Антихрупкость в условиях турбоРеальности

О новом этапе исследования

qr-code
Антихрупкость в условиях турбоРеальности

Исследование антихрупкости бизнесов в пандемической реальности (март 2020 – февраль 2022 года)

Изучение успешных практик адаптации российского бизнеса к условиям неопределенности началось в ФОМе в марте 2020 года. С наступлением пандемии многие риски, связанные со спецификой предпринимательской деятельности, превратились для руководителей компаний из потенциальных угроз в реальные проблемы. В результате одни предприниматели не смогли справиться с ситуацией (сдались и закрыли свои предприятия), а другие удержались на плаву, причем некоторые бизнесы оказались не просто крепкими, но и антихрупкими. Речь идет о тех руководителях, кто в пандемических условиях искал и находил не только пути адаптации к кризису, но и новые возможности для расширения и развития своих бизнесов. 

Два года мы изучали, каким образом бизнесу удавалось находить силы и возможности справляться с небывалыми трудностями, вызванными мерами борьбы с пандемией. Нашей целью было сохранить и передать опыт антихрупких компаний другим представителям бизнес-сообщества, чтобы уроки, преподнесенные пандемией, помогли компаниям подготовиться к возможным социальным потрясениям. В тот момент мы еще не предполагали, что новый кризис наступит так скоро.

Исследование антихрупкости бизнесов в пандемической реальности включало два этапа.

  • Первый этап (март 2020 – ноябрь 2021 года) – проведение более 70 бесед с руководителями и топ-менеджерами малого и среднего бизнеса из разных сфер. В фокусе нашего внимания были практики адаптации компаний в условиях пандемии, а также свойства бизнесов, которые помогают им становиться сильнее даже в кризис. В результате было накоплено множество примеров успешных практик адаптации бизнесов и на их основе разработаны практические рецепты, которые помогут компаниям стать антихрупкими.
  • Второй этап (декабрь 2021 – февраль 2022 года) – работа с материалами КЭП-Сессий. В декабре 2021 года в 24 регионах России ФОМ провел серию групповых обсуждений об уроках пандемии для малого бизнеса. Участие в КЭП-Сессиях приняли около 100 предпринимателей. Они помогли зафиксировать уроки, которые вынес бизнес по результатам почти двух лет работы в условиях пандемии.

КЭПы (Коммуникабельные Эксперты-Предприниматели) склонны к наблюдениям, рефлексии, анализу, размышлениям, рассуждениям; обладают знаниями, жизненным и бизнес-опытом; проявляют готовность к общению, выражению своих позиций, к участию в групповой экспертной работе.

КЭП-Сессии – коммуникационные площадки, где исследователи и КЭПы обсуждают в узком кругу (пять-семь участников) заранее сформулированные ключевые вопросы. Совместная работа с КЭПами строится исходя из того, что они, будучи заинтересованными включенными наблюдателями, смотрят, анализируют, размышляют, готовы к обсуждениям и дискуссиям.

Наступление турбоРеальности

В феврале 2022 года российский бизнес столкнулся с новой угрозой. Специальная военная операция на Украине и последовавшие за ней антироссийские санкции вновь изменили социальную реальность российского бизнеса. Буквально за несколько дней повестка поменялась кардинально. Это повергло российский бизнес в шок и разрушило все планы развития компаний – даже пандемия со всеми ее сопутствующими проблемами отошла на второй план. На наших глазах начался новый виток истории российского малого бизнеса.

Можно сказать, что только-только установившаяся пандемическая реальность (панРеальность) была в один день вытеснена турбулентностью (турбоРеальностью), которую вызвали перекрытие границ с западными странами, остановка транспортных, финансовых, товарных и людских потоков, уход из России больших и малых западных компаний, враждебные действия против российских капиталов, имущества, организаций и граждан, и конечно, эмоциональные переживания, связанные с происходящим и доводящие многих людей до стрессовых состояний. В данном случае пандемический кризис может рассматриваться как своего рода репетиция нового санкционного кризиса.

Turbo в переводе с латинского означает «вращающийся хаос» (вихрь, смерч, беспорядок, запутывание, смятение). С одной стороны,­ турбоРеальность – это поток дотоле не вообразимых событий, образующих невероятные обстоятельства жизни десятков миллионов людей. С другой стороны, турбоРеальность – особое «состояние умов», в которых – во всех и сразу – возникли смятение, недоумение и непонимание, как будет дальше устроена жизнь. И, конечно, тревога из-за будущего, внезапно ставшего смутным и неясным. Одновременно просматриваются и реакции совсем другого свойства: предощущения перемен, обещающих не только новые риски, но и новые возможности.

Новый этап исследования антихрупкости бизнесов

ТурбоРеальность вновь требует от бизнеса принятия быстрых и нестандартных решений, введения антикризисных мер и пересмотра планов развития. На фоне этих событий тема антихрупкости приобретает новую актуальность. Подход к ведению бизнеса, основанный на развитии свойств антихрупкости, позволяет компаниям быть менее уязвимыми в любых кризисных условиях. Как сказал один из героев нашего исследования: «Ориентация на уменьшение хрупкости – не возможность, а требование для всех, кто хочет сохранить свой бизнес». Особенно значимыми становятся такие черты ­антихрупкости, как инновативность, многовариантное планирование и бережное отношение к ресурсам.

Исследователи отмечают, что концепция VUCA-мира (англ. Volatility, Uncertainty Complexity, Ambiguity, VUCA) как нестабильного, неопределенного, сложного и неоднозначного, активно использовавшаяся в 19902020 годах, уже не актуальна. Ей на смену приходит модель BANI (англ. Brittle, Anxious, Nonlinear, Incomprehensible, BANI), согласно которой мир предстает как хрупкий, беспокойный, нелинейный и непостижимый.

Хрупкость проявляется в том, что любая выстроенная система способна быстро ломаться. Тревожность вызвана непрекращающимися изменениями и невозможностью на них повлиять. Нелинейность неочевидностью последствий тех или иных действий. Непостижимость следствие переизбытка поступающей информации.

С марта 2022 года ФОМ запустил новую серию глубинных интервью с руководителями компаний из разных сфер о влиянии текущей экономической ситуации на их бизнес.

Основные вопросы, которые мы поднимаем в исследовании

  • Какие проблемы встали перед компаниями с наступлением турбоРеальности? Пути их решения, способы адаптации к изменившимся условиям.
  • Какие из полученных в пандемию навыков пригодятся малому бизнесу в новых условиях?
  • Как проявляются свойства антихрупкого бизнеса в новой реальности?

Первые результаты новых исследований показали, что при любых социальных потрясениях находятся «антихрупкие» предприниматели, которые не сдаются и в трудностях видят не только угрозы, но и новые возможности для развития своего бизнеса.

Юлия Кот
© 2024 ФОМ