Исследовательский комментарий о влиянии пандемии на кадровые решения и организацию труда
Пандемия спровоцировала рост количества вакансий в компаниях, работающих в сфере информационных технологий и онлайн-продаж продуктов питания. Для кадрового агентства Business Travel Job, которое специализируется на ресторанном, тревел- и гостиничном бизнесе, приток новых клиентов из других отраслей стал настоящим спасением. Как отмечает генеральный директор агентства Карина Яковлева, такое расширение сферы деятельности во многом позволило удержаться на плаву.
Карина Яковлева, кадровое агентство Business Travel Job: «В феврале к нам пришли несколько клиентов из сферы онлайн-продаж продуктов питания, у которых в 5–10 раз выросли объемы продаж. Это в какой-то степени спасло наш бизнес. Мы также занимались вакансиями в сфере IT, которых в связи с пандемией появилось немало».
Для многих курьерских сервисов пандемия стала периодом роста спроса и расширения деятельности, что потребовало увеличения курьерской базы. Генеральный директор компании «Достависта» Татьяна Борзых рассказывает, что 2020 год стал для сервиса прорывным: появился большой запрос на курьерские услуги, благодаря чему компания выросла почти на 100%. За время пандемии «Достависта» начала развиваться в новых направлениях. Так, среди компаний-клиентов значительно увеличилась доля кафе и продуктовых магазинов, а также появились новые корпоративные клиенты – аптечные сети.
Комментируя ситуацию на рынке труда, директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон отмечает, что в пандемию вырос спрос на курьеров, а также сохранился запрос на квалифицированных программистов. При этом значительно снизился спрос на специалистов среднего звена. По словам эксперта, подобная ситуация может быть проявлением поляризации рынка труда. А поляризация вызвана цифровизацией, которую ускорила пандемия.
Подробнее о цифровизации компаний читайте в исследовательском комментарии Тренды пандемии, часть 1. Новые реалии российских компаний.
В ответ на кризис многим компаниям пришлось принимать жесткие меры, ключевыми из которых стали сокращения – числа сотрудников, зарплат, рабочей недели. По данным ФОМа, к началу мая 2020 года доля неработающих, но находящихся в поиске работы россиян составила 7%, при этом 4% сказали, что потеряли работу из-за пандемии.
В наиболее уязвимом положении оказались работники компаний из пострадавших отраслей экономики. Например, в ресторанной индустрии и сфере организации мероприятий наиболее часто применялась такая крайняя мера, как сокращение штата. Многие руководители пытались этого избежать, поскольку сообщать сотрудникам об увольнении было очень нелегко.
Подробнее о трудностях компаний читайте в исследовательском комментарии Трудности пандемии: с чем столкнулись компании.
Далеко не всем компаниям удалось сохранить рабочие места. Так, руководство ивент-компании «PRO-интерактив» вынуждено было сократить штат. До пандемии в компании работали 120 сотрудников, а после сокращений их стало 39. В своем обращении к коллективу гендиректор «PRO-интерактив» Игорь Лютенко объяснил, что без принятия такой меры компания не сможет удержаться на плаву, но, как только ситуация стабилизируется, сотрудники вернутся на рабочие места.
Игорь Лютенко, ивент-компания «PRO-интерактив»: «В начале марта мы поняли, к чему все идет. Было общее собрание коллектива, на котором мы честно сказали ребятам, что наш «корабль» большой и он сможет проплыть через штормящее море, только если не будет перегружен. Поэтому нам нужно некоторых членов команды высадить на берег, но, как только буря утихнет, мы за ними придем. Было у меня несколько неприятных разговоров – я видел, что люди надломлены, не знают, куда двигаться дальше».
Вынужденной антикризисной мерой в сети маникюрных салонов «Пальчики» также стало сокращение персонала бэк-офиса более чем наполовину. В связи с этим расширился функционал оставшихся сотрудников. Сейчас компания стала возвращаться к прежнему режиму работы и возобновила набор персонала.
В условиях пандемии и отсутствия понимания, сколько такая ситуация продлится, руководители организаций были вынуждены сокращать фонды оплаты труда до минимальных размеров. По данным ФОМа, за первые недели режима самоизоляции частично или полностью потеряли доходы 20% работающих россиян, преимущественно – работники частных предприятий.
На период пандемии руководство спортивной школы I Love Supersport и себе, и другим сотрудникам сократило зарплаты. Однако штат удалось сохранить полностью, что было особенно важно для владельца компании Максима Журило.
Максим Журило, спортивная школа I Love Supersport и ивент-компания IRONSTAR: «До тех пор, пока не закончится пандемия, мы сократили зарплаты. Зарплаты у нас состоят из фиксированной части и бонусов. Рынок сжался, поэтому переменные части мы пока исключили».
