Что думают об этом стереотипе обычные россияне и сами предприниматели, и как дела обстоят на самом деле
Для негативного отношения к предпринимателям в России существуют серьезные идеологические и исторические предпосылки: это и наследие советской антикапиталистической пропаганды, и активная криминализация бизнеса в 1990-е, и культивируемое в 2000-х негативное отношение к крупным бизнесменам. Народные стереотипы нередко рисуют предпринимателя как беспринципного дельца, который наживается на простых людях и ради выгоды идет на все, в том числе на нарушение закона. Это подводит к выводу, что в российском обществе к предпринимателям относятся с настороженностью и неприятием. Чтобы проверить, насколько широко распространены негативные стереотипы о предпринимателях, и узнать, как граждане относятся к ним на самом деле, мы в рамках исследования «Малый бизнес и общество» провели два опроса. В первом мы задали вопросы на эту тему обычным россиянам, а во втором расспросили самих предпринимателей.
Данные населенческого опроса ФОМа «Малый бизнес и общество» свидетельствуют о том, что стереотип о плохом отношении россиян к предпринимателям распространен довольно широко: треть опрошенных (32%) считают, что отношение к людям бизнеса в нашем обществе скорее плохое. Однако эта точка зрения не является доминирующей – почти половина участников опроса (46%) уверены в обратном и считают отношение к предпринимателям в нашей стране скорее хорошим.
Интересно, что примерно так же распределились мнения и среди самих предпринимателей: 49% считает, что в обществе к ним относятся хорошо, 31% – что преобладает негативное отношение.
В действительности положительно относятся к предпринимателям не половина, а три четверти россиян – именно столько дали соответствующий ответ на вопрос об их собственном отношении к людям, занимающимся бизнесом. Лишь 10% признались, что относятся к ним плохо.
Причем даже в старшей возрастной когорте, где предубеждения против предпринимателей, естественно, распространены шире, чем среди представителей других поколений, баланс мнений однозначно в пользу положительного отношения: 62 против 16% (молодежь практически единодушна: 87 против 4%).
Причины своего хорошего или плохого отношения к предпринимателям участникам опроса предлагалось пояснить в ответе на уточняющий открытый вопрос.
Причины плохого отношения заключаются в первую очередь в том, что деятельность предпринимателей, в представлениях критиков, связана с обманом, воровством, уходом от налогов («бизнес основан на обмане», «кто умеет хорошо воровать, тот и занимается бизнесом» – 3%), а также с тем, что они работают исключительно ради наживы («думают только о наживе», «все деньги гребут себе» – 2%).
Симпатии связаны с тем, что предприниматели много работают («люди, которые трудятся, пчелки», «это большой труд», «не лоботрясы, работают хорошо, трудолюбивые люди» – 15%), обеспечивают рабочие места, платят зарплаты («благодаря им есть работа у других людей», «все-таки рабочие места и зарплата есть у людей» – 13%), это целеустремленные, активные, талантливые люди («в стране трудно заниматься бизнесом, а у них получилось», «молодцы, пробились ребята», «сейчас занимаются в основном самые стойкие» – 12%).
В ходе последнего опроса населения почти половина респондентов (45%) ответила, что 10–15 лет назад отношение к предпринимателям в России было хуже нынешнего, 25% сказали, что оно было таким же, как и сейчас, 20% – что тогда к людям из сферы бизнеса относились лучше.
Однако и здесь стереотип о плохом отношении к предпринимателям в нашей стране (в прошлом) вступает в явное противоречие с ответами респондентов об их личных оценках. Говоря о себе, 58% опрошенных утверждают, что за 10–15 лет их отношение к людям бизнеса (в основном, как мы видели, положительное) не изменилось, а доли заявляющих о его улучшении и ухудшении практически равны: 12 и 13% соответственно.
Обратимся к данным за прошлые годы. На протяжении почти всего периода наблюдений – с 2001-го по 2013 год – доля россиян, которые хорошо относятся к предпринимателям, находилась примерно на уровне 64%. О плохом отношении к бизнесменам в 2001 году говорили 23% респондентов, но уже в 2010-х годах доля таких людей существенно сократилась и в 2013 году достигла отметки в 10%.
______
*Источник данных: ФОМнибус – репрезентативный еженедельный опрос населения 18 лет и старше. Объем выборки: 1500 респондентов. Метод опроса: интервью по месту жительства респондента
Две трети респондентов – как среди населения, так и среди предпринимателей – считают занятие бизнесом довольно перспективным и хотели бы, чтобы их дети, внуки стали предпринимателями. Этот результат, скорее всего, можно считать действительно надежным индикатором того, как на самом деле люди относятся к бизнесу.
_______________
Источник данных: