Использование параллельного импорта и оценка эффективности этой меры
Параллельный импорт, с одной стороны, помогает бизнесу и людям, столкнувшимся с нехваткой привычных товаров и услуг в условиях санкций. С другой стороны, он нарушает права производителей, за соблюдение которых так долго боролось само государство. Об отношении предпринимателей к параллельному импорту и о том, насколько он востребован, и пойдет речь в этом материале.
Параллельным импортом называется ввоз в страну товаров без согласия правообладателя товарного знака. 29 марта 2022 года в связи санкциями правительство России приняло постановление № 506, согласно которому разрешается ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей, а 28 июня 2022 года президент России Владимир Путин подписал закон № 213-ФЗ о параллельном импорте. В законе говорится, что импорт товаров, перечень которых устанавливают власти России, не будет являться «нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности». Таким образом компании, занимающиеся параллельным («серым») импортом, освобождаются от уголовной и административной ответственности.
Параллельный импорт используют в своем бизнесе 16% участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ (не используют – 77%). Среди предпринимателей, у которых бизнес зависит от попавших под санкции поставок и нет возможности перейти на аналоги, доля использующих параллельный импорт заметно выше среднего показателя – 26%. Среди имеющих возможность частично заменить поставки используют параллельный импорт 23%, среди способных полностью их заменить – 16%. Среди не зависящих от поставок – 4% (более подробно о зависимости малого бизнеса от зарубежных поставок читайте в предыдущем материале).
Отметим, чем больше трудностей испытывают предприниматели из-за санкций, тем больше затрудняющихся ответить на вопрос об использовании параллельного импорта. Вероятно, использующие «серый» импорт испытывают неловкость от того, что приходится пользоваться продукцией, ввезенной в Россию без согласия производителя, или же просто не знают, на каких правах она была доставлена в страну. Таким образом, пользующихся параллельным импортом может быть заметно больше, просто кто-то предпочитает не говорить об этом.
Об использовании параллельного импорта чаще остальных сообщали мужчины, предприниматели из городов-миллионников, те, кто охарактеризовал свою бизнес-стратегию во II квартале 2022 года как рост, кто констатировал рост спроса на свою продукцию и облегчение условий конкуренции, а также использовавшие такой современный способ ведения бизнеса, как онлайн-продажи.
Правильным считают решение о запуске параллельного импорта 70% участников Лонгитюда. Противоположной точки зрения придерживаются 15%, еще 15% затруднились дать оценку.
Среди считающих это решение неправильным несколько больше 46–60-летних предпринимателей и меньше 31–45-летних. По всей видимости, на неодобрительные оценки участников Лонгитюда во многом повлияли финансовое состояние и перспективы их бизнеса. Кроме того, среди не поддерживающих параллельный импорт больше тех, кто допускает возможность закрытия собственного бизнеса в ближайшее время, чья стратегия – выживание, а также смотрящих в будущее с беспокойством и считающих, что в предприниматели идти не стоит.
Чуть менее трети (29%) участников Лонгитюда считают, что при помощи параллельного импорта не удастся решить проблемы, связанные с уходом с российского рынка зарубежных компаний. Примерно такая же доля предпринимателей (27%) не верит в действенность импортозамещения. Однако позитивных ответов на вопрос о параллельном импорте меньше, чем на вопрос об импортозамещении: 56 и 62% участников исследования соответственно говорят, что каждая из этих мер будет эффективна. При этом эффекта от параллельного импорта люди ждут быстрее, чем от импортозамещения: рассчитывают на действенность первой меры в течение ближайших двух-трех лет 34%, второй – 17% предпринимателей.
Среди использующих параллельный импорт в своем бизнесе заметно больше скептичных отзывов о его эффективности, чем среди тех, кто параллельный импорт не использует: 35% против 27%. Первым не понаслышке знакомы трудности, с которыми предприятие сталкивается в процессе организации поставок товаров, ввозимых в Россию вопреки желанию производителя, а также сложности с их гарантийным обслуживанием.
Если посмотреть на мнения предпринимателей в разрезе групп, в разной степени зависящих от санкционных поставок, то больше всего скептиков среди не имеющих возможности перейти на аналоги (50%), чуть меньше – среди имеющих возможность частично заменить поставки (31%), меньше всего – среди не зависящих от таких поставок или имеющих возможность полностью перейти на аналоги (20%).
Данные Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ показывают, что подавляющее большинство участвовавших в исследовании российских предпринимателей одобряют параллельный импорт, однако используют его в своем бизнесе всего 16% участников исследования. Кроме того, при его использовании люди сталкиваются с определенными трудностями, и в нестабильных условиях отношение к нему может меняться.
________________
Источник данных
Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка – 751 респондент, 18 июля – 15 августа 2022 года.
______
Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.