Зависимость от зарубежных поставок и импортозамещение

Как малый бизнес справляется с прекращением поставок из стран, наложивших санкции на Россию

qr-code
Зависимость от зарубежных поставок и импортозамещение

Рассмотрим, как изменилась ситуация у участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ в вопросах зависимости от зарубежных поставок во II квартале 2022 года, смогли ли российские предприниматели найти аналоги сырью, комплектующим и технологиям, попавшим под санкции, и как бизнес оценивает возможности решить проблему разрыва цепочек поставок за счет импортозамещения.

Зависимость российского бизнеса от зарубежных поставок, попавших под санкции

Во II квартале 2022 года существенного изменения в распределении ответов предпринимателей на вопрос о зависимости их бизнеса от зарубежных поставок не произошло. Деятельность 36% предпринимателей, по их словам, от таких поставок не зависит (в предыдущем квартале так ответили 34%). В той или иной мере зависит от них работа 60% участников Лонгитюда (по итогам I квартала таковых было 62%). 18% предпринимателей сообщили, что не могут найти аналогов необходимым сырью и технологиям ни в России, ни в других странах. Тем не менее через три месяца после предыдущего опроса подавляющее большинство таких предпринимателей продолжали работать, доля этой группы во II квартале снизилась незначительно (на 2 пункта).

Заявили, что могут частично перейти на аналоги, 30% участников Лонгитюда, полностью –13% (в I квартале примерно столько же – 29 и 13% соответственно). Отсутствие существенной динамики в соотношении этих групп свидетельствует о том, что предприниматели в какой-то степени справились с ситуацией и сохранили свой бизнес либо за счет тех видов деятельности, которые не зависят от утраченных деловых связей, либо благодаря новым поставщикам и параллельному импорту.

Изменение финансовой ситуации на предприятиях, различающихся по степени зависимости от зарубежных поставок

В целом финансово-экономическая ситуация в малом бизнесе во II квартале по сравнению с I кварталом несколько улучшилась (подробнее читайте об этом в материале «Как быстро предприниматели адаптируются к новой реальности?»). Доля сообщивших о недостаточности дохода для покрытия расходов сократилась с 32 до 28%, что может быть связано с сезонностью (во II квартале экономическая ситуация традиционно более благоприятна), а также с тем, что предприниматели приходят в себя после первого шока от введения санкций.

Однако не у всех групп предпринимателей финансовое положение улучшилось. Те, у кого бизнес зависит от попавших под санкции зарубежных поставок, а перейти на доступные аналоги возможности нет, стали чаще говорить о нехватке доходов (44% по сравнению с 40% в I квартале). А среди тех, кто имеет частичную возможность перейти на аналоги, этот показатель почти не изменился (27% против 29% в I квартале).

Отвечая на вопрос, какой бизнес-стратегии они придерживались в предыдущем квартале – выживания, сохранения или роста, – предприниматели чуть реже стали называть стратегию выживания – 32% против 35% в I квартале (подробнее о предпринимательских стратегиях читайте в материале «Бизнес-стратегии предпринимателей: что изменилось во II квартале 2022 года»). Это еще не говорит о заметном улучшении ситуации, но, возможно, отражает начало перелома в настроениях и оценках бизнесменов. Наибольшее снижение доли «выживающих» произошло в группе предприятий, не зависящих от зарубежных поставок, а также в группе зависящих, но имеющих возможность полностью перейти на аналоги. В двух других группах, сильнее зависящих от поставок (имеющих возможность частично перейти на аналоги и не имеющих возможности на них перейти), также произошло снижение доли придерживающихся стратегии выживания, но еще менее заметное. Бизнес, сильнее всего зависящий от попавших под санкции поставок, находится в сложном положении.

Результаты поиска аналогов к концу II квартала 2022 года

Предпринимателям, которые могут полностью или частично перейти на аналоги сырья и технологий, поставки которых прекратились (таковых 42% от порошенных), был задан вопрос о том, получилось ли у них это сделать. Удалось или не удалось найти новых поставщиков примерно одинаковому числу участников Лонгитюда (19% против 17% от всех опрошенных соответственно).

