Для участников Лонгитюда представляем обзор актуальных результатов Проекта СМБиз

Аналитические статьи последних трех волн* Лонгитюда Малого Бизнеса и совместного проекта ФОМа, Сбера и Минэкономразвития «Предприниматели России: исследовательский мониторинг (ПРИМ)»**

qr-code
Для участников Лонгитюда представляем обзор актуальных результатов Проекта СМБиз

Содержание 

Динамика положения российского малого бизнеса за июнь 2021 года – май 2023 года

Наличие хобби – норма для владельцев малого бизнеса

Опыт, знания и потребность в обучении предпринимателей

Отношение предпринимателей к мерам поддержки малого бизнеса

Санкции или мобилизация: что сильнее ударило по предпринимателям

Треть россиян трудоспособного возраста имеет отношение к предпринимательству

Динамика положения российского малого бизнеса за июнь 2021 года – май 2023 года 

1. Малый бизнес стал больше тратить на персонал

Было зафиксировано, что в I квартале 2023 года по сравнению с IV кварталом 2022 года с 28 до 34% увеличилась доля бизнесов, нарастивших расходы на оплату труда наемных работников. Кроме того, на историческом максимуме находятся доли предпринимателей, увеличивших расходы на аренду рабочих площадей (15%) и привлекавших заемные средства (29%). Начиная со II квартала 2021 года эти два показателя не превышали значений в 13 и 28% соответственно. 

 Расходы на персонал в I квартале 2023 года сократились только у 9% предпринимателей (в предыдущем квартале – у 7%). Большинство предпринимателей (75%), как и прежде, стараются не прибегать к заемным средствам. 

 

2. Больше половины малых предпринимателей вступили в текущий квартал с оптимизмом, хотя они заявляют о негативных сигналах в их бизнесе

Восьмая волна Лонгитюда Малого Бизнеса зафиксировала как позитивные, так и негативные изменения в положении малого предпринимательства. 

Так, доля бизнесов, ориентированных на выживание, по-прежнему близка к минимуму (28% при минимуме 27%). На пике находится доля вступивших во II квартал 2023 года с оптимизмом (53%), а доля считающих, что текущий квартал будет лучше для бизнеса, выросла с 20 до 42%. 

С другой стороны, фиксируется целый комплекс негативных сигналов от участников Лонгитюда. По-прежнему невелика доля тех, кто зафиксировал повышение спроса в прошлом квартале (17%). Заметно выросла доля предпринимателей (и их бизнесов), чей доход сократился – 40% против 32% кварталом ранее. 

В целом состояние малых предпринимателей, входящих в Лонгитюд, можно охарактеризовать как продолжение стабилизации и готовность к росту. 

Наличие хобби – норма для владельцев малого бизнеса 

Выяснилось, что хобби – норма для владельцев малого бизнеса. О его наличии сообщили 74% участников Лонгитюда, 20% сказали, что у них нет увлечений, 6% затруднились с ответом.  

Наиболее часто встречающимся у предпринимателей хобби оказался спорт. Спортивные игры, фитнес, занятия борьбой и другую физическую активность назвали 28% предпринимателей. Кроме того, достаточно большая доля предпринимателей увлекается охотой и рыбалкой (11%). По 6% набрали чтение и путешествия. 

Опыт, знания и потребность в обучении предпринимателей 

В I квартале 2023 года лишь около четверти (23%) участников Лонгитюда признались в том, что им не хватает опыта и знаний. В первую очередь такие предприниматели испытывают потребность в знаниях о методах продвижения товаров и услуг, а также о методах управления бизнес-процессами.  

