Корпоративная культура – ключ к успешной адаптации бизнеса

Исследовательский комментарий о том, как организационная культура компаний помогла им выжить в пандемию

qr-code
Корпоративная культура – ключ к успешной адаптации бизнеса

Одним из залогов устойчивости компании в кризис является наличие общей системы ценностей, разделяемой всеми участниками коллектива. Роль корпоративной культуры подчеркивалась во всех интервью с руководителями малого, среднего и крупного бизнеса (с апреля 2020 года по октябрь 2021 года было проведено более 70 бесед). Ниже мы рассматриваем различные элементы организационной культуры, которые помогали управленцам сохранить сплоченную команду, поддерживать рабочую атмосферу и вдохновлять сотрудников на дальнейшее развитие.

Выстраивание внутренних коммуникаций

Влияние символики и офисной среды на взаимодействие в коллективе. Корпоративная атрибутика (логотип, слоган, оформление интерьера) создает атмосферу единства в коллективе, формирует корпоративную идентичность сотрудников. К примеру, в сети спортивных магазинов «Лаборатория бега RunLab», где работают спортсмены с многолетним стажем, царит особая атмосфера, созданная при помощи спортивных атрибутов: тренажеров, медалей и т. д. А концертная площадка «Дом печати» в Екатеринбурге объединяет творческих людей. Арт-пространство воплощает их ценности, поэтому, столкнувшись в апреле 2020 года с проблемами аренды помещения, сотрудники были готовы до последнего бороться за существование «Дома печати»

Планировка офисного пространства во многом определяет формы коммуникаций, ежедневные ритуалы и связи между членами команды. Она может сплотить или, наоборот, разобщить сотрудников. Значение имеет каждая деталь: какое это пространство (открытое или закрытое), как расставлены рабочие столы, наличие комнат для переговоров и зон для отдыха. До пандемии лишь немногие компании практиковали формат удаленной работы. Сотрудники чаще всего были объединены офисной средой, что позволяло им ежедневно взаимодействовать друг с другом, структурировать свой распорядок дня. Почти у каждого были свои ритуалы вроде утреннего кофе с коллегами перед началом работы. Стремительное распространение коронавируса вынудило людей покинуть офисы и перейти на удаленный режим работы. В организациях, где продвигалась культура личного взаимодействия и коллективного принятия решений, этот переход был особенно сложным.

Однако, по признанию некоторых руководителей, при грамотном выстраивании бизнес-процессов эффективность команды на удаленке может значительно вырасти. Особую роль в этом играет налаженная система коммуникаций – руководителю необходимо быть в постоянном контакте с коллективом, обозначать цели и задачи. Регулярные встречи в онлайне стали своеобразными ритуалами, которые призваны поддерживать рабочую атмосферу в коллективе. Это помогает сотрудникам быть в тонусе, а руководителям – в курсе того, как идет рабочий процесс.

Василий Лебедев, школа инноваций ИКРА: «Мы реформировали структуру управления таким образом, чтобы сменить «зеленый культурный код» на «красный» – перейти на своеобразное военное положение, когда компания находится на «ручном управлении». Каждый понедельник я говорил, как мы будем работать эту неделю, что во многом помогало поддерживать связь с командой».

Важное значение в развитии внутренних коммуникаций имеют корпоративные праздники. Они эмоционально сближают людей, повышают их мотивацию, что особенно важно в кризис. Некоторые руководители проявляли изобретательность и проводили командные мероприятия – от творческих и кулинарных конкурсов до спортивных онлайн-тренировок. Одной из составляющих корпоративной культуры также является нерабочее взаимодействие. К примеру, Татьяна Борзых, генеральный директор компании «Достависта», отмечает, что в офисе неформальное общение происходило само собой, а с переходом на удаленку его пришлось организовывать. Нерабочее взаимодействие способствует сплочению коллектива, поддерживает вовлеченность, обеспечивает чувство причастности к общему делу. Именно поэтому руководство «Достависты» отнеслось к этой части корпоративной культуры с особым вниманием.

Татьяна Борзых, курьерская служба «Достависта»: «Мы придумали несколько нерабочих мероприятий, это в том числе вечеринки в Zoom, игры, квизы. А еще у нас была замечательная «фишка» – кофе-бот, когда при помощи случайного выбора каждому предлагался компаньон для кофе-брейка в Zoom. Таким образом, мы могли взаимодействовать не только в рамках своих отделов. Скажем, человек из департамента финансов мог «встретиться» с человеком из департамента разработки, выпить с ним кофе, обсудить дела».

