О новых перспективах и проблемах кооперации предпринимателей
Пандемия COVID-19 сплотила бизнес-сообщество. Для представителей малого бизнеса обмен опытом стал важным фактором выживания и развития их компаний. Коронакризис стимулировал появление новых форм сотрудничества в разных сферах предпринимательства. В этом исследовательском комментарии мы постараемся понять, сохранилась ли эта тенденция сегодня, а также выяснить, как наступление турбоРеальности и рост непредсказуемости сказались на взаимоотношениях внутри бизнес-среды.
По данным четвертой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, 73% предпринимателей ощутили на себе негативное влияние санкций, введенных в связи с началом специальной военной операции на Украине. Ключевыми трудностями стали разрыв сотрудничества с иностранными поставщиками и разрушение логистических цепочек. Чтобы выжить, бизнес был вынужден экстренно создавать новые схемы закупок и поставок. Кооперация в области логистики позволила не только делиться информацией о новых моделях поставок, но и снижать издержки на закупку материалов. Например, некоторые предприниматели объединились для заказа общей доставки. В условиях подорожания как импортных товаров, так и услуг перевозчиков такое сотрудничество может способствовать существенному снижению расходов.
«Я точно могу сказать, что усилилась коммуникация между конкурентами. В большей степени это касается каналов продаж. Это коснулось всех – все стали созваниваться, встречаться, обсуждать что делать, куда бежать. Раньше каждый из нас сам работал с поставщиками, а теперь мы можем кооперироваться и организовывать общую доставку».
Представитель медицинского центра и бизнес-отеля, Тюмень
Сотрудничество предпринимателей не ограничивается кооперацией внутри отрасли. Представители логистических отделов из разных сфер создают единые онлайн-сообщества, чтобы делиться контактами поставщиков и обсуждать новые стратегии преодоления санкционных ограничений. Владение информацией и социальные связи становятся ключевыми ресурсами для преодоления новых вызовов. Подобные сообщества для предпринимателей – возможность получить новые навыки через взаимный обмен опытом.
«Представители отделов логистики – люди из абсолютно разных отраслей, которые делятся своим опытом. А ты можешь взять этот опыт и внедрить на свое предприятие и хотя бы посмотреть, как это выглядит со стороны, все ли ты правильно делаешь. Есть группы, где в режиме онлайн куча сообщений типа «помогите привезти что-то оттуда-то», «как нам это растаможить». Там происходит интересный обмен данными о поставщиках, перевозчиках».
Представитель бизнеса в сфере производства строительных материалов, Коломна
Появление новой области активного сотрудничества может указывать на усиление тенденции к сплочению бизнеса перед лицом общей беды. Некоторые предприниматели подчеркивают, что кризисы последних лет сделали бизнес-среду более дружелюбной. Представители разных сфер сотрудничают по бартеру и обмениваются заказами (что особенно актуально для B2B-сектора). Появление сообщества с плотными социальными связями – не только источник моральной поддержки в стрессовой ситуации, но и дополнительный канал реализации продукции. Инвестиция в социальные связи становится одной из черт антихрупких компаний.
«В деловой среде появляется дружба. Во-первых, есть моральная поддержка. Во-вторых, образуются своеобразные кружки по интересам. Например, наша компания на собраниях предпринимателей умудрялась продавать суккуленты и цветы».
Представитель рекламно-производственной компании, Москва и МО
Партнерские проекты представителей малого бизнеса, как правило, приносят им пользу. Тем не менее многие предприниматели говорят о спаде интереса к кооперации ради совместной борьбы с проблемами. По мнению некоторых респондентов, это связано со спецификой предпринимательской культуры: в российском бизнесе – каждый сам за себя. Представление о том, что в ходе сотрудничества каждый стремится максимизировать свою выгоду и минимизировать выгоду партнера, мешает продуктивной кооперации. Другой предприниматель заведомо воспринимается как конкурент, которому нельзя доверять. Распространение подобной мировоззренческой установки приводит к снижению социального капитала и неспособности руководителей бизнеса к коллективному действию. Из-за этого малый бизнес может упускать выгодные возможности, предполагающие кооперацию: коллективные закупки материалов, совместные рекламные мероприятия и т. д.
Социальный капитал – характеристика сообщества, отражающая количество и качество социальных связей, а также уровень доверия людей друг к другу. Например, в обществе с высоким уровнем социального капитала люди чаще приходят на помощь незнакомым людям, чаще участвуют в гражданской активности и реже нарушают договоренности. От социального капитала зависит способность сообщества преодолевать проблемы коллективного действия. Проблема коллективного действия – это ситуация, в которой каждый участник выиграл бы от сотрудничества, но видимый конфликт интересов приводит к тому, что участники отказываются от кооперации и тем самым снижают собственную выгоду.
«В Москве, я знаю, есть клуб закупок – он хорошо работает. У нас такого нет. Например, если у кого-то есть запасы эксклюзивного красителя для волос, что позволяет ему удерживать цены на услуги, он не будет этим делиться. Какой-то совместной поддержки персонала тоже нет».
