Как предприниматели меняют свои бизнес-стратегии

Завершился первый год опросов участников Лонгитюда Малого Бизнеса (одних и тех же 700 предпринимателей, согласившихся ежеквартально отвечать на вопросы о своем бизнесе), и мы решили выяснить, как менялись ощущения предпринимателей относительно состояния своего бизнеса.

qr-code
Как предприниматели меняют свои бизнес-стратегии

По окончании каждого квартала предприниматели отвечали на вопрос о том, какой из трех бизнес-стратегий – выживание, сохранение, рост – они придерживались. Сравнивая ответ каждого предпринимателя с его же ответом в предыдущем опросе, мы каждый раз (после второго, третьего и четвертого опросов) делили этих предпринимателей на четыре категории:

  • «поднимающиеся» – смогли подняться со стадии выживания до стадии сохранения или роста; со стадии сохранения до стадии роста; остались на стадии роста;
  • «стабильные» – продолжают придерживаться стратегии сохранения бизнеса;
  • «опускающиеся» – опустились со стадии роста до сохранения или выживания; со стадии сохранения до стадии выживания; остались на стадии выживания;
  • «закрывшиеся» – в текущем замере сообщили, что закрыли бизнес.

Остальные, то есть те, кто затруднился охарактеризовать свою бизнес-стратегию, названы «затруднившимися».

За период наблюдения динамика размеров этих групп оказалась негативной: доля «опускающихся» выросла на 11 п. п. (с 31 до 42%), а доля «закрывшихся» – на 3 п. п. (с 2 до 5%). При этом доля «поднимающихся» на 10 п. п. упала (с 28 до 18%). Единственная группа, размер которой лишь немного колебался, – это «стабильные».

Посмотрим, можно ли было хотя бы приблизительно предсказать по данным предыдущих замеров, в какой группе окажется бизнес по итогам последнего замера. Для этого проследим, к каким группам ранее относились те, кто по данным последнего замера был отнесен к «опускающимся», «стабильным» или «поднимающимся».

Если рассмотреть в динамике тех, кто в последнем замере оказался в группе «опускающиеся», то можно заметить, что по результатам двух предыдущих замеров доля таких бизнесов среди них заметно выросла (38 и 46% соответственно). Другими словами, этим бизнесам в целом постепенно становилось несколько хуже, то есть попадание в группу «опускающиеся» можно было предсказать.

Группа «стабильные» и в прошлых периодах в основном состояла из тех, кто сохранял свое положение. На границе II и III кварталов 2021 года 55% уже были «стабильными», а через три месяца их стало 73%. Таким образом, попадание в группу «стабильные» тоже можно было в определенной мере предсказать.

Обсудим теперь группу предприятий, которые по результатам последнего замера оказались «поднимающимися». Здесь ситуация иная: по результатам двух предыдущих замеров доля «поднимающихся» среди них не увеличивалась, как росли доли двух ранее рассмотренных нами групп, а существенно уменьшалась (с 37 до 28%). Увеличивалась же в этой группе, напротив, доля «опускающихся» (с 26% до 53%).

_____

*1% «поднимающихся» в I кв. 2022 года закрывали свой бизнес в III кв. 2021 года, а затем открыли вновь.

Таким образом, если ухудшение и сохранение позиций бизнеса в I квартале текущего года по сравнению с предыдущим кварталом оказались хоть в какой-то степени предсказуемыми, то улучшение позиций было совершенно непредсказуемым.

____________________

Источник данных

Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса).

Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Четвертая волна проходила с 15 апреля по 19 мая 2022 года.

ЕКАТЕРИНА ПУШКИНА
© 2022 ФОМ