Бонусная часть зарплат, которая напрямую зависит от оборота, также была сокращена и в сети спортивных магазинов «Лаборатории бега RunLab». Когда магазины закрылись, сотрудники лишились премий и бонусов по результатам продаж. Однако базовую часть оклада компания сохранила всем – в том числе тем, кто не смог работать из-за закрытия магазинов.
Илья Слепов, сеть спортивных магазинов «Лаборатория бега RunLab»: «Из-за закрытия магазинов сотрудники лишились премий за продажи. Зато появилась дополнительная работа, которую можно было выполнять на карантине. Например, писать статьи, выкладывать видеообзоры по кроссовкам, анализировать характеристики товаров, улучшать сайт. Все, кто этим занимался, получили премии».
А в заведениях Льва Бодрова, владельца кофе-поинтов «Бодрый день», фуд-трака BB&Burgers, сокращения шли в основном за счет изменения трудовых смен и уменьшения количества рабочих часов. Сотрудники в совместном чате обсуждали график работы и находили компромисс.
Лев Бодров, кофе-поинты «Бодрый день», фуд-трак BB&Burgers: «Мы перестали скрывать цифры от персонала, теперь у нас открытая экономическая политика во всех заведениях. Люди сами выбирают себе графики. Я вижу компромиссы для людей, которые реально нуждаются в деньгах: им отдается предпочтение в рабочих часах. Это настоящие подвиги сотрудников, потому что таких минимальных зарплат я еще не видел».
Однако подобная ситуация наблюдалась в сфере общепита лишь в самом начале пандемии. По окончании режима самоизоляции, напротив, увеличился спрос на работников отрасли из-за возросшей конкуренции на рынке. Некоторые заведения не выдержали период ограничений и закрылись, их сменили новые рестораны и кафе. Краеугольным камнем стало качество предлагаемых продуктов и услуг, поэтому квалифицированные работники общепита остались востребованными.
Пандемия спровоцировала появление новых способов организации рабочего процесса и ускорила его цифровую трансформацию. Во время режима самоизоляции многие работали из дома. По данным ФОМа, к началу апреля каждого пятого работника (18% от всех работающих) полностью или частично перевели на удаленку. Работодатели поняли, что дистанционный режим вовсе не снижает эффективности работы, если правильно выстраивать бизнес-процессы. Многие компании не намерены отказываться от удаленного формата и после завершения пандемии.
Так, в период самоизоляции руководство компании «Библиотека ароматов» следило за эффективностью сотрудников, обращало внимание на организованность и производительность каждого члена команды. Были разработаны и внедрены инструменты ежедневного и еженедельного планирования. Оказалось, что представители креативных профессий в условиях дистанционной работы показывают большую эффективность, чем в обычном режиме.
Илья Волков, парфюмерная компания «Библиотека ароматов»: «В креативном отделе все в тонусе именно благодаря дистанционной работе. Потому что, когда все находятся в одном пространстве, присутствует элемент творческого хаоса, есть ощущение, что можно в последний момент встретиться и обо всем договориться. А в режиме удаленки работа строится по недельному планированию, по ежедневному чек-листу. И все четко выдают результаты. Выражаясь языком горняков: выработка на одну единицу потраченного времени существенно выросла».
Как отмечает гендиректор IT-холдинга TalentTech Евгений Барулин, в связи с удаленной работой стало необходимым обучить людей не только цифровым навыкам, но и правилам информационной безопасности, без которых невозможно работать в новой реальности. И, по словам руководителя сервиса Brand Hub Елены Мельник, особое внимание работодатели начали уделять безопасности данных.
С переходом на дистанционный режим у многих сотрудников стало больше работы: границы между трудовой и личной жизнью размылись, рабочие процессы стали более энергозатратными. В условиях повышенной нагрузки увеличивается риск эмоционального выгорания, поэтому особое внимание руководители уделяли мотивации персонала.
Максим Журило, спортивная школа I Love Supersport и ивент-компания IRONSTAR: «Удаленная работа начинает заполнять все пространство. С самого раннего звонка и до самого позднего я все время на связи. Я вижу, что не всем подобное дается легко. У многих появилось ощущение, что они стали работать намного больше, чем прежде. Это, конечно, не сильно вдохновляет».
А для сотрудников с небольшим опытом работы переход на удаленку и вовсе оказался серьезным испытанием. Воспринимать информацию в дистанционном режиме было сложнее, это снижало эффективность обучения и последующей работы.
