Опыт, знания и потребность в обучении

Каких знаний не хватает участникам Лонгитюда Малого Бизнеса и готовы ли они платить за обучение?

qr-code
Опыт, знания и потребность в обучении

Участники Лонгитюда Малого Бизнеса в первую очередь испытывают потребность в знаниях о методах продвижения товаров и услуг, а также о методах управления бизнес-процессами. При этом форматы восполнения недостающих знаний они предпочитают разные. 

В I квартале 2023 года мы спросили участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, хватает ли им в целом опыта и знаний применительно к той деятельности, которую они ведут. Три четверти (75%) респондентов сказали, что хватает, то есть, большинство участников Лонгитюда чувствуют себя достаточно уверенно и высоко оценивают уровень своих компетенций. Признались в том, что им не хватает опыта и знаний, лишь около четверти (23%) респондентов.  

При этом чаще уверенность демонстрировали участники Лонгитюда в возрасте от 18 до 35 лет (80% при 75% в среднем по выборке). Неуверенность в своих опыте и знаниях отмечали только 19% представителей этой возрастной группы (в среднем по выборке 23%). 

Жители пгт и сел чаще, чем участники Лонгитюда в целом, выражали сомнения в своих опыте и знаниях (28% при 23% в среднем по выборке) и реже уверенность в них (69% при 75% в среднем по выборке).  

Когда мы уточнили, каких именно знаний им не хватает, в первую очередь участники Лонгитюда отметили недостаток знаний о методах продвижения товаров, услуг (49% от тех, кому не хватало каких-либо знаний, 11% от всех опрошенных) и методах управления бизнес-процессами (47% от тех, кому не хватало каких-либо знаний, 11% от всех опрошенных). Кроме того, им не хватало знания правовых норм в сфере предпринимательства, например, как правильно оформлять договоры и вести отчетность (45% от тех, кому не хватало каких-либо знаний, 10% от всех опрошенных), опыта ведения бухгалтерии (39% от тех, кому не хватало каких-либо знаний, 9% от всех опрошенных), знаний методов управления персоналом (31% от тех, кому не хватало каких-либо знаний, 7% от всех опрошенных), а также опыта выстраивания связей и ведения переговоров (25% от тех, кому не хватало каких-либо знаний, 6% от всех опрошенных). Реже всего респонденты говорили о нехватке знаний, связанных со спецификой их бизнеса (15% от тех, кому не хватало каких-либо знаний, 4% от всех опрошенных и), и недостатке знаний в сфере IT (7% от тех, кому не хватало каких-либо знаний, 2% от всех опрошенных). 

*23% от всех опрошенных

Отметим, что респондентов привлекают разные форматы обучения. Большинство тех, кому каких-то знаний не хватает, планируют заняться самообразованием (34% от тех, кому не хватает знаний, 8% от всех опрошенных). Примерно четверть (26%) – пройти дополнительное обучение, переподготовку. Столько же (26%) – посещать мероприятия, связанные со сферой деятельности их бизнеса. И примерно такая же доля (25%) предпочитает обращаться за помощью к более опытным коллегам. Также небольшая доля участников Лонгитюда собирается получить первое или второе высшее образование.  

*23% от всех опрошенных

Кроме того, участники Лонгитюда продемонстрировали достаточно высокую готовность обучаться на платной основе: больше двух третей (70%) готовы в той или иной степени вкладываться финансово в свое обучение. Чуть меньше половины (46% от тех, кому не хватает знаний, 11% от всех опрошенных) готовы платить за обучение, если его стоимость не окажет существенной нагрузки на их бюджет. И четверть (25%) из тех, кому не хватает знаний (6% от всех опрошенных), готовы оплачивать необходимое им обучение, даже если его стоимость будет для них значительной. То есть, по всей видимости, последние – это люди, которые очень высоко оценивают роль образования в предпринимательском деле и полагают, что серьезные финансовые вложения в дальнейшем окупятся. 

*23% от всех опрошенных

В целом можно сделать вывод, что большинство участников Лонгитюда считают себя достаточно опытными и профессионально подготовленными для ведения своего бизнеса. При этом те, кто ощущает нехватку каких-либо знаний, по большей части готовы проходить дополнительное обучение, в том числе – платное, что говорит о сильном желании участников Лонгитюда преуспеть на выбранном ими профессиональном пути. 

_______________

Источник данных  

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка седьмой волны – 759 респондентов. Сроки проведения седьмой волны: 17 января – 18 февраля 2023 года. 

Юлия Дормидонтова
© 2024 ФОМ