Представитель маникюрного салона, Самара
«В самом начале все пытались скооперироваться. Но механики взаимодействия очень сложные, и у нас нет культуры кросс-промоушена. Это абсолютно не наша культура: никто не хочет делиться своей аудиторией. Каждый считает, что он в коллаборацию вкладывает больше, чем получает».
Представитель бизнеса в сфере услуг, Москва
Кросс-промоушен (перекрестное продвижение) – совместное продвижение товаров или услуг и обмен клиентами между компаниями, которые не являются прямыми конкурентами. Несколько брендов со схожей целевой аудиторией могут сделать общую пиар-кампанию в социальных сетях или провести совместную акцию (например, клиент делает маникюр в салоне А и получает скидку в шоуруме B). Кросс-промоушен позволят сэкономить рекламный бюджет, повысить осведомленность о компаниях и расширить клиентскую базу.
Некоторые предприниматели объясняют снижение сплоченности в бизнес-среде спецификой текущего кризиса. Во время пандемии ценностная позиция предпринимателей была относительно однородной, а кризис, связанный со спецоперацией, более политизирован и содержит в себе основания для ценностного раскола сообщества. Сегодня неопределенность царит не только в области планирования дальнейших действий, но и в оценке предпринимателями того, с какими потенциальными партнерами они смогут найти общий язык, а с какими – нет. Эта специфика турбоРеальности может способствовать росту атомизации, которая станет барьером на пути к сотрудничеству.
Атомизация – состояние общества, при котором между людьми отсутствуют тесные социальные связи, сообщества разобщены из-за отсутствия общих ценностных оснований. То есть люди напоминают атомы: они перемещаются в одном пространстве, сталкиваются друг с другом, но не образуют единую структуру.
«В пандемию мы чувствовали, что нам нужно сплотиться, что мы должны быть все вместе. В этот раз, наверное, каждый по-своему переживает этот кризис, каждый сдерживает эмоции. У всех – свои размышления, свои мысли, поэтому здесь объединение не работает. Откровенно говоря, у нас общество разделилось на тех, кто поддерживает, и тех, кто не поддерживает СВО. И нахождение в сообществе, где ты не знаешь, кто поддерживает твою точку зрения, а кто – нет, порождает внутренний дисбаланс».
Представитель MICE-индустрии
Чаще пессимистичный прогноз относительно сотрудничества внутри бизнес-среды дают респонденты, которые характеризуют настроения среди предпринимателей как упаднические и безнадежные (страх неопределенности сочетается с уверенностью в том, что текущий кризис с нами надолго). Потенциально эту взаимосвязь можно объяснить тем, что ощущение обреченности парализует представителей бизнеса и повышает вероятность негативного восприятия любых перспектив, в частности связанных с участием в новых партнерских проектах.
«Сейчас каких-то оптимистичных настроений нет. Нет ощущения, что через неделю или через две случится экономический бум и все к нам вернутся. Понятно, что экономия пришла к нам надолго. Это новая реальность».
Представитель бизнеса в сфере услуг, Москва
«Настроения в регионе и по всей России – от упаднических до панических. Если у кого-то есть эйфория – это истерика».
Представитель маникюрного салона, Самара
Но есть и хорошие новости. Во-первых, истории большинства респондентов демонстрируют наличие эффективных стратегий борьбы с ощущениями беспомощности и безнадежности. Чаще всего предприниматели находят точку опоры в выполнении рутинных бизнес-задач, осознании ответственности за сотрудников и поддержке со стороны коллектива. Во-вторых, запрос на создание условий для продуктивного сотрудничества не потерял своей актуальности. Создание комьюнити единомышленников для предпринимателей – не только источник экономических, социальных и моральных ресурсов, но и возможность объединиться для публичной артикуляции интересов малого бизнеса.
«Коллаборации — это необходимый фактор, особенно сейчас. Еще в пандемию мы поняли, что коллаборации действительно нужны, но сейчас стало тяжелее и нужно искать взаимную опору. Если нет позитивного настроя, ничего не получится, мне так кажется».
Представитель гостиничного бизнеса и руководитель образовательных проектов, Москва
«Мы стремимся к тому, чтобы это (появление бизнес-комьюнити с общими ценностями) как раз и случилось. Нам кажется, что, когда будет сформирована такая среда, людей, которые будут иметь возможность к ней присоединиться, будет больше, чем сейчас. Возможно, они присоединятся не к нам, а к нашим партнерам. Важно, чтобы у всех была возможность донести то, что они хотят сказать».
Представитель творческой лаборатории, Москва
Несмотря на то что специфика текущего кризиса, низкий уровень социального капитала и доминирование пессимистичных настроений в бизнес-сообществе могут усложнять процесс кооперации, запрос на сплочение остается важной составляющей предпринимательской среды. Инвестиции в сотрудничество и расширение социальных связей – важные факторы повышения антихрупкости компаний.