При этом форматы восполнения недостающих знаний они предпочитают разные. Большинство из них планируют заняться самообразованием (34% от тех, кому не хватает знаний, 8% от всех опрошенных). Примерно четверть (26%) – пройти дополнительное обучение, переподготовку. Столько же (26%) – посещать мероприятия, связанные со сферой деятельности их бизнеса. И примерно такая же доля (25%) предпочитает обращаться за помощью к более опытным коллегам. Также небольшая доля участников Лонгитюда собирается получить первое или второе высшее образование 

Кроме того, участники Лонгитюда продемонстрировали достаточно высокую готовность обучаться на платной основе: больше двух третей (70%) готовы в той или иной степени вкладываться финансово в свое обучение. Чуть меньше половины (46% от тех, кому не хватает знаний, 11% от всех опрошенных) готовы платить за обучение, если его стоимость не окажет существенной нагрузки на их бюджет. И четверть (25%) из тех, кому не хватает знаний (6% от всех опрошенных), готовы оплачивать необходимое им обучение, даже если его стоимость будет для них значительной. 

Отношение предпринимателей к мерам поддержки малого бизнеса 

Осведомленность предпринимателей о мерах поддержки малого бизнеса в период между II и IV кварталами 2022 года снизилась на 12 п. п. При этом примерно 60% осведомленных о мерах поддержки по-прежнему считают их неэффективными.  

Эксперты считают, что эти показатели напрямую связаны друг с другом, и одной из причин снижения осведомленности предпринимателей является именно то, что почти половина из тех, кто воспользовался мерами поддержки в прошлом, осталась не удовлетворена результатом своего обращения. Кроме того, меры поддержки не в полной мере, по мнению некоторых предпринимателей, отвечают их потребностям. А потому, как предполагают аналитики, предприниматели перестают интересоваться ими в дальнейшем. Вместе с тем предприниматели отмечают востребованность таких мер, как возможность отсрочить платежи по налогам и/или кредитам, а также получить кредит по более низкой ставке. 

Санкции или мобилизация: что сильнее ударило по предпринимателям 

В I квартале 2023 года о влиянии санкций на малый бизнес сообщили 63% предпринимателей, о влиянии частичной мобилизации – 46%. При этом об отсутствии влияния частичной мобилизации на бизнес сообщили 50% предпринимателей. 

Ожидания относительно I квартала 2023 года обеих групп предпринимателей были гораздо пессимистичнее, чем у участников Лонгитюда в целом (44 и 48% считали, что он будет хуже предыдущего, против 35% среди всех опрошенных). Представители обеих групп также чаще полагали, что условия для бизнеса в 2023 году будут менее благоприятными, чем в 2022 году, при этом пострадавшие в большей степени от санкций были настроены пессимистичнее, чем пострадавшие от мобилизации (45 и 40% против 30% среди всех опрошенных). 

Треть россиян трудоспособного возраста имеет отношение к предпринимательству  

Согласно результатам опроса населения трудоспособного возраста 7–15 декабря 2022 года, в ходе которого изучалась вовлеченность россиян в предпринимательство, 36% экономически активных россиян в возрасте от 18 до 65 лет имеют отношение к предпринимательскому делу. Из них 15% когда-то владели бизнесом, но не владеют им сейчас, а 21% вовлечен в предпринимательскую деятельность в настоящий момент.  

При этом вовлеченные в предпринимательскую деятельность существенно отличаются от населения в целом: среди них преобладают мужчины, почти половина группы – люди с высшим образованием, больше половины – респонденты в возрасте 31–49 лет. Также эта группа имеет относительно высокие доходы: в ней сравнительно низкая доля тех, кто имеет доход ниже 30 тысяч рублей в месяц (31% при 50% в целом по населению), и высокая доля тех, кто имеет доход более 50 тысяч рублей в месяц (36% при 21% в целом по населению). 

По данным исследования, треть россиян трудоспособного возраста хотела бы в ближайшие три года начать работать на себя или организовать свой бизнес. 

Интересно, что 63% россиян трудоспособного возраста не имеют никакого предпринимательского опыта. 

____

* Шестая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ проходила в период с 13 октября по 14 ноября 2022 года. Выборка – 698 респондентов.  

Седьмая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ проходила в период с 17 января по 18 февраля 2023 года. Выборка – 759 респондентов. 

Восьмая волна Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ проходила в период с 14 апреля по 15 мая 2023 года. Выборка – 756 респондентов. 

** Репрезентативный телефонный опрос населения 7–15 декабря 2022 года. Выборка – 2217 человек.  

Анастасия Егорова
© 2024 ФОМ