по продвижению на новые рынки, – минимальна среди тех, для кого бизнес – жизненная необходимость (16%), и максимальна среди тех, для кого это путь к самореализации (28%).

При этом среди первых (стремящихся прокормить себя и семью) доля представителей типологической группы «Не мешай!», «голосующих» за невмешательство государства в дела малого бизнеса, максимальна (40%), а среди вторых (стремящихся к самореализации) – минимальна (34%).

Это означает, что занимающиеся бизнесом, чтобы прокормить себя и семью, чаще, а стремящиеся к самореализации – реже воспринимают государство не как помощника, а как помеху.

Ефим Галицкий, Шушаник Никогосян
© 2024 ФОМ