Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий

Справка о формировании групп «улучшившие позиции», «стабильные» и «ухудшившие позиции»

qr-code
Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий

Для анализа состояния предприятий участников Лонгитюда Малого Бизнеса была разработана типология по бизнес-стратегиям. По окончании каждого квартала предприниматели отвечают на вопрос о том, какой бизнес-стратегии – выживание, сохранение или рост – они в этом квартале придерживались. Сравнивая ответы одних и тех же респондентов в двух последовательных опросах, мы можем судить, из какой группы в какую они перешли.

На графике представлено, как ответившие на вопрос о том, какой была их бизнес-стратегия в I квартале 2022 года, ответили на аналогичный вопрос о II квартале 2022 года. К примеру, мы видим, что 34,7% от числа всех бизнесов в I квартале 2022 года придерживались стратегии выживания. Во II квартале 2022 года продолжили придерживаться этой стратегии 19,8% от числа всех бизнесов, 11,7% стали придерживаться стратегии сохранения, 1,9% – стратегии роста, 1,0% закрыли бизнес, 0,3% затруднились ответить. По аналогии могут быть интерпретированы и все остальные переходы предпринимателей от стратегии к стратегии.

Таким образом, если сопоставить стратегии предпринимателя в двух кварталах подряд, можно сделать вывод о том, улучшилась позиция, ухудшилась или осталась неизменной. Исходя из этого принципа, мы каждый раз (начиная со второй волны исследования) выделяем следующие группы бизнесов:

  • «улучшившие позиции» – сменили стратегию выживания на стратегию сохранения или роста; стратегию сохранения на стратегию роста; продолжили придерживаться стратегии роста;
  • «стабильные» – продолжают придерживаться стратегии сохранения бизнеса;
  • «ухудшившие позиции» – сменили стратегию роста на стратегию сохранения или выживания; стратегию сохранения на стратегию выживания; продолжили придерживаться стратегии выживания.

Кроме того, по результатам каждого опроса формировались еще две группы:

  • «затруднившиеся» – те, кто не смог ответить на вопрос о своей бизнес-стратегии в данном или в прошлом опросе;
  • «закрывшиеся» – те, кто в ходе текущего замера сообщил о закрытии бизнеса и, соответственно, не отвечал на вопрос о стратегии.
Екатерина Пушкина
© 2024 ФОМ