Прогностические возможности Лонгитюда

Шесть опросов участников Лонгитюда Малого Бизнеса позволяют делать краткосрочные прогнозы

qr-code
Прогностические возможности Лонгитюда

В начале IV квартала 2022 года завершился шестой ежеквартальный опрос предпринимателей участников Лонгитюда Малого Бизнеса. Один из вопросов звучал так: «Какое из трех слов – выживание, сохранение или рост – лучше всего характеризует вашу бизнес-стратегию в прошлом квартале?» Ответ на этот вопрос как бы подытоживает мнение предпринимателя относительно положения дел в его бизнесе. На графике ниже представлено распределение содержательных ответов на вопрос о стратегии в каждом из шести опросов и во всех шести опросах вместе (позиция «затрудняюсь ответить» на графике не отражена, ее выбирают не более 1% опрошенных).

Распределение ответов в первом опросе позволяет судить о стратегиях во II квартале 2021 года, во втором опросе – в III квартале 2021 года и т. д. Справа на графике показано распределение ответов по данным всех шести опросов. Мы видим, что от 10 до 16% предпринимателей (в среднем – 13%) придерживались стратегии роста бизнеса, от 54 до 57% (в среднем 55%) – его сохранения, от 27 до 35% (в среднем 31%) – выживания.

Линией на графике показана разница между долями тех, кто придерживался стратегии роста, и тех, кто использовал стратегию выживания. Мы видим, что на протяжении всех шести кварталов эта разница отрицательна. Менее всего (на 11 п. п.) доля растущих уступала доле выживающих в III квартале 2021 года, когда стали несколько ослабевать ограничения, связанные с пандемией, а более всего (на 26 п. п.) – в I квартале 2022 года, то есть с усилением санкционного режима после начала специальной операции на Украине.

Из квартала в квартал стратегии одного и того же предпринимателя зачастую менялись. Интерактивный рисунок в материале «Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий» наглядно демонстрирует на примере I и II кварталов 2022 года, как это происходило. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы заметить: доли предпринимателей, переходящих от одной стратегии к другой, заметно различаются. Например, вероятность перейти от стратегии выживания к стратегии сохранения заметно выше, чем к стратегии роста.

Идея прогнозирования состоит в следующем. Рассмотрим два опроса: первый (о II квартале 2021 года) и второй (о III квартале 2021 года). Сравнивая ответы одних и тех же респондентов, можно оценить вероятности всех переходов от состояния к состоянию. Предположим, что в IV квартале 2021 года наметившиеся тенденции не изменятся и вероятности перехода останутся такими же, как были кварталом ранее. Тогда, умножив процент придерживающихся той или иной стратегии в III квартале 2021 года на вероятности перехода к каждому из трех состояний, можно рассчитать, как распределись бы в этих предположениях ответы на вопрос о бизнес-стратегиях в IV квартале 2021 года. Сходство таких «прогнозов» с реальным распределением ответов – свидетельство того, что наметившиеся тенденции не изменились, а если есть сильные различия – значит, произошел слом сложившейся тенденции.

На графике ниже «прогнозы» сопоставлены с реальными распределениями ответов для IV квартала 2021 года и I–III кварталов 2022 года.

Для каждого «прогноза» указана его среднеквадратическая ошибка – на сколько процентных пунктов в среднем прогноз отклонился от реальности, предсказывая долю тех, кто охарактеризует свою стратегию словами «рост», «сохранение» или «выживание».

Мы видим, что самым точным оказался последний «прогноз» – для III квартала 2022 года. Фактическая доля придерживавшихся стратегии выживания здесь отличается от «прогнозной» лишь на 1 п. п. (30% против 31%), стратегии сохранения – на 2 п. п. (58% против 55%), стратегии роста – тоже на 2 п. п. (12% против 14%). Среднеквадратическая ошибка прогноза составила 2 п. п. Наименее же точным оказался предпоследний прогноз – для II квартала 2022 года.: его среднеквадратическая ошибка более чем втрое выше: 7 п. п.

Также необходимо отметить: если для IV квартала 2021 года и I квартала 2022 года «прогноз» более оптимистичен по сравнению с реальностью, то для II квартала 2022 года – гораздо более пессимистичен: доли придерживавшихся стратегий роста, сохранения и выживания по прогнозу должны были составлять 8, 52 и 40%, а составили 13, 55 и 32% соответственно. Таким образом, во II квартале 2022 года был зафиксирован слом негативной тенденции.

В следующем, III квартале 2022 года прогноз, как уже отмечалось, оказался очень близким к реальности. Таким образом, если не происходит слом наблюдаемых тенденций, по крайней мере, кратковременные прогнозы ситуации вполне возможны. В частности, можно ожидать, что по результатам следующего, седьмого опроса выяснится, что в IV квартале 2022 года стратегии роста придерживались 11% респондентов, стратегии сохранения – 57%, а стратегии выживания – 31%. Этот опрос предполагается провести в январе 2023 года.

________________

Источник данных

Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Шестая волна проходила с 13 октября по 14 ноября 2022 года.

Ефим Галицкий
© 2024 ФОМ