Забота со стороны работодателя – путь к повышению лояльности сотрудников. По данным ФОМа1, за первые недели режима самоизоляции частично или полностью потеряли доходы 20% работающих россиян, преимущественно – работники частных предприятий.

В условиях кризиса для работников особенно ценно внимательное отношение со стороны работодателя. Герои наших интервью подчеркивают, что они с самого начала чувствовали ответственность за сохранение рабочих мест и зарплат. Так, компания Leroy Merlin, несмотря на кризис, сохранила рабочие места и оказала сотрудникам полноценную поддержку. Такие действия руководства помогли не только укрепить имидж компании в глазах работников, но и повысить их мотивацию.

Вера Бояркова, сеть магазинов Leroy Merlin: «Выросла лояльность к компании, ярко проявилась сплоченность коллектива. Сотрудники понимают и ценят отношение компании к ним в такой неординарной ситуации, потому что период кризиса работодатели часто принимают довольно радикальные решения. И сейчас как раз то время, когда мы можем укрепить наш HR-бренд, наш имидж».

Многим руководителям пришлось бороться с паникой и страхом в коллективе. Кроме того, в большинстве случаев им было важно найти индивидуальный подход к каждому сотруднику, поскольку многие оказались в трудном финансовом положении. Некоторые управленцы были готовы выдавать работникам субсидии из личных средств, чтобы сохранить команду.

Мария Ефремова, группа медицинских компаний «Фэнтези»: «Было бы сложно платить зарплаты, если бы клиники закрылись. Мы даже думали о возможности оказания материальной помощи из собственных средств владельца бизнеса. Нас волновали прежде всего люди в наиболее угрожающей финансовой ситуации. Например, санитарки старше 60 лет или младший медперсонал, у которого, возможно, нет накоплений».

Чувство общей судьбы: роль миссии и ценностей организации. Некоторые владельцы бизнесов подчеркивают, что придерживаются подхода «бирюзовых организаций», который основан на общих корпоративных ценностях, а также принципах самоуправления и взаимной поддержки. Предприниматели считают, что грамотному управленцу нужно подбирать в команду людей со схожими приоритетами. Планы и цели при разных обстоятельствах могут меняться, однако ценности, подобно стержню, постоянны. В кризис произошла проверка приверженности коллективов ценностям своих компаний, готовности сотрудников вместе следовать общей цели. 

Евгений Мещеряков, суши-бар «Ой’си»: «Сложное время показало, кто чего стоит, кто что делает, кто как себя проявляет. Мы стали одной большой рабочей семьей и сделали вместе большое дело. Два человека ушли, потому что не справились с переломным моментом. Правда, сейчас они просятся обратно, но я их не беру, потому что для меня это показатель надежности сотрудников».

В команду IT-холдинга TalentTech изначально подбирались люди, которые стремились к развитию. По словам Евгения Барулина, генерального директора компании, проактивность и стремление превосходить ожидания являются частью их корпоративной культуры. Согласно внутрикорпоративному опросу, вовлеченность сотрудников в 2020 году выросла на 25 п.п. по сравнению с 2019 годом. Огромную роль в этом сыграла приверженность сотрудников миссии и ценностям компании.

Евгений Барулин, IT-холдинг TalentTech: «Высокие темпы роста требуют огромных усилий. Это условно заложено в нашу корпоративную культуру: ты не сидишь на месте, а делаешь больше, чем ожидается. Несмотря на повышенную нагрузку, для большинства стало важным с помощью наших сервисов облегчить жизнь другим людям: школьникам и учащимся взрослым, коллегам, которые нуждаются в адаптации к новой среде, фрилансерам. Наша команда сделала многое, чтобы улучшить их жизнь в пандемию».

Во время пандемии Виталий Горбатюк, генеральный директор транспортной компании «ГлавДоставка», осознал, нужно было дорожить сотрудниками, которые работали в компании с момента ее основания. Именно они в полной мере разделяли ценности компании, в то время как новички еще не до конца осознавали ее цели и принципы. Сохранение ценных кадров послужило бы более быстрой адаптации компании к кризису.