В пандемию некоторые руководители применяли новые методы работы с персоналом, направленные на сплочение команды и повышение ее эффективности. Например, в компании «ДОН-Спорт» разработка новых услуг велась в кросс-функциональных командах. Сотрудники отдела продаж, управляющие, тренеры, фитнес-менеджеры сообща работали над продуктами. Чем больше людей было вовлечено, тем интереснее становились проекты. Гендиректор компании Наталия Серафимова признает, что членам команды пришлось научиться слышать друг друга и думать об общем деле, а не о личных амбициях.
Наталия Серафимова, сеть фитнес-клубов «ДОН-Спорт»: «Когда вместе работают люди разных специализаций, наступает эффект синергии, эйфория от совместного творчества. Особенно когда пропадает конкуренция, когда не нужно продвигать собственную идею и доказывать свою правоту. Слышать друг друга – это достаточно непростой навык, и его надо приобретать».
Во время пандемии школе программирования для детей Coddy понадобилось значительно расширить штат под новые задачи. Это, в свою очередь, привело к появлению HR-отдела, а кадровая политика разделилась на внешнюю и внутреннюю. Также в компании появился собственный внутренний HR-портал для сотрудников.
Руководитель школы Оксана Селендеева отмечает, что в компании трансформировались внутренние коммуникации, появились инновации, связанные с взаимодействием сотрудников друг с другом.
Оксана Селендеева, школа программирования для детей Coddy: «В команде много людей, которые ставят задачи перед подрядчиками по сайту школы. Мы придумали коды для разных задач в зависимости от их срочности. Так, код 10 означает, что надо решить эту проблему срочно, день в день. Код 06 – что задачу нужно выполнить в течение недели. Код 04 – это срок в две недели или чуть больше».
А в компании TalentTech для поддержания рабочего настроя стали чаще проводить образовательные и развлекательные мероприятия, устраивать онлайн-встречи. Гендиректор компании Евгений Барулин считает, что на удаленке сотрудникам не хватает неформального общения. Между тем подобное общение, например, во время перерывов, способствует сплоченности коллектива и генерации новых идей. Сейчас компания нашла новые варианты организации общения сотрудников – в онлайне.
Для поддержания общения между работниками разных департаментов в компании «Достависта» были организованы онлайн-конкурсы и игры. Кроме того, был создан бот, позволяющий случайным образом выбрать себе пару для перерыва на чашечку кофе по Zoom. По словам генерального директора компании Татьяны Борзых, такие кофе-брейки пользуются большой популярностью.
Татьяна Борзых, курьерская служба «Достависта»: «Мы придумали несколько нерабочих мероприятий, это в том числе вечеринки в Zoom, игры, квизы. А еще у нас была замечательная «фишка» – кофе-бот, когда при помощи случайного выбора каждому предлагался компаньон для кофе-брейка в Zoom. Таким образом, мы могли взаимодействовать не только в рамках своих отделов. Скажем, человек из департамента финансов мог «встретиться» с человеком из департамента разработки, выпить с ним кофе, обсудить дела».
В интервью руководители бизнесов признают, что в пандемию чувствовали особую ответственность за работников, поэтому всячески старались улучшать условия труда. Одним из ключевых инструментов корпоративной поддержки стали программы по укреплению физического и морального здоровья сотрудников.
О том, как пандемия обозначила важность инвестиций в здоровье персонала, читайте в исследовательском комментарии Корпоративный иммунитет: какие практики применяют работодатели для укрепления здоровья сотрудников.
До пандемии обучение персонала часто проходило в офлайне. Пандемия вынудила многих попробовать онлайн-решения. Теперь в корпоративной сфере можно обучать персонал с помощью мобильных устройств. Новый формат активно набирает популярность благодаря удобству, скорости и эффективности.
Евгений Барулин, IT-холдинг TalentTech: «Когда корпоративное обучение проходило в офлайне, это выглядело примерно так: приезжал лектор и обучал сотрудников в конференц-зале. Сейчас новый формат помогает обучить большое число сотрудников с помощью мобильных приложений. Микрообучение представляет собой короткие итерации по три-семь минут на экране смартфона или планшета. Компании дробят образовательный контент и предлагают учащимся осваивать отдельные навыки».
Гендиректор ивент-компании Interactive Solutions Group Александр Садовой считает, что дистанционное образование позволяет не только снижать расходы компании, но и более адресно работать с персоналом.
Пандемия наложила ограничения и на процесс рекрутинга: собеседования были переведены в онлайн-формат. По словам гендиректора кадрового агентства Business Travel Job Карины Яковлевой, это стало занимать больше времени, поскольку понадобились дополнительные беседы с соискателями. Карина Яковлева считает, что, несмотря на недостатки такого формата рекрутинга, в будущем число собеседований по видеосвязи возрастет, а это потребует изменений в стандартных схемах работы.
