Антихрупкость бизнеса в условиях турбулентности

Какие качества помогают компаниям становиться сильнее в кризис

qr-code
Антихрупкость бизнеса в условиях турбулентности

Подробнее о том, с какими проблемами столкнулись предприниматели в первые месяцы специальной военной операции, читайте в сюжете «Трудности первых месяцев турбоРеальности».

В феврале 2022 года в связи с началом специальной военной операции на Украине и введением санкций российский бизнес столкнулся с рядом угроз. Буквально за несколько дней повестка поменялась кардинально. Это повергло предпринимателей в шок и разрушило все планы развития компаний – даже пандемический кризис со всеми сопутствующими проблемами отошел на второй план. По данным исследований ФОМа за апрель – май 2022 года, большинство представителей малого бизнеса (73%) отметили негативное влияние санкций на их работу.

Однако, как показали интервью, даже в самых непростых условиях некоторые предприниматели находят силы на развитие своего дела, проявляют устойчивость и сохраняют позитивный настрой. Опыт таких руководителей показывает, что антихрупкий подход к ведению бизнеса помогает компаниям справляться с трудностями, учиться на собственных ошибках и развиваться.

Понятие антихрупкости ввел американский профессор Нассим Талеб. Антихрупкость – способность организма или структуры извлекать выгоду из неудач, совершенствоваться под воздействием стрессов. Она свойственна тем, кто способен меняться вместе с окружающей действительностью в условиях неопределенности. Антихрупкость – это не про эластичность, гибкость или неуязвимость, а про тренируемость или закаливаемость. Чем антихрупкость отличается от гибкости? Гибкое противостоит встряске и остается прежним. Антихрупкое, пройдя сквозь испытания, становится лучше прежнего.

Подробнее о новом этапе исследования в условиях турбоРеальности можно прочитать в материале «Антихрупкость в условиях турбоРеальности».

В период коронакризиса мы выделили свойства антихрупкости, которые помогали компаниям адаптироваться к условиям пандемии. Далее рассмотрим каждое из свойств антихрупкости подробнее – с акцентом на то, какие из них наиболее актуальны в настоящий период, а какие отходят на второй план.

Инновативность: новые направления деятельности и ниши

Одним из главных свойств антихрупких компаний в период пандемии было умение посмотреть на свой бизнес под другим углом, способность найти и запустить новые направления деятельности. Коронакризис вынудил многие компании перестроить бизнес-процессы: компании перешли на режим удаленной работы, занялись онлайн-продажами, выводом новых продуктов на рынок и освоением новых направлений деятельности.

Согласно результатам четвертой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, после начала СВО и введения антироссийских санкций, болезненными проблемами предпринимателей стали уменьшение общего количества заказов (46%), общий рост цен (41%), а также трудности с поставками (39%). В ходе бесед с предпринимателями выяснилось, что некоторые из них сталкиваются с трудностями при запуске новых продуктов и направлений деятельности. Поскольку пострадало финансовое благополучие компаний, руководители бизнесов сфокусировались в первую очередь на оптимизации внутренних процессов, налаживании цепочек поставок и других изменениях. Поэтому для некоторых предпринимателей отказ от расширения компании стал очевидным решением.

«Перспектива расширения отложена на неопределенный период, потому что я не знаю, как будет меняться стоимость аренды дополнительного помещения. Арендодатель меня уже даже не спрашивает, есть ли у меня планы на это помещение, – и так понятно». (Представитель фитнес-студии, Москва)

Даже отказ от вывода новых продуктов на рынок не означает полное отсутствие новизны в работе компаний. Например, один из предпринимателей отметил, что из-за перебоев с поставками его команде пришлось получать новые знания в сфере логистики, в том числе применять нестандартные подходы при поиске новых поставщиков.

«Возникли проблемы с логистикой, которые я взяла на себя. Первая лазейка, которую я обнаружила, – это транспортировка товаров через Казахстан. Конечно, получается большая переплата, но это лучше, чем ничего. Иногда бывает, что переносятся тату-сеансы, потому что каких-то материалов нет в наличии. Сейчас это уже стало нормой, к сожалению. Такой отлаженной работы, как раньше, уже нет». (Представитель тату-студии, Москва)

Оптимистичное отношение к изменениям

Еще одно свойство антихрупкости – отсутствие страха ошибок и готовность к изменениям. Такой подход руководители компаний продолжают применять и сейчас – в условиях антироссийских санкций. Он помогает избежать фрустрации и сфокусироваться на поэтапном решении проблем.

«У меня всегда позитивная точка зрения – я не могу по-другому. Многие коллеги из нашего бизнеса, конечно, не разделяют такую позицию. Мне кажется, что, если у тебя нет позитивного настроя, то ничего не получится: ты просто не на своем месте». (Представитель управляющей компании в сфере гостеприимства, Москва)

О практиках, которые помогали управленцам не отчаиваться в коронакризис, можно прочитать в материале «Как не падать духом в пандемию – советы руководителей бизнеса».

Умение избавляться от хрупких частей бизнеса

Еще с началом коронакризиса многие предприниматели отказались от наименее прибыльных и перспективных частей бизнеса. С началом санкционного кризиса тенденция продолжилась: предприниматели отмечают, что стараются сократить наименее актуальные направления своего дела или полностью отказаться от них. При этом «хрупкость» направлений определяется не только финансовыми результатами за определенный период, но и трендами в потребительском поведении.

«Ветер перемен, как правило, ухудшает ситуацию в сфере дополнительного образования. Поэтому мы не надеялись на него, особенно в последние годы. И правильно поступали: сейчас мы сократили направление дополнительного образования до минимума». (Представитель частного вуза, Москва)

Подход «бирюзовых организаций»

Подход «бирюзовых организаций» основан на принципах самоуправления в компании, взаимной поддержки и общих ценностей. Даже в кризис некоторые предприниматели нанимают новых сотрудников, когда возникает потребность в делегировании задач.