Какие корпоративные ценности помогли спасти бизнес в пандемию

Доверие – залог успешных отношений в компании. Основой корпоративной культуры, по мнению владельцев бизнесов, является доверие сотрудников к руководству, а также честность руководителя по отношению к коллективу. Так, с началом пандемии руководство IT-компании «Бакка Софт» стало чаще информировать сотрудников об изменениях и нововведениях. Это помогло показать людям, что компания предпринимает все возможное, чтобы оставаться успешной. Намерение делиться с работниками планами на будущее демонстрирует открытость руководства и формирует доверительные отношения в команде.

Иван Семчук, IT-компания «Бакка Софт»: «Мы открыто обсуждали все вопросы, чтобы сотрудники понимали, что компания не собирается закрываться, а продолжает расти, развиваться и двигаться вперед. Что мы нацелены на максимальное сохранение коллектива и выполнение всех обязательств перед контрагентами».

Такой подход дает людям понимание текущей ситуации, помогает поддерживать их мотивацию. Сотрудники чувствуют свою значимость для компании и готовы терпеть временные ограничения в надежде на возрождение общего дела. В нескольких организациях с началом пандемии руководство было вынуждено сократить рабочий день и заработную плату, чтобы спасти компанию и сохранить рабочие места. Однако сотрудники отнеслись к таким решениям с пониманием и не требовали от руководителей дополнительных выплат.

Екатерина Ларькова, коммуникационное агентство MARCON: «Мы заранее предупредили сотрудников о том, что будет задержка в выплате зарплат. Мы сказали, что все выплатим, обозначили сроки, объяснили почему и как это происходит. Мы не скрывали от коллектива никаких финансовых показателей: сотрудники видели, как строится работа с клиентами и подрядчиками. В итоге эта стратегия принесла положительный результат – в конце года нам даже удалось выплатить небольшие премии».

Командный дух и вера во взаимопомощь. В стрессовой ситуации для работников оказалось важным видеть перед собой лидера, ориентироваться на его действия. Илья Волков, соучредитель парфюмерной компании «Библиотека ароматов», отмечает, что вовлеченность руководителя в рабочий процесс, его оптимизм, моральная поддержка и обозначение перспектив выхода из кризиса способствуют предотвращению паники в коллективе и поддерживают командный дух.

Илья Волков, парфюмерная компания «Библиотека ароматов»: «Я нахожусь на острие атаки, и это служит главным ориентиром для сотрудников. Да, я мог сказать, что мне нужна самоизоляция, я буду работать из дома, но я понимал, что для коллег очень важно видеть руководителя рядом с собой в непростой период. Так что мой режим работы не изменился. Очень важен личный пример, когда ты усердно работаешь вместе с командой, показываешь намерение решить проблему, преодолеть сложности». 

По мнению героев наших интервью, в пандемию работники готовы чаще помогать друг другу и руководителям. Например, коллектив компании «Люкс Оптика» в кризис начал больше поддерживать руководителя, помогать ему справляться с трудностями. А руководителю не приходилось жестко контролировать работу команды, поскольку сотрудники чувствовали себя более ответственными за результаты компании.

Лилия Егорова, сеть магазинов «Люкс Оптика»: «Пандемия, как лакмусовая бумажка, показала, кто наш, а кто не наш. Сотрудники стали более ответственными: стали понимать, что должны делать свою работу, независимо от того, наблюдает за ними руководитель или нет».

А Ирина Родченко, генеральный директор тренинговой компании IGRO, считает, что преодолеть трудности помогли взаимная поддержка и любовь к своему делу. На удаленке сотрудники старались помогать друг другу: например, когда один проводил онлайн-курс, другой его модерировал.

Наталья Шипшилей, основатель сервиса «Собака-гуляка», также отмечает, что сотрудники компании преданы своему делу и работают в удовольствие: они любят животных и им нравится помогать людям. Продолжение работы в пандемию – не только дополнительный заработок, но и социальная ответственность выгульщиков и догситтеров, поскольку люди продолжают нуждаться в их помощи.

Готовность к освоению новых функций и самореализация. Преодолеть трудности компаниям помогло в том числе изменение обязанностей сотрудников. Для этого многие проходили обучение и развивали необходимые для новой деятельности навыки и компетенции. Пандемия раскрыла таланты сотрудников, дала им возможность самореализоваться.

