Реакция малого бизнеса на частичную мобилизацию

Восприятие последствий, оценка мер поддержки и ожидания

qr-code
Реакция малого бизнеса на частичную мобилизацию

В России 21 сентября была объявлена частичная мобилизация. Около половины участвующих в Лонгитюде предпринимателей сообщили, что она отразилась на их бизнесе. При этом о мерах государственной поддержки в связи с мобилизацией слышала лишь треть участников исследования. 

Влияние частичной мобилизации на малый бизнес

О влиянии частичной мобилизации на свою деятельность сообщили 44% представителей малого бизнеса. Сильнее всего она затронула предпринимателей в возрасте от 18 до 45 лет (50%), то есть пострадал более молодой и энергичный слой бизнесменов, что может негативно сказаться как на предпринимательстве в частности, так и на экономике страны в целом. Также мобилизация сильнее отразилась на тех, кто в III квартале 2022 года придерживался бизнес-стратегии «выживание» (на 53% в этой группе). Эта группа с трудом оставалась на плаву и до событий 21 сентября, а начало частичной мобилизации стало для их бизнеса еще одним испытанием.

Чаще всего бизнесмены, которых затронула мобилизация, сталкивались с такими проблемами, как уменьшение количества заказчиков, партнеров, снижение спроса и прибыли (о такой проблеме, отвечая на соответствующий открытый вопрос, сообщили 48% в этой группе, или 25% среди всех опрошенных). Больше трети тех, кого затронула мобилизация, говорили о кадровых проблемах, таких как мобилизация сотрудников, их отъезд из России и нехватка кадров в целом (38% в группе пострадавших от мобилизации, среди всех опрошенных их доля составила 21%), 20% – о тревожности людей и неуверенности в завтрашнем дне, что также сказалось на работе бизнеса (среди всех опрошенных – 9%).

  

Участники Лонгитюда, которые сообщили, что частичная мобилизация сказалась на их бизнесе, чаще, чем предприниматели в целом и те, на ком мобилизация не отразилась, говорили об ухудшении условий ведения бизнеса в III квартале 2022 года (48% среди пострадавших от мобилизации против 37% среди всех опрошенных и 26% среди не пострадавших). Эта же группа предпринимателей чаще остальных сообщала о снижении доходов в III квартале 2022 года по сравнению со II кварталом (49% против 39% среди всех опрошенных и 30% среди тех, кого мобилизация не коснулась).  

Частичная мобилизация также ощутимо повлияла на оценки предпринимателями ситуации в российской экономике: среди почувствовавших ее последствия 70% заявили, что экономическое положение дел в стране ухудшилось (в целом так считают 58% участников Лонгитюда, среди тех, кого последствия мобилизации не коснулись, – 48%).  

Ожидания относительно влияния частичной мобилизации

Предприниматели, бизнес которых частичная мобилизация на момент опроса не затронула, в большинстве своем (60%, а среди всех опрошенных 31%) сошлись во мнении, что и в следующем квартале последствия мобилизации их тоже не коснутся. Чаще других такого мнения придерживались бизнесмены старше 46 лет (37%). Предприниматели, которые сообщали, что спрос на продукцию, услуги их бизнеса в III квартале 2022 года вырос или не изменился по сравнению со II кварталом, тоже чаще говорили, что не опасаются последствий мобилизации в следующем квартале (37 и 36% соответственно). Вероятно, эти группы предпринимателей еще до мобилизации были на подъеме и их бизнес оказался более устойчив к такого рода форс-мажорам, поэтому их не пугают последствия частичной мобилизации. Либо они вышли на увеличение спроса, преодолев последствия мобилизации.  

На спокойствии и уверенности части владельцев малого бизнеса, которые были опрошены после 28 октября, определенно сказался факт завершения частичной мобилизации. Тем не менее 19% предпринимателей, которых частичная мобилизация не затронула, опасаются, что в следующем квартале ее последствия могут коснуться и их.  

______

*Вопрос не задавался тем, на чьем бизнесе уже отразилась частичная мобилизация, – отвечали 56% респондентов.

