Хобби и успешность в бизнесе: есть ли взаимосвязь?

Участники Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ ответили на вопросы о своих увлечениях

qr-code
Хобби и успешность в бизнесе: есть ли взаимосвязь?

Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ идет уже два года. Время от времени в анкету Лонгитюда включаются тематические вопросы, чтобы внести в общение исследователей и респондентов разнообразие и/или зафиксировать отношение предпринимателей к тем или иным актуальным событиям. На втором году жизни Лонгитюда – в ходе седьмой волны – мы поинтересовались у предпринимателей наличием у них каких-либо хобби, увлечений. Полученные ответы позволили нам лучше узнать их как людей, а также выявить определенные взаимосвязи между наличием увлечений и успехом в бизнесе.

Хобби – норма для владельцев малого бизнеса. О наличии хобби нам сообщили 74% участников Лонгитюда, 20% сказали, что у них нет увлечений, и 6% затруднились с ответом (что следует интерпретировать скорее как отсутствие хобби как минимум на момент опроса).

Спектр увлечений предпринимателей. Вопрос о хобби в анкете был открытым, без вариантов ответа: респонденты называли свои хобби в тех терминах, которые они используют в обычной жизни, причем назвать могли сразу несколько увлечений. Затем при обработке эти ответы упорядочивались.

Так, наиболее часто встречающимся у предпринимателей хобби ожидаемо оказался спорт. Спортивные игры, фитнес, занятия борьбой и другую физическую активность назвали 28% предпринимателей. Кроме того, достаточно большая доля предпринимателей увлекается охотой и рыбалкой (11%). По 6% набрали чтение и путешествия.

Но это если говорить о самых частых увлечениях. Малые предприниматели оказались в высшей степени разносторонними людьми. Они рассказывали о самых разных хобби, начиная с традиционных коллекционирования, рисования, электроники и заканчивая пауэрлифтингом, автоспортом и волонтерством. Есть у участников Лонгитюда и совсем экзотические хобби.

«Варю сыр и пеку хлеб на закваске».

«Даю уроки математики школьникам со 2-го по 9-й классы».

«В гараже с друзьями переделываем машины. Например, бортовую «газель» переделали в самосвал».

«Держу и развожу попугаев».

«По образованию – ихтиолог. Все, что с этим связано. Снасти делаю под заказ, еще дед научил, такие не продаются».

На что влияет наличие или отсутствие хобби? В целом само наличие или отсутствие у предпринимателя хобби не обнаруживает серьезной взаимосвязи с состоянием бизнеса и бизнес-практиками. Удалось обнаружить три момента, где такая взаимосвязь прослеживается.

Так, дохода для покрытия прямых расходов в предшествующем опросу квартале хватало 77% предпринимателей, имеющих хобби, и 68% предпринимателей без хобби (при среднем по выборке в 74%).

Небезынтересной оказывается следующая закономерность. Предприниматели, не имеющие хобби, чаще, чем участники Лонгитюда в целом, привлекали заемные средства для ведения бизнеса в предшествующем квартале (31% при 24% в среднем по выборке).

При этом предприниматели, не имеющие хобби, реже, чем предприниматели в целом, открывали новые направления (9% при среднем по выборке в 17%).

Вид хобби и успешность бизнеса. Более заметная взаимосвязь прослеживается между бизнесом («успешностью бизнеса») и отдельными видами хобби. Для ее изучения была построена многомерная регрессионная модель. В качестве индикатора успешности бизнеса мы использовали ответы предпринимателей на вопрос о текущей бизнес-стратегии за два квартала: «Какое из этих трех слов лучше всего характеризует вашу бизнес-стратегию в прошлом квартале: выживание, сохранение или рост?» Мы суммировали ответы респондентов за два квартала и получили индекс успешности бизнеса, рассчитываемый как среднее из индексов каждого квартала. При этом ответы респондентов о своих стратегиях трактовались так:

  • выживание: минус 100 баллов;
  • сохранение: 0 баллов;
  • рост: плюс 100 баллов.

После исключения влияния более субстанциональных факторов (санкций, мобилизации и т. п.) было установлено, что положительно и статистически значимо связаны с успешностью бизнеса такие увлечения предпринимателей, как:

  • бег (в среднем плюс 58,4 балла успешности);
  • музыка (минус 29,4 балла);
  • футбол (плюс 37,1 балла).

Содержательно интерпретировать эти результаты проблематично, но они в высокой степени статистически значимы: вероятность того, что данная зависимость – лишь случайность и в действительности не существует, не превышает 0,001.

Направление зависимости. Полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи между хобби и состоянием бизнеса. Но что на что влияет: хобби на бизнес или бизнес на хобби, мы установить по этим цифрам не можем. Возможно, у людей есть хобби и время на него именно потому, что бизнес в хорошем состоянии. А может быть, наоборот, они такие деятельные по жизни, не сидят на месте, умеют грамотно распоряжаться временем, поэтому у них есть и хобби, и в бизнесе все хорошо.

_______________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка – 759 респондентов. Сроки проведения седьмой волны: 17 января – 18 февраля 2023 года.

© 2024 ФОМ