Илья Слепов, сеть магазинов «Лаборатория бега RunLab»: «Важно, что сотрудники попробовали другую сферу деятельности, раскрыли себя с новой стороны: занимались маркетингом, фотографированием. Вынужденная необходимость освоить что-то новое стала важным стимулирующим фактором развития».

Однако осваивать новое пришлось не только подчиненным. Некоторые руководители отмечали, что в пандемию их обязанности также трансформировались, включился режим многозадачности. 

Анастасия Пиорунская, компания по производству одежды Urbantiger: «Мы все в жизни что-то преодолеваем, ведь каждый из нас чего-то не умеет, чего-то боится. Я, например, превратилась в менеджера по продажам: сидела на телефоне целый день и разговаривала с губернаторами, с управлениями Росздравнадзора и Минздрава». 

Стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Как отмечают герои наших интервью, сотрудники работают гораздо эффективнее, если чувствуют стабильность. Поэтому руководство компаний должно обеспечить максимальную защищенность интересов работников. Александра Давыдкина, владелица маникюрных салонов «Пальчики» в Самаре, подчеркивает, что обеспечить уверенность сотрудников в завтрашнем дне ей удается благодаря социальной работе с коллективом. Например, сотрудники научились финансовому планированию, что в период кризиса оказалось весьма полезным.

Александра Давыдкина, маникюрные салоны «Пальчики» в Самаре: «У нас всегда была социальная работа с коллективом. Я объясняла своим мастерам, что они получают зарплату не каждый день, а два раза в месяц. Говорила им: «Вы можете научиться откладывать деньги и планировать свою жизнь». 

А в бизнес-отеле «Евразия» в качестве моральной и финансовой поддержки команды были проведены антистресс-тренинги и мастер-класс по финансовой грамотности. Светлана Раца, руководитель «Евразии», убедилась на собственном опыте, что бережное отношению к человеческим ресурсам позволяет получить огромную отдачу. Компания вложила все силы в сохранение коллектива и его адаптацию, что помогло ей удержаться на плаву, а сотрудникам – добиться необходимых результатов и с уверенностью смотреть в будущее.

Требовательность и упорство. Сохранению бизнесов также способствовали высокие требования к качеству труда. Например, это позволило Виктории Печенкиной, генеральному директору туристической компании JSP Business Travel, поддерживать динамичный рабочий ритм и внедрить новый продукт. Руководство компании разработало четкий план, сформулировало задачи, установило конкретные сроки для того, чтобы сотрудники смогли выполнять свои обязанности на достаточно высоком уровне. 

Виктория Печенкина, туристическая компания JSP Business Travel: «Моей задачей было максимально корректно доносить информацию, объяснять, что мы делаем. Когда человек занят делом, времени на депрессию у него нет. Как только мы завершили процессы по отработке заказов, начали очень плотно заниматься Россией – это обеспечивало занятость людей. У нас были распределены задачи и ответственность, намечены сроки выполнения». 

А, по мнению Анастасии Пиорунской, руководителя компании Urbantiger, коронакризис, несмотря на негативные последствия, полностью раскрыл потенциал команды. Анастасия Пиорунская признает, что такие экстренные ситуации позволяют выйти из зоны комфорта, мобилизовать силы, проявить упорство и покорить новые вершины. 

Пандемия стала проверкой на прочность для компаний и их команд. Она позволила управленцам увидеть, кто из сотрудников готов идти за лидером до конца, невзирая на любые трудности, и понять, насколько крепок командный дух. В интервью руководители компаний часто отмечали необходимость подбирать в команду людей со схожими приоритетами и ценностями. Залогом успешной адаптации сотрудников к новой реальности руководители считали следование общей миссии и корпоративным ценностям, готовность совместно преодолевать трудности.

Корпоративная культура, если ее разделяет большинство сотрудников, способна адаптироваться к меняющимся условиям и задавать направление действиям работников в кризис. Компании с устойчивой организационной культурой более открыты к изменениям и готовы использовать новые возможности. Это помогает им освоиться в новой реальности и приобрести ценный опыт.

________________

Источник данных:

репрезентативный опрос граждан РФ в возрасте 18 лет и старше, выполненный по заказу Банка России 2–10 апреля 2020 года: 82 субъекта РФ, 1560 респондентов. Метод исследования: телефонный опрос методом CATI. Статистическая погрешность не превышает 3,0%.

Екатерина Никифорова
© 2022 ФОМ