Предпринимательская атмосфера и потенциал: результаты опроса населения в рамках проекта ПРИМ

Треть экономически активных россиян в возрасте от 18 до 65 лет имеют отношение к предпринимательскому делу

qr-code
Предпринимательская атмосфера и потенциал: результаты опроса населения в рамках проекта ПРИМ

В целом россияне достаточно высоко оценивают престиж предпринимательской деятельности. Позитивнее всего условия для ее ведения и имидж предпринимателя оценивают те, кто сам вовлечен в предпринимательство, негативнее всего – ранее имевшие свой бизнес, но теперь не занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Первая волна совместного исследования инФОМ, Сбера и Минэкономразвития «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ), помимо исследования предпринимателей и самозанятых, включала репрезентативный опрос населения трудоспособного возраста (от 18 до 65 лет). В этом опросе изучалась предпринимательская атмосфера, потенциал предпринимательской активности, а также ряд показателей проекта GEM.

1. Вовлеченность в предпринимательство

Результаты исследования показали: 36% экономически активных россиян в возрасте от 18 до 65 лет имеют отношение к предпринимательскому делу. Из них 15% когда-то владели бизнесом, но не владеют им сейчас, а 21% вовлечен в предпринимательскую деятельность в настоящий момент. При этом «вовлеченные» находятся на разной «дистанции» по отношению к предпринимательству:

  • 6% – «стабильные»: предприниматели, у которых есть работающий бизнес (и, как правило, существующий уже несколько лет);
  • 6% – «активные»: предприниматели, которые либо недавно создали свой первый и единственный бизнес, либо открыли еще один;
  • 6% – «начинающие»: люди, еще не имеющие бизнеса, но уже пытающиеся его открыть и предпринимающие для этого активные действия;
  • 3% – «интересующиеся»: люди, еще не имеющие бизнеса, интересующиеся его открытием, но пока не предпринимавшие каких-либо действий для этого.

Не имеют никакого предпринимательского опыта 63% россиян трудоспособного возраста.

Предпринимательская атмосфера и потенциал: результаты опроса населения в рамках проекта ПРИМ 

______

* В группу вошли респонденты, которые на данный момент не владеют никаким бизнесом и не пытаются его открыть, но имели бизнес в прошлом. 

Вовлеченные в предпринимательскую деятельность (21%) существенно отличаются от населения в целом. Среди них преобладают мужчины (63% при 48% в целом по населению), почти половина группы – люди с высшим образованием (46% при 35% в целом по населению), больше половины – респонденты в возрасте 31–49 лет (55% против 49% в целом по населению). Также эта группа имеет относительно высокие доходы: в ней сравнительно низкая доля тех, кто имеет доход ниже 30 тысяч рублей в месяц (31% при 50% в целом по населению), и высокая доля тех, кто имеет доход более 50 тысяч рублей в месяц (36% при 21% в целом по населению).

Группа вышедших из бизнеса также обладает своей спецификой. В ней тоже преобладают мужчины (58% при 48% в целом по населению) и высока доля людей в возрасте от 50 до 60 лет (34% при 22% в целом по населению). Судя по всему, часть людей выходит из бизнеса, приближаясь к пенсионному возрасту, – кто-то, возможно, из-за усталости, а кто-то, вероятно, переходит в наем, чтобы заработать на государственную пенсию.

Социально-демографические характеристики групп вовлеченных, не вовлеченных в предпринимательство и вышедших их бизнеса 

2. Оценки предпринимательской атмосферы

Оценки предпринимательской атмосферы заметно различаются в группах вовлеченных, не вовлеченных в предпринимательство и вышедших из бизнеса.

Те, кто вовлечен в предпринимательство, отличаются достаточно высоким уровнем оптимизма в отношении положения предпринимателей в стране, перспектив развития бизнеса и своих собственных возможностей в этой сфере. С одной стороны, это говорит об их энтузиазме. С другой – несет в себе риск разочарований, если начинающие бизнесмены окажутся не готовы к ожидающим их трудностями.

А наиболее скептично настроены те, кто по каким-либо причинам уже вышел из бизнеса: среди них наиболее высоки доли разочарованных в предпринимательстве, негативно оценивающих условия для предпринимательской деятельности. Их позиция может оказывать отрицательное влияние на отношение к открытию своего дела людей без предпринимательского опыта.

Так, если в целом среди россиян трудоспособного возраста 39% опрошенных считают текущие условия для предпринимателей хорошими, а 45% – плохими, то среди вовлеченных это соотношение уже 45% к 46%, а среди вышедших из бизнеса – 31% к 57%.  

Таким образом, вовлеченность в предпринимательство явно способствует более позитивному взгляду и на предпринимательскую деятельность в целом, и на условия для ведения бизнеса в частности, тогда как выход из бизнеса зачастую приводит к разочарованию.

3. Предпринимательский потенциал

30% россиян в возрасте от 18 до 65 лет заявили, что хотели бы в ближайшие три года начать работать на себя или организовать свой бизнес. Профиль планирующих похож на профиль тех, кто уже вовлечен в предпринимательскую активность: это чаще мужчины, люди в возрасте от 18 до 49 лет, респонденты с уровнем дохода выше 50 тысяч рублей в месяц.

Социально-демографические особенности планирующих открыть свой бизнес или начать работать на себя

Среди тех, кто вовлечен в предпринимательскую деятельность, 58% планируют открыть новый бизнес. Это может касаться как совсем нового дела, так и «постановки на рельсы» того, которым начинающие предприниматели уже пытаются заниматься.

Среди тех, кто уже вышел из бизнеса, планируют снова открыть свое дело 30%. С одной стороны, у них уже есть предпринимательский опыт, а значит, вероятность реализации эти планов выше, чем у других. С другой стороны, поскольку именно они наиболее скептично оценивают ситуацию для бизнеса, им может требоваться особая поддержка, если они снова займутся предпринимательством.

Среди тех, кто не имеет никакого предпринимательского опыта, только 20% планируют открыть свое дело в ближайшие три года. С одной стороны, они действительно потенциальные, еще никак не раскрывшие себя предприниматели. С другой стороны, к их планам стоит относиться с осторожностью: без должных стимулов и знаний они могут не осуществиться.

В целом можно заключить, что большая часть населения достаточно высоко оценивает имидж предпринимательской деятельности. В то же время наиболее позитивный взгляд свойственен тем, кто уже вовлечен в предпринимательскую деятельность и, по-видимому, достаточно успешно. Людям, не имевшим опыта предпринимательства ранее, и – особенно – тем, кто владел бизнесом, но по каким-то причинам его закрыл, свойственна более сдержанная точка зрения. Особенно это касается группы вышедших из бизнеса. Они требуют особого внимания – как для лучшего понимания причин, побуждающих предпринимателей уйти из предпринимательской деятельности, так и для оказания необходимой поддержки, если такие люди захотят снова вступить на путь предпринимательства.

_______________

Источник данных

Репрезентативный телефонный опрос населения от 18 до 65 лет. Выборка – 2217 человек. География: Российская Федерация. Сроки проведения опроса: 7–15 декабря 2022 года. Статистическая погрешность не превышает 2,4%.

Юлия Дормидонтова, Людмила Преснякова
© 2024 ФОМ