Отношение к мерам поддержки малого бизнеса в связи с частичной мобилизацией

Притом что частичная мобилизация затронула 44% опрошенных, о мерах поддержки малого бизнеса в связи с ней слышали чуть больше трети (35%), не слышали – 62%, 4% затруднились ответить. Среди тех, кто слышал о мерах, полезными их считают чуть менее половины (47%, среди всех опрошенных – 16%), бесполезными – 37% (среди всех опрошенных – 13%), 17% затруднились дать им оценку (среди всех опрошенных – 6%).  

______

**Вопрос задавался только тем, кто слышал о мерах поддержки малого бизнеса в связи с частичной мобилизацией, – отвечали 35% респондентов.

В вопросах информированности о мерах господдержки бизнеса в связи с частичной мобилизацией прослеживается явная связь с тем, что предприниматели знали о господдержке раньше и пользовались ли ею. 

Так, среди информированных о мерах поддержки в целом о мерах в связи с частичной мобилизацией знают 53%, а среди тех, кто не знал о других мерах, о мерах, связанных с частичной мобилизацией, информированы только 16%.  

Ожидаемо также, что те, кто уже прибегал к поддержке со стороны государства до начала специальной военной операции (СВО), лучше информированы и о мерах поддержки, связанных с частичной мобилизацией. Эти предприниматели, вероятно, знали, где искать информацию о мерах поддержки и каковы механизмы ее получения. Так, среди тех, кто уже пользовался мерами поддержки до СВО, 43% знали о мерах, связанных с частичной мобилизацией (против 34% среди тех, кто поддержкой не пользовался), а не знали – 55% (против 63% среди не прибегавших ранее к мерам поддержки). 

Также группа обращавшихся за поддержкой в прошлом чаще считает полезными и меры поддержки в связи с частичной мобилизацией, чем группа, ранее к этим мерам не обращавшаяся: 56% против 44% при среднем по выборке 47% (среди тех, кто отвечал на этот вопрос о полезности мер). Среди всех предпринимателей эти доли составили 24 и 15% соответственно при среднем по выборке 16%. 

______

***Вопрос задавался только тем, кто слышал о мерах поддержки малого бизнеса в связи с частичной мобилизацией, – отвечали 35% респондентов среди всех опрошенных (43% среди тех, получал поддержу до СВО, и 34% среди тех, кто ее не получал).

Любопытно, что хотя на старшей возрастной группе частичная мобилизация отразилась меньше, именно эта группа лучше информирована о мерах поддержки в связи с ней. Так, о мерах в связи с частичной мобилизацией знали 42% в группе 46 лет и старше и только 30% в группе от 18 до 45 лет. Не знали 54 и 67% соответственно. Среди тех, кто знал о мерах в связи с частичной мобилизацией, более старшая возрастная группа также чаще считала их полезными (53%), чем более молодая возрастная группа (40%). В целом по выборке эти доли составили 22 и 12% соответственно. 

______

**** Вопрос задавался тем, кто слышал о мерах поддержки малого бизнеса в связи с частичной мобилизацией, – отвечали 35% респондентов среди всех опрошенных (30% в возрастной группе 18–45 лет и 42% в возрастной группе старше 45 лет).

Это может объясняться тем, что возрастные предприниматели чаще склонны доверять государству и предлагаемым с его стороны мерам поддержки, а также в большей степени рассчитывать на них в сравнении с более молодыми. Молодые же, даже являясь более пострадавшей группой, более склонны рассчитывать исключительно на себя, а не на государственную поддержку. 

На основе проведенного выше анализа можно заключить, что частичная мобилизация оказала сильное влияние на малый бизнес. С одной стороны, сократилось число заказчиков и партнеров, снизились спрос и прибыль. С другой стороны, обострились кадровые проблемы: мобилизация ключевых сотрудников и самих руководителей малого бизнеса. И хотя этот сектор экономики стал одним из первых, для которого государство ввело меры поддержки при частичной мобилизации, как показали результаты исследования, информированность предпринимателей об этих мерах и доверие к ним недостаточно высоки. Для того чтобы введенные меры достигли своих адресатов и были эффективными, может потребоваться более точечное и целенаправленное информирование о них наиболее затронутых мобилизацией групп предпринимателей, а также более глубокое изучение их потребностей.  

__________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка шестой волны – 698 респондентов. Сроки проведения шестой волны: 13 октября – 14 ноября 2022 года. 

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления. 

Анастасия Берсенева, Юлия Дормидонтова
© 2024 ФОМ