«Я взяла в команду партнера, который меня дополняет. Он взял на себя операционную часть работы, а я отвечаю за стратегическое направление. Когда работаешь в паре, становится лучше и проще». (Представитель управляющей компании в сфере гостеприимства, Москва)

Некоторые руководители отмечают, что стараются сохранить командный дух, поддерживать сотрудников, честно сообщают им обо всех трудностях в работе компании. Такой подход многие антихрупкие компании применяли и во время пандемии. Этот опыт помог предпринимателям наладить открытый диалог с сотрудниками и во время санкционного кризиса.

«В нашей команде есть общие ценности, которые мы не только транслируем. Мы ими живем и находимся в диалоге друг с другом. Я думаю, ребятам [сотрудникам] было очень важно понимать, что они могут открыто задавать нам вопросы. Когда сотрудникам нужно было знать, правда ли, что им могут сократить зарплаты, мне было довольно просто ответить, что в этом месяце мы еще точно сможем платить зарплату. Но про следующий я не могу сказать, потому что не могу знать, какие сюрпризы принесет нам внешняя повестка». (Представитель творческой студии, Москва)

Один из информантов рассказал, что с началом кризисной ситуации управляющие директора его компании провели общее собрание сотрудников. Благодаря готовности к диалогу каждый руководитель отдела смог поделиться проблемами в работе и тем, как они будут решаться.

«Руководители нашей компании провели брифинг, где участвовали все сотрудники. Заранее был сформирован перечень вопросов ко всем службам. Директорам и HR-отделу были адресованы вопросы о сокращении зарплат. Мы разобрали каждый вопрос, а руководители дали четкие указания, в каком направлении мы движемся. В тот момент мы успокоили людей, что никого сокращать не собираются. Кроме того, была продемонстрирована стратегия, как мы будем действовать, чтобы полностью обеспечить производство и продажи». (Представитель компании в сфере производства строительных материалов, Коломна)

Ресурсность

Бережное отношение к ресурсам компании – еще одно свойство антихрупкости. В условиях неопределенности предприниматели стараются сохранять ресурсы, будь то штат, финансовая подушка или разные направления деятельности компании.

В пандемический кризис бизнесмены старались накапливать финансовую подушку. Однако с введением санкций начали происходить изменения в курсе рубля и общий рост цен, что побудило некоторых предпринимателей отказаться от этой стратегии.

Один из информантов отметил, что сейчас важно сохранить не финансовую стабильность компании, а человеческий ресурс – сотрудников. В связи с этим некоторые руководители стараются принимать меры: идут на сокращение других расходов, но сохраняют уровень заработных плат или даже повышают их, выдают премии.

«Мы пытаемся экономить на чем можно. Не экономим только на заработной плате. Это, естественно, святое. Человеческий ресурс – главное, что у нас есть и на чем строится образование. Потому что лучшие преподаватели стоят больших средств». (Представитель частного вуза, Москва)

Постоянное совершенствование продуктов и услуг

Антихрупкие компании делают ставку не только на вывод на рынок новых продуктов, но и на их совершенствование. Предприниматели отмечают, что необходимо постоянно держать руку на пульсе: внимание к трендам рынка и готовность регулярно корректировать свои продукты позволяет подстраиваться под запросы клиентов.

«Когда постоянно развиваешься и добавляешь новые направления, нормально, если прежние направления становятся неактуальными ввиду изменения трендов». (Представитель фитнес-студии, Москва)

Умение сотрудничать, выстраивать коллаборации

Вопрос сотрудничества с другими компаниями играет важную роль в кризисных ситуациях. Одни представители профессионального сообщества видят в сотрудничестве путь к решению проблем, а другие, наоборот, стараются держать дистанцию.

Вместе с тем герои наших интервью отмечают, что коллаборации с представителями рынка могут привлечь новых клиентов, а формирование профессиональных сообществ позволит найти новых поставщиков или разобраться в тонкостях законодательства.

«Коллаборации с другими компаниями абсолютно точно необходимы. Сейчас они нужны еще больше, чем раньше. В пандемию мы понимали, что коллаборации нужны, но сейчас еще важнее найти взаимную опору». (Представитель управляющей компании в сфере гостеприимства, Москва)

Подробнее о перспективах и проблемах кооперации предпринимателей читайте в материале «Бизнес-сообщество в условиях турбоРеальности: сплочение или атомизация?».

Однако текущий кризис имеет свою специфику. Во время пандемического кризиса ценностная позиция предпринимателей была относительно однородной, а кризис, связанный со спецоперацией, более политизирован и содержит в себе основания для ценностного раскола сообщества. Сегодня неопределенность царит не только в области планирования дальнейших действий, но и в оценке предпринимателями того, с какими потенциальными партнерами они смогут найти общий язык, а с какими – нет.

Комментарий исследователя

В кризис внешние обстоятельства (такие, как нарушения цепочек поставок или ограничения финансовых операций за рубежом) не позволяют делать ставку на активное расширение компаний и придерживаться намеченных планов. Однако это не значит, что компании становятся «хрупкими» и прекращают развиваться. Напротив, предприниматели адаптируются и стараются грамотно выстроить свою работу в череде неожиданных событий и условиях неопределенности. Справляться с трудностями помогает антихрупкость. Проходя через испытания, компании могут нарастить свою антихрупкость и таким образом стать лучше. Как показали интервью, многие предприниматели сохраняют оптимизм даже в самое непростое время.

Елизавета Мудрецова
© 2022 ФОМ