Трудности первых месяцев турбоРеальности

Исследовательский комментарий о том, с какими проблемами столкнулись компании после начала специальной военной операции на Украине

qr-code
Трудности первых месяцев турбоРеальности

По данным лонгитюдного исследования ФОМа, 73% предпринимателей отметили, что санкции негативно сказались на их бизнесе. 

В феврале 2022 года социальная реальность российского бизнеса резко изменилась, в том числе появилась нестабильность в транспортных, финансовых, товарных и людских потоках. Эту новую реальность, наступившую после объявления специальной военной операции на Украине и введения антироссийских санкций, ФОМ называет турбоРеальностью. 

Чтобы понять, с какими именно трудностями пришлось столкнуться российскому бизнесу, с февраля 2022 года ФОМ проводит серию глубинных интервью с руководителями компаний из разных сфер. По словам героев интервью, в отличие от пандемического кризиса, сейчас нет ни одной сферы деятельности, которую бы не затронула ситуация турбулентности.

Конечно, представители разных сфер пострадали по-разному. Однако, обобщая результаты интервью, можно вывести определенные категории сложностей, с которыми пришлось справляться всему малому бизнесу. Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные проблемы, с которыми столкнулись компании с наступлением турбоРеальности.

1. Снижение покупательской способности и отток клиентов

Как выразительно подметил один из наших информантов, описывая данную проблему, «клиенты сжались». Объявление о начале спецоперации стало для многих потребителей большим стрессом: они начали откладывать приобретение многих второстепенных товаров и услуг. 

«На фоне всей этой информации об ограничениях, о том, что закрываются рынки, биржи и так далее, люди решили ничего не тратить. В итоге произошло сжатие». (Представитель бизнес-отеля, Тюмень) 

Снижение покупательской способности сильно бьет по доходам предпринимателей и вынуждает их искать способы адаптации к этой ситуации. Однако, по мнению руководителей компаний, спрос будет лишь видоизменяться, так как необходимость приобретать многие товары остается.

2. Ограничение работы онлайн-сервисов

Во время коронакризиса многие компании делали акцент на развитие онлайн-направлений и продвижение своих товаров через социальные сети. Соцсети были ключевым источником трафика клиентов, а многие предприниматели делали ставку исключительно на этот источник. С наступлением турбоРеальности и запретом на некоторые соцсети компаниям пришлось искать новые каналы коммуникации с потребителями.

Сильнее всего по российскому бизнесу ударила блокировка Instagram1. Почти все предприятия по продаже товаров и услуг в той или иной мере продвигали их через эту соцсеть, в некоторых случаях страничка в Instagram даже заменяла основной сайт компании. 

«А вот с Instagram, конечно, тяжело, поскольку таргетированной рекламы больше нет. Это очень грустно – все к ней привыкли, а сейчас ее нет и не будет». (Представитель фитнес-студии, Московская область) 

«Instagram был основной площадкой для продажи. Это были большие аудитории – по несколько тысяч человек, с которыми мы коммуницировали. Мы, конечно, попытались перетащить их во «ВКонтакте» и в Telegram. Поток разделился: 30% ушло во «ВК онтакте», остальные – в Telegram. При том, что Telegram это не соцсеть, а мессенджер». (Представитель бизнес-отеля, Тюмень)

Гостиничный бизнес потерял еще и важного партнера – сервис Booking.com. 

«Если говорить про гостиничный бизнес, каналы продаж поменялись: ушел Booking, который давал нам хорошую загрузку – 30–35%. Это была мощная машина с отлаженными маркетинговыми инструментами, работа которой приносила нам гостей». (Представитель бизнес-отеля, Тюмень)

Из крупнейших площадок остались только Telegram, «ВКонтакте» и «Яндекс». По мнению предпринимателей, из них только «Яндекс» стал «преемником» Instagram. У других сервисов функционал продвижения бизнеса и/или услуг пока еще недостаточно развит, что позволяет «Яндексу» устанавливать свои цены. 

«Все, что осталось, – «Яндекс» и сарафанное радио. Больше у нас, к сожалению, нет ничего. «Яндекс», конечно же, взвинчивает цены на фоне роста спроса со стороны всех участников рынка». (Представитель салона для домашних питомцев, Москва)

3. Двойственность и неясность законодательных актов

В кризис многие представители бизнеса ожидают поддержки от государства. И оно эту поддержку предоставляет в виде оборотных кредитов, льготного кредитования, освобождения от проверок, кредитных каникул, списания штрафов и т. д. 

Однако, по словам наших собеседников, при попытках воспользоваться той или иной мерой поддержки обнаруживается множество подводных камней. Оказывается, что под действие программ попадают далеко не все сферы бизнеса, а многие формулировки в законодательных актах слишком расплывчаты и руководителям бизнесов сложно понять, как их следует трактовать. Также некоторые новые акты вступают в конфликт с действующими законами, что ставит владельцев бизнесов в тупик. 