Большинство (59%) из тех, кто может полностью перейти на аналоги, смогли найти поставщиков, среди тех, кто может перейти на них частично, таковых оказалось лишь 40%. Ситуация с замещением потерянных деловых связей пока далека от разрешения. Кроме того, среди тех, кто говорил о возможности полного перехода на аналоги, до сих пор не смогли этого сделать 19%. А среди полагавших, что могут перейти на них частично, – 48%.

За прошедшие более чем полгода с момента введения новых санкций некоторым предпринимателям пришлось изменить структуру бизнеса, причем кому-то – кардинально. Доля тех, кто закрыл те или иные направления деятельности или виды работ, и в I, и во II квартале 2022 года в целом среди предпринимателей составила по 18%. А среди тех, чей бизнес не зависит от попавших под санкции поставок, – 12 и 14% соответственно, то есть интенсивность модернизации структуры бизнесов существенно не изменилась. Тем, кто может частично перейти на аналоги, приходилось что-то менять в своем бизнесе несколько чаще – 19 и 20% соответственно. Предприниматели, имеющие возможность полностью перейти на аналоги, довольно активно закрывали направления деятельности, но им пришлось делать это более интенсивно во II квартале – 20% против 14% в I квартале.

Сильнее всего изменилась структура бизнесов, зависимых от зарубежных поставок, альтернативы которым найти невозможно. Самые заметные изменения произошли в I квартале, когда о закрытии каких-либо направлений деятельности сообщили 30% предпринимателей, относящихся к этой группе. Во II квартале доля закрывавших виды деятельности снизилась до 23%, но все еще остается самой высокой среди рассматриваемых групп.

Импортозамещение: возможности компенсировать потери от санкций

Предпринимателей, которые могут полностью или частично перейти на аналоги товаров, поставки которых прекратились, спросили, является ли необходимость импортозамещения препятствием для ведения их бизнеса или это открывает новые возможности. Какой-то один из этих вариантов ответа выбрали по 17% опрошенных, 9% затруднились ответить (остальным участникам Лонгитюда вопрос не задавался).

Однако предприниматели, имеющие возможность лишь частично перейти на аналоги сырья и технологий, чаще дают пессимистичные ответы: среди них импортозамещение считают препятствием 47%, новыми возможностями – 34%. Такие ответы легко объясняют тем, что эти предприниматели зависят от зарубежного сырья, комплектующих и технологий, к тому же многие из них до сих пор не нашли аналогов. Среди способных полностью перейти на аналоги доли ответов составили 22 и 56% соответственно.

Большинство (62%) участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ считают, что России удастся с помощью импортозамещения компенсировать бóльшую часть потерь от ухода зарубежных компаний и брендов. Полагают, что сделать это удастся уже в ближайшие два-три года, 27% опрошенных, через три-пять лет – 19%, позже, чем через пять лет, – 16%.

Немалая доля (27%) предпринимателей, считает, что компенсировать потери при помощи импортозамещения не получится. Чаще других такое мнение высказывают бизнесмены, которые зависят от попавших под санкции поставок и не могут перейти на аналоги сырья, комплектующих и технологий (50%). Среди имеющих возможность частично заменить поставки, эту точку зрения разделяют 30%. Среди предполагающих, что полностью смогут их заменить, – 9%. Те же, чей бизнес никак не зависит от попавших под санкции поставок, чаще других затрудняются при ответе на этот вопрос, так как, вероятно, не обладают достаточной информацией, чтобы сформировать свое мнение.

__________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка четвертой волны – 735 респондентов, 15 апреля – 19 мая 2022 года. Выборка пятой волны – 751 респондент, 18 июля – 15 августа 2022 года.

Наталья Гашенина
© 2024 ФОМ