Перспективы бизнеса: подходящее ли сейчас время для открытия нового дела?

Факторы, влияющие на точку зрения предпринимателей

qr-code
Перспективы бизнеса: подходящее ли сейчас время для открытия нового дела?

Согласно данным шестой волны Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ, только 29% респондентов считают, что сейчас подходящее время для того, чтобы начать свое дело, тогда как 58% придерживаются противоположного мнения (остальные 13% затруднились с ответом).  

Группа считающих нынешнее время подходящим для открытия бизнеса имеет следующие особенности: состояние своего дела они чаще оценивают как стабильное и перспективное, среди них выше информированность о мерах господдержки предпринимателей и в целом шире распространен оптимистичный взгляд на будущее сферы малого бизнеса. Также в этой группе ниже доля женщин и меньше зарегистрировавших свой бизнес как юридическое лицо (относительно тех, кто отрицательно смотрит на перспективы открытия нового бизнеса). 

Предприниматели, которые смотрят на перспективы для нового бизнеса негативно, сейчас переживают не лучшие времена. Они сильнее пострадали от частичной мобилизации, хуже информированы о мерах господдержки предпринимательства, а если и информированы, то реже ожидают от этих мер эффекта, более тревожны относительно того, что касается перспектив малого бизнеса в целом.  

Рассмотрим эти различия подробнее. 

Ситуация с собственным бизнесом

Одним из принципиальных различий между предпринимателями, считающими нынешнее время благоприятным для открытия бизнеса, и предпринимателями, придерживающимися противоположного мнения, является оценка состояния дел в собственном бизнесе. Ожидаемо, что чем лучше положение бизнеса, тем оптимистичнее оцениваются перспективы открытия нового дела. И наоборот: те, кто сталкивается с серьезными трудностями, настроены в этом вопросе более скептично. 

Так, среди считающих время подходящим для открытия своего дела больше тех, кто говорит о повышении дохода в текущем квартале в сравнении с предыдущим (25% против 16% тех, кто считает время для открытия бизнеса неподходящим, и 19% в среднем по выборке), и меньше тех, кто говорит о его снижении (25% против 46 и 39% соответственно). И те и другие чаще всего говорят, что их доход был стабилен, но среди первых эта доля заметно выше (50%), чем среди вторых (38%) и чем в среднем по выборке (42%). 

Аналогичную картину можно наблюдать и со спросом на продукцию бизнеса. Те, кто считает время для открытия бизнеса подходящим, чаще отмечают рост спроса (28% против 13% среди тех, кто придерживается противоположной точки зрения, и 18% в среднем по выборке) или хотя бы отсутствие его изменения (51% против 38 и 43% соответственно) и реже – снижение (21% против 48 и 38% соответственно). 

Помимо этого, среди считающих время подходящим для открытия бизнеса гораздо меньше тех, на кого повлияла частичная мобилизация (36% против 50% среди считающих время неподходящим и 44% в среднем по выборке).  

Особенности бизнеса и личные характеристики респондентов

Стоит отметить: позиция респондентов по вопросу о благоприятности настоящего времени для начала нового дела оказалась мало связана с социально-демографическими характеристиками и спецификой их бизнеса. Заметные отличия можно выделить только по юридической форме бизнеса и по гендеру. 

У 41% тех, кто настроен оптимистично, бизнес зарегистрирован как юридическое лицо, у 59% – как ИП. А у 32% пессимистов бизнес – это юрлицо, у 67% – ИП. Средние значения по выборке – 35% и 65% соответственно. Вероятно, пессимистичный настрой в отношении открытия своего дела связан с тем, что индивидуальные предприниматели (которых среди пессимистов больше) в силу особенностей своего правового статуса в случае банкротства рискуют понести более серьезные убытки, чем юридические лица. И по этой причине часть из них может относиться с большим скепсисом к идее открытия нового бизнеса в текущей ситуации из-за опасения возможных последствий в случае неудачи, чем юридические лица, в большинстве случаев рискующие только уставным капиталом. 

Кроме того, среди положительно настроенных по поводу целесообразности открытия бизнеса несколько меньше женщин-предпринимателей, чем среди настроенных отрицательно (22% против 28% при 27% в среднем по выборке). Обычно женщины менее склонны к риску, чем мужчины, а потому, притом что их доля среди предпринимателей в принципе существенно ниже, в данном вопросе их осторожность может проявляться еще сильнее.  

Информированность о мерах поддержки и отношение к ним

Сторонники наличия перспектив для начала нового дела лучше информированы о мерах поддержки со стороны государства (61% против 44% считающих время для открытия бизнеса неподходящим и 48% в среднем по выборке) и чаще считают их полезными. По всей видимости, они чувствуют себя более защищенными на случай трудностей и склонны более позитивно смотреть на потенциальную успешность открытия нового бизнеса в данный момент. 

*Вопрос задавался тем, кому что-либо известно о мерах поддержки экономики и бизнеса со стороны государства, – отвечали 48% респондентов.

Взгляд в будущее

Те, кто считает нынешнее время подходящим для начала бизнеса, чаще видят будущее в светлых тонах. Лишь 26% из них ждут ухудшения положения малого бизнеса в ближайшие полгода-год (против 66% среди считающих время неподходящим и 49% в среднем по выборке), 25% улучшения (против 5 и 11% соответственно), 37% стабильности ситуации (против 22 и 27% соответственно). 

Среди оптимистов только 20% допускают закрытие своего бизнеса в ближайшем будущем, притом что среди негативно оценивающих перспективы открытия нового бизнеса их 39%, а в среднем по выборке 31%.  

__________

Источник данных 

Ежеквартальный опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка шестой волны – 698 респондентов, 13 октября – 14 ноября 2022 года. 

Юлия Дормидонтова
© 2024 ФОМ