«С тем же эквайрингом непонятная ситуация. Вот написали, что ЦБ снизил эквайринговую комиссию до 1%, и есть список тех, на кого эта мера распространяется. И сидишь – проверяешь, подходишь ты под это или нет. Мы с бухгалтером прочитали документ вслух несколько раз. Но такая кривая формулировка – совершенно непонятно, относится это к нам или нет. В налоговой сами еще ничего не знают. Вот мы и сидим – ждем разъяснений». (Представитель бизнес-отеля, Тюмень)

«Совершенно не понятна ситуация с Instagram. Официально он заблокирован, но вроде было разъяснение Мишустина, что граждане России могут использовать Instagram, но не на территории своей страны. Вроде не будут штрафовать за использование VPN. Но использование VPN запрещено». (Представитель маникюрного салона, Самара)

VPN (англ. Virtual Private Network — виртуальная частная сеть) — это безопасное зашифрованное подключение пользователя к Сети, с которым он может обходить локальные ограничения и сохранять конфиденциальность. 

Отчасти описанную выше проблему можно объяснить отсутствием налаженной обратной связи между государством и предпринимателями. Государство стремится поддерживать и развивать сферы бизнеса в целом, поэтому может не замечать отдельных проблем предпринимателей. Поэтому появляется следующая трудность, с которой столкнулись многие предприниматели, – действительно работающих мер поддержки для них пока нет, а те, что существуют, еще недостаточно проработаны. 

«Я действительно не вижу пока никаких новых мер поддержки, которыми можно воспользоваться». (Представитель бизнес-отеля, Тюмень) 

«Мы находимся, так сказать, в разделе «прочее, прочее и ниже прочего» – нам не полагается никаких существенных мер поддержки». (Представитель салона для домашних питомцев, Москва)

4. Прекращение поставок от зарубежных партнеров и сотрудничества с ними

После объявления спецоперации многие зарубежные компаний прекратили сотрудничество с Россией. Это разрушило цепочки поставок и поставило многих предпринимателей в опасное положение, так как они были зависимы от иностранных товаров, комплектующих и материалов. Как следствие, малый бизнес оказался в ситуации поиска альтернатив и пребывания в неуверенности относительно цен и расходов.

«У меня все лифты, чиллеры европейского производства. Сейчас их производители заявили, что не работают с Россией». (Представитель бизнес-отеля, Тюмень) 

«Мы работаем на корейских и европейских лаках. И совершенно не понятно, будут ли зарубежные производители нам дальше их поставлять и по каким ценам». (Представитель маникюрного салона, Самара)

Углубляясь в эту ситуацию, можно обнаружить серьезную социальную проблему, которая выходит за рамки бизнеса. Доверие к представителям российского бизнеса в частности и россиянам в целом подорвано, вероятность восстановления прежних связей снижена. Особенно это касается, по мнению информантов, некоммерческих связей. 

«Мы ездили в разные страны и сотрудничали там с университетами. Мы с ними дружим минимум лет семь – и с вузами, и с людьми. И те, даже зная нас лично, имеют к нам некую неприязнь. Несмотря на многие совместные проекты и программы, они делают вид, будто бы нас и не существует». (Представитель частного вуза, Москва)

5. Сокращение горизонта планирования до одного-двух дней

Эту проблему можно выделить как следствие всех вышеописанных сложностей. В связи с высокой неопределенностью, остановкой поставок, невозможностью выстраивания долгосрочной стратегии многим предпринимателям пришлось перейти в ручной режим управления бизнесом.

«Мы живем только сегодняшним днем. Потому что ты с утра можешь напланировать, а к вечеру придется заново все делать. Сейчас можно планировать только на ближайший месяц, и то с миллионом корректировок». (Представитель кадрового агентства, Москва) 

В условиях неконтролируемого повышения цен любые расходы растут и дестабилизируют процесс ведения бизнеса. А отток клиентов сильно бьет по статье доходов. Из-за этого долгосрочное распределение бюджетов практически невозможно. 

«Полетели все бюджеты, все механизмы, ежемесячные, квартальные отчеты. Сейчас мы – в режиме планирования на два-три дня». (Представитель бизнес-отеля, Тюмень) 

Комментарий исследователя 

Бизнесу часто приходится работать в нестабильных условиях, поэтому кризис – не повод останавливаться в развитии. И все наши информанты подтверждают это. Предприниматели не сидят сложа руки и не ждут, пока все развалится: они меняют бизнес-модели, ищут новых поставщиков, разбираются в сложных законодательных актах, пересматривают свой бюджет по три раза в день – в общем, адаптируются к турбоРеальности. 

______

1Деятельность социальных сетей Instagram и Facebook признана экстремистской и запрещена в России.

Григорий Смирницкий
© 2022 ФОМ