Санкции или мобилизация?

Что сильнее ударило по предпринимателям

qr-code
Санкции или мобилизация?

В I квартале 2023 года мы решили узнать у участников Лонгитюда Малого Бизнеса, какой из двух факторов, возникших в прошлом году, сильнее повлиял на их бизнес – санкции или мобилизация. Большинство предпринимателей назвали санкции, а значительно меньшая доля – мобилизацию.

Влияние санкций и частичной мобилизации на малый бизнес

В ходе седьмой волны Лонгитюда о влиянии санкций на малый бизнес сообщили 63% предпринимателей (против 35% заявивших, что санкции скорее не повлияли). При этом чаще о влиянии санкций говорили те предприниматели, у которых преобладали беспокойные, тревожные настроения при вступлении в I квартал 2023 года (76% от этой группы), и те, кто ожидал, что условия для их бизнеса в этом году будут менее благоприятными по сравнению с условиями в прошлом годом (80% от этой группы).

О том, что частичная мобилизация повлияла на их бизнес, говорили 46% предпринимателей – это значительно меньше доли предпринимателей, на которых повлияли санкции. При этом об отсутствии влияния частичной мобилизации на бизнес сообщили 50%. Частичная мобилизация в большей степени затронула предпринимателей в возрасте 31–45 лет1 (53% от этой группы). Причем, как и в случае с санкциями, бизнесмены с беспокойными, тревожными настроениями при вступлении в I квартал 2023 года чаще говорили о влиянии мобилизации – 56%.

В шестой волне Лонгитюда (13 октября – 14 ноября 2022 года) мы уже общались с предпринимателями относительно влияния частичной мобилизации на их бизнес, используя другую формулировку вопроса: «21 сентября была объявлена частичная мобилизация. Это как-то отразилось на вашем бизнесе или никак не отразилось?» Тогда 44% предпринимателей ответили, что частичная мобилизация в той или иной степени отразилась на их бизнесе (подробнее – в нашем материале «Реакция малого бизнеса на частичную мобилизацию»). При ответе на вопрос в новой формулировке, которая использовалась зимой этого года, доля предпринимателей практически не изменилась (разница в 2 п. п.), однако истинных причин отсутствия изменений мы не знаем – либо предприниматели все еще ощущали последствия мобилизации, либо на их ответы повлияло изменение формулировки.

Что сильнее – санкции или мобилизация?

На вопрос «Что сильнее повлияло на ваш бизнес: санкции или частичная мобилизация?» отвечали 39% от всех опрошенных участников Лонгитюда (суммарная доля предпринимателей, которые ответили ранее, что на них повлияли и санкции, и мобилизация). Из них 42% отметили большее влияние санкций (16% от всех опрошенных), 35% – большее влияние частичной мобилизации (14% от всех опрошенных).

И предприниматели, которые назвали более сильным влияние санкций, и предприниматели, которые сочли воздействие мобилизации более ощутимым, чаще, чем участники Лонгитюда в целом, отмечали, что условия для ведения бизнеса скорее ухудшились (46 и 44% соответственно против 28% среди всех участников Лонгитюда). При этом предприниматели, на которых, по их словам, сильнее повлияли санкции, чем мобилизация, чаще говорили об увеличении в IV квартале 2022 года расходов на оплату труда (43% против 37% среди всех опрошенных), на аренду рабочих площадей (21% против 12%).

Обе рассматриваемые группы чаще, чем участники Лонгитюда в целом, говорили об использовании интернет-решений (в том числе рекламы) для продвижения своих товаров и услуг (59 и 51% против 45%) – возможно, именно таким образом предприниматели пытались преодолеть последствия санкций и мобилизации: искали новые инструменты и механизмы для сохранения и развития бизнеса, вкладывались в большем объеме, чем, участники Лонгитюда в целом, в информирование потребителей их услуг.

Обе группы предпринимателей чаще, чем участники Лонгитюда в целом, имели при вступлении в I квартал 2023 года беспокойные и тревожные настроения, при этом пострадавшие от санкций серьезнее, чем от мобилизации, были наиболее обеспокоены (70% в этой группе против 59% среди тех, кто больше пострадал от мобилизации, и 51% среди всех опрошенных).

В целом ожидания относительно I квартала 2023 года обеих рассматриваемых групп предпринимателей были гораздо пессимистичнее, чем у участников Лонгитюда в целом (44 и 48% считали, что он будет хуже предыдущего, против 35% среди всех опрошенных). Представители обеих групп также чаще полагали, что условия для бизнеса в 2023 году будут менее благоприятными, чем в 2022 году, при этом пострадавшие в большей степени от санкций снова были настроены пессимистичнее, чем пострадавшие от мобилизации (45 и 40% против 30% среди всех опрошенных).

Экономические санкции и частичная мобилизация оказали негативное влияние на состояние бизнеса участников Лонгитюда, на восприятие текущей экономической ситуации в стране и ожидания от будущего. Однако воздействие санкций можно оценить как более серьезное и значительное – предприниматели, больше затронутые санкциями, чем мобилизацией, чаще участников Лонгитюда в целом отмечали ухудшение условий для ведения бизнеса, увеличение расходов на оплату труда и арендной платы, и гораздо чаще участников Лонгитюда в целом говорили о тревожных настроениях при вступлении в I квартал 2023 года.

Связанные публикации

______

1Возрастные группы 18–30 лет и старше 60 лет малочисленны для анализа и приведены в иллюстративном виде.

_______________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка седьмой волны – 759 респондентов. Сроки проведения седьмой волны: 17 января – 15 февраля 2023 года. 

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления. 

Владислава Романова
© 2024 ФОМ