Результаты седьмой волны Лонгитюда вновь оптимистичнее, чем ожидалось. Чего ждем от восьмой волны?

В IV квартале 2022 года, как и во II, бизнес-ситуация участников исследования была заметно лучше, чем мы прогнозировали.

qr-code
Результаты седьмой волны Лонгитюда вновь оптимистичнее, чем ожидалось. Чего ждем от восьмой волны?

В материале «Прогностические возможности Лонгитюда» было показано, что по данным Лонгитюда Малого Бизнеса (ЛМБ) можно строить прогнозы на квартал вперед, и была кратко описана методика такого прогнозирования. После шестой волны исследования мы спрогнозировали, в какой пропорции участники ЛМБ будут пользоваться бизнес-стратегиями выживания, сохранения и роста в IV квартале 2022 года. По завершении же последней, седьмой волны мы получили возможность сравнить этот прогноз с фактическими данными и сделать выводы относительно сохранения или слома зафиксированных ранее тенденций.

На приведенном ниже графике представлена динамика ответов респондентов на вопрос о том, какой бизнес-стратегией – выживания, сохранения или роста – они пользовались в каждом квартале начиная со II квартала 2021 года. Справа в рамке приведены данные по всем семи кварталам вместе. (На этом и следующем графике позиция «затрудняюсь ответить» не отражена, ее выбирают не более 1% опрошенных).

Мы видим, что от 10 до 16% предпринимателей (в среднем – 13%) придерживались стратегии роста бизнеса, от 54 до 57% (в среднем 55%) – его сохранения, от 27 до 35% (в среднем 31%) – выживания.

Линией на графике показана разница между долями тех, кто придерживался стратегии роста, и тех, кто использовал стратегию выживания. Мы видим, что на протяжении всех семи кварталов эта разница отрицательна. Менее всего (на 11 п. п.) доля растущих уступала доле выживающих в III квартале 2021 года, когда стали несколько ослабевать ограничения, связанные с пандемией, а более всего (на 26 п. п.) – в I квартале 2022 года, то есть с усилением санкционного режима после начала специальной операции на Украине.

Подход к более глубокому анализу этих данных был нами уже описан в предыдущих статьях, в частности в материалах «Прогностические возможности Лонгитюда» и «Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий». В них основное внимание уделяется переходам предпринимателей от одной бизнес-стратегии к другой, вероятностям таких переходов. После каждой волны исследования, сопоставляя ответы о бизнес-стратегиях в данном и предыдущем кварталах, мы рассчитываем все девять вероятностей такого рода. Например, понятно, что вероятность за один квартал перейти от стратегии выживания к стратегии роста гораздо ниже, чем к стратегии сохранения.

Именно на различиях между такими вероятностями, причем в динамике, основана идея прогнозирования, вкратце напомним ее. Предположим, нам известны структуры бизнес-стратегий в двух опросах участников ЛМБ – последнем и предпоследнем, и мы рассчитали все девять вероятностей переходов для этих волн. Если еще через квартал не произойдет слома сложившихся тенденций, то эти вероятности изменятся незначительно. Тогда можно рассчитать, сколько примерно участников следующей волны исследования сообщат нам об использовании каждой из трех бизнес-стратегий. Например, о стратегии роста сообщат те, кто пользовался стратегией роста и с определенной вероятностью продолжит ею пользоваться, плюс те, кто пользовался стратегией сохранения и с определенной, конечно, иной вероятностью перейдет к стратегии роста, плюс те, кто пользовался стратегией выживания и с определенной, уже совсем малой, вероятностью перейдет к стратегии роста.

Поскольку такое краткосрочное прогнозирование базируется на предположении о сохранении вероятностей перехода, сильные расхождения между таким прогнозом и реальными результатами очередного опроса могут служить свидетельством слома наметившихся ранее тенденций. Именно поиск таких моментов, а не точность прогнозирования сама по себе, является целью нашего анализа.

На приведенном ниже графике яркими цветами показаны фактические распределения ответов респондентов на вопрос о стратегиях на всех семи волнах исследования. Прогнозы, построенные по описанной выше методике, показаны рядом приглушенными цветами. (Эти прогнозы мы начали делать начиная с третьей волны, как только смогли оценить вероятности переходов между стратегиями, сопоставляя ответы одних и тех же респондентов в первой и второй волнах исследования).

Для каждого прогноза указана его среднеквадратическая ошибка – на сколько процентных пунктов в среднем прогноз отклонился от реальности, предсказывая долю тех, кто охарактеризует свою стратегию словами «рост», «сохранение» или «выживание».

Последний сделанный нами прогноз, для IV квартала 2022 года, как мы видим, отличается от фактического распределения ответов в последнем опросе незначительно – его среднеквадратическая ошибка равна 3 п. п. Она лишь чуть выше, чем в предыдущем, самом точном, прогнозе (2 п. п.), и гораздо ниже, чем в наиболее грубом на сегодняшний день прогнозе, для II квартала 2022 года (6 п. п.). Как уже отмечалось, столь высокая ошибка для этого квартала дала нам тогда основание сделать заключение о сломе негативной тенденции. Вполне же приемлемая точность прогноза для IV квартала 2022 года, напротив, свидетельствует скорее о продолжении и даже развитии тенденции, зафиксированной кварталом ранее.

Более того, если для III квартала реальная структура бизнес-стратегий предпринимателей была почти такой же, но чуть хуже прогнозной, то для IV квартала – почти такой же, но чуть лучше прогнозной. Действительно, по прогнозу должны были пользоваться стратегией выживания 31% предпринимателей, а фактически ей пользовались 28%; по прогнозу должны были пользоваться стратегией роста 11% предпринимателей, а фактически ей пользовались 15%.

На следующем графике приведены разности между прогнозными и фактическими долями предпринимателей, придерживающихся стратегий роста и выживания. Кривая, соответствующая фактическим показателям, уже приводилась на графике 1. Теперь к ней добавилась кривая, соответствующая прогнозам.

Мы видим, что на протяжении всех кварталов разности были отрицательными: стратегия выживания преобладала над стратегией роста как по прогнозу, так и по фактическим результатам опросов. Тем не менее, во II квартале 2022 года явно произошел перелом: по прогнозу можно было ожидать дальнейшего падения, а в действительности имело место начало постепенного подъема. Если до этого момента реальность была более негативной, чем прогнозы, то с этого момента – более позитивной, если не считать III квартал, когда прогноз и реальность почти совпали.

Сказанное дает основание смотреть в будущее с осторожным оптимизмом. Если сложившиеся тренды сохранятся, то можно ожидать следующего распределения стратегий в I квартале 2023 года, по данным восьмой волны исследования, которую планируется провести в апреле: стратегия роста – 15% респондентов, стратегия сохранения – 56%, стратегия выживания – 28%, разница между долями растущих и выживающих предпринимателей – минус 12 п. п.

_______________

Источник данных

Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее – в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Седьмая волна проходила с 17 января по 15 февраля 2023 года.

Ефим Галицкий
© 2024 ФОМ