Карина Яковлева, кадровое агентство Business Travel Job: «Доля видеособеседований увеличится. Поэтому необходимо перестраивать сам процесс собеседования. Когда кандидат приходит в офис – это одна схема собеседования. А когда звонит онлайн – другая. Зачастую одного видеозвонка недостаточно. Нужно несколько раз поговорить, чтобы уменьшить количество ошибок, которые возможны при собеседовании».
Как отмечает гендиректор IT-холдинга TalentTech Евгений Барулин, в целом компании стали тщательнее подходить к подбору персонала. Для привлечения подходящих кандидатов все чаще используют искусственный интеллект и другие современные технологии, которые более точно, чем человек, могут оценить, подходит ли кандидат компании, и даже определить его психотип по мимике и голосу.
Кроме того, все большую роль при трудоустройстве будут играть рекомендации предыдущих работодателей.
Пандемия ускорила автоматизацию многих бизнес-процессов. Так, во время карантина некоторые компании внедрили электронный документооборот, что в долгосрочной перспективе облегчит множество рабочих процессов. Генеральный директор IT-компании «Бакка Софт» Иван Семчук отмечает, что в пандемию актуализировался переход на использование мобильных устройств при обмене документами и построении внутренних коммуникаций. В связи с этим «Бакка Софт» завершила разработку нового продукта и предложила клиентам мобильное приложение системы электронного документооборота.
Иван Семчук, IT-компания «Бакка Софт»: «Сейчас мы регистрируем в Российском реестре программного обеспечения продукт, с помощью которого можно внедрить мобильное использование электронного документооборота в компании всего за две недели. Продукт позволяет сотрудникам использовать телефон как безопасный и надежный инструмент для работы с документооборотами, включая функцию электронной подписи. Это одна из задач, которую мы за прошлый год смогли финализировать, сформировать из наработок полноценный продукт, который можно быстро внедрять и быстро начинать эксплуатировать».
Экономический спад заставил многих работодателей пересмотреть потребность в офисных помещениях. По прогнозам руководителя кадрового агентства Business Travel Job Карины Яковлевой, после пандемии спрос на офисы будет снижаться, поскольку некоторые сотрудники останутся работать на удаленке. Дистанционная работа позволяет уменьшить расходы на аренду без сокращения штата.
Кроме того, с каждым годом растут земельный налог и налог на имущество, постепенно увеличиваются и эксплуатационные расходы. Поэтому, как считает гендиректор кадастровой компании «КОР» Алексей Кораблин, использование недвижимости под офисы становится нерентабельным. Выходом для крупных арендодателей может стать сотрудничество с госкорпорациями.
Алексей Кораблин, кадастровая компания «КОР»: «Владельцы офисных помещений будут пытаться переводить их в жилье, потому что жилье в пределах МКАД и Садового кольца до сих пор разлетается как горячие пирожки. Я не знаю, кто его покупает, но такие люди есть и их много. Любой застройщик, любой девелопер мечтает, имея какую-то площадку, перевести ее в жилье. Если не получается переформатировать в квартиры, то в апартаменты, если не в апартаменты, то в какой-то другой формат. Я думаю, что скоро в центре будет больше жилых домов, переделанных из старых офисных зданий».
Эксперты прогнозируют, что в 2020 году компании займутся оптимизацией своих офисных помещений, исходя из чего ожидается повышенный спрос на коворкинги. Однако гендиректор кадастровой компании «КОР» довольно скептически относится к этим прогнозам, считая коворкинг подходящим в основном для крупных компаний.
Алексей Кораблин, кадастровая компания «КОР»: «Я не очень верю в перспективу массового коворкинга. Его бизнес-модель по сути состоит в том, что ты берешь в аренду коробку, оборудуешь ее красиво и сдаешь в субаренду корпорациям, потому что у малых компаний нет на это денег. Мы хотели как-то сесть в коворкинг, но тогда нам пришлось бы платить за аренду в 2–2,5 раза больше».
В этой публикации мы рассмотрели новые кадровые решения, которые принимали компании на первых этапах пандемии. В наиболее уязвимом положении оказались работники компаний из пострадавших отраслей экономики. Именно в этих сферах чаще всего применялись вынужденные антикризисные меры, в частности сокращения. Положительным эффектом пандемии стало ускорение автоматизации бизнес-процессов. Организации стали открытыми к внедрению систем электронного документооборота и образовательных онлайн-решений. Также пандемия дала толчок к формированию новых способов организации рабочего процесса. Многие компании, сократив расходы на аренду офисных помещений, перешли на формат удаленной работы, а также освоили новые методы работы с персоналом, которые со временем показали свою эффективность.