Становление предпринимателя: необходимые качества и наставничество

Несмотря на актуальные политико-экономические вызовы, участники Лонгитюда Малого Бизнеса преимущественно оптимистично смотрят на будущее предпринимательства, широко поддерживая институт наставничества и бизнес-образование в школах и университетах

qr-code
Становление предпринимателя: необходимые качества и наставничество

Личные качества и навыки для успешного предпринимательства

Какие качества являются важнейшими для успешного ведения бизнеса? Мы спросили об этом самих предпринимателей, чтобы получить информацию из первых уст. В ответах респондентов романтический флер, который порой окружает предпринимательскую профессию в общественном сознании, очевидно проигрывает прагматичным оценкам. Так, среди предложенных респондентам качеств на последнем месте по популярности оказалась склонность к риску – этот вариант выбрал каждый пятый (21%), тогда как на первой строчке были решительность и упорство с 52% ответов. 

Прослеживается взаимосвязь представлений о важных качествах предпринимателя и тем, как респонденты оценивали состояние своего бизнеса в первом квартале текущего года. Те, кто тогда следовал стратегии роста, чаще среднего говорили о важности таких качеств как склонность к риску (29% против 21%), оптимизм (31% против 26%), а также решительность и упорство (57% против 52%). Бизнесмены, чей бизнес существовал в режиме выживания, также чаще среднего называли важным качеством оптимизм (33% против 26%), а вот решительность и упорство упоминали реже (46% против 52%). Кроме того, реже среднего они говорили о ценности организаторских способностей (44% против 49%). 

Помимо личностных качеств, мы спросили респондентов и о профессиональных навыках. При этом уточнили, каких именно умений, на их взгляд, не хватает предпринимателям, чтобы добиваться успеха в текущих условиях. Полученные распределения представлены ниже: 

 

Заметно меньшая популярность таких навыков, как ведение бухгалтерии и составление договоров, по сравнению с четырьмя другими, набравшими примерно одинаковое количество ответов, свидетельствует скорее не о меньшей важности этих навыков для успешного ведения бизнеса в принципе, а об их меньшей востребованности среди непосредственно предпринимателей. Иными словами, бухгалтерия и документооборот – это те аспекты предпринимательского дела, которые чаще делегируются специальным сотрудникам, а потому не воспринимаются предпринимателями как ключевые с точки зрения успешности своего дела. С этой точки зрения примечательно то, что о нехватке навыков ведения бухгалтерии заметно чаще говорили респонденты из малых городов1 и сел (28 и 26% соответственно). Можно предположить, что это связано с меньшим уровнем специализации труда в бизнесе в небольших населенных пунктах, где предпринимателям чаще приходится самостоятельно осуществлять более широкий спектр функций. 

Также отметим различия, которые существуют по данному вопросу в зависимости от стратегии бизнеса в прошлом квартале. Во-первых, те, кто придерживался стратегии роста, в полтора раза чаще «выживающих» говорили о том, что для достижения успеха в бизнесе предпринимателям чаще всего не хватает навыков коммуникации с заказчиками, партнерами, поставщиками: 49% против 32% соответственно. Вероятно, признавая ценность таких умений, «растущие» бизнесмены чаще делают на них упор в своей работе, что помогает им расширять свое дело. Во-вторых, предприниматели, следовавшие стратегии роста, гораздо чаще тех, чей бизнес в прошлом квартале выживал, упоминали в ответах на рассматриваемый вопрос навыки управления персоналом: 51% против 30%. Впрочем, в данном случае можно предположить, что рост в бизнесе подразумевает, в том числе, расширение штата сотрудников, что актуализирует проблемы управления персоналом, тогда как для «выживающих» ситуация будет скорее обратной. 

Передача опыта младшим поколениям: знакомство с предпринимательством и наставничество

Большинство наших респондентов сходятся во мнении, что подростков в возрасте 13–17 лет следует знакомить с предпринимательской деятельностью: в пользу этого высказались 85%, против – 11%, еще 4% с ответом затруднились. На уточняющий вопрос о том, почему этого делать не стоит, респонденты в основном отвечали, что подростковый возраст не подходит для усвоения подобных знаний: 3% считают, что у подростков еще нет серьезности, ответственности, способности критически оценивать ситуацию, еще 3% в общих словах выразили мнение о том, что в возрасте 13–17 лет знакомиться с основами бизнеса еще рано, 1% – что подросткам трудно воспринимать информацию, связанную с бизнесом. Из других причин: представления о том, что подросткам нужно учиться (а знакомство с предпринимательством в представлении таких респондентов, видимо, может учебе помешать) (2%); убежденность в том, что не всем дано заниматься бизнесом, к этому должно быть призвание (2%); необходимость наличия трудового опыта до знакомства с предпринимательской деятельностью (1%). 

Хотя 51% опрошенных предпринимателей считают, что давать азы предпринимательской деятельности стоит лишь желающим освоить их подросткам и в рамках дополнительных, а не обязательных занятий, довольно внушительная доля полагает обратное. Так, более трети респондентов (36%) сказали, что знакомство с предпринимательством должно стать частью обязательных образовательных программ и затрагивать всех подростков. Чаще такого мнения придерживаются предприниматели, которые следовали стратегии роста в первом квартале 2023 года (42%), а также считающие, что ситуация в российской экономике в тот период улучшилась (44%). 

При этом наиболее подходящим периодом для начала подобных занятий большинство (71%) считает школьные годы, и только 15% сказали, что начинать знакомить подростков с предпринимательством следует после окончания школы – в средних специальных или высших учебных заведениях. 

Помимо знакомства подростков с основами предпринимательства в рамках обязательных либо дополнительных занятий, следующим шагом на пути становления молодого предпринимателя может стать наставничество со стороны более опытных коллег. В пользу такой практики высказалось большинство опрошенных (73%), хотя заметим, что это уже на 12 п. п. меньше доли тех, кто поддержал идею общего просвещения молодежи в данной сфере. 14% опрошенных считают, что лучше, чтобы начинающие предприниматели учились без наставников, 13% затруднились дать ответ на этот вопрос. 

За наставничество ожидаемо чаще высказывались респонденты, для которых текущий бизнес – их первый опыт работы (83%). Кроме того, в пользу наставничества чаще выступали проживающие в селах (80%), где, очевидно, начинающим бизнесменам в принципе доступно не так много способов поддержки в обучении своему делу и его развитии, а оттого тем ценнее будут казаться любые из них. Также о необходимости наставничества чаще говорили те предприниматели, которые в целом позитивно оценивают опыт первого квартала 2023 года (см. график ниже). 

 

Вопрос о желании самому выступить в роли наставника для начинающего предпринимателя, сейчас или в будущем, разделил респондентов практически поровну. Скорее хотели бы попробовать себя в таком амплуа 40% опрошенных, 36% сообщили об обратном.  

Желанию выступить в роли наставника ожидаемо способствуют более позитивные оценки своего предпринимательского опыта, а также соответствие профиля бизнеса полученному образованию. Нежелание, в свою очередь, чаще встречается у тех, кто ретроспективно дал негативные оценки своему бизнес-опыту и условиям для ведения своего дела, а также пессимистично оценил грядущие перспективы. 

 

______

Источник данных 

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка восьмой волны – 756 респондентов.

Сроки проведения восьмой волны: 14 апреля – 16 мая 2023 года.  

______

1 Отметим, что наполненность данной группы составляет менее 100 респондентов, в силу чего полученные распределения стоит считать описательными, характеризующими лишь нашу выборку, без претензий на репрезентативность. 

Евгения Закутина
© 2024 ФОМ