Какие бизнесы улучшили, а какие ухудшили свои позиции в IV квартале 2022 года

По сравнению с результатами III квартала, в рядах улучшивших позиции оказалось больше предприятий, использующих онлайн-продажи и интернет-решения для продвижения

qr-code
Какие бизнесы улучшили, а какие ухудшили свои позиции в IV квартале 2022 года

В прошлом году на долю малого бизнеса выпало немало испытаний: санкции из-за начала СВО, частичная мобилизация. Предприятия были вынуждены адаптироваться к новой реальности, перестраивать бизнес-процессы. Одни успешно преодолели эти трудности, другим это далось не так легко. 

Каждый квартал мы анализируем бизнесы, которые смогли улучшить позиции и которые, напротив, их потеряли по сравнению с предыдущим кварталом. Посмотрим, какими особенностями обладали те и другие предприятия в IV квартале 2022 года. 

Об улучшении или ухудшении позиций предприятия мы судим, сравнивая ответы в двух соседних волнах опроса на вопрос о том, какой бизнес-стратегии – выживания, сохранения или роста – оно придерживалось. В результате сравнения мы выделяем такие группы предприятий, как «улучшившие позиции» и «ухудшившие позиции». К примеру, группу «улучшившие позиции» образуют те, кто сменил стратегию выживания на стратегию сохранения или роста, стратегию сохранения на стратегию роста или продолжил придерживаться стратегии роста (подробнее о построении групп см. «Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий»). 

Как можно было ожидать, в IV квартале на положении дел предприятий отразилось проведение частичной мобилизации. Так, в рядах улучшивших позиции несколько реже, чем в рядах ухудшивших их, оказывались предприятия, на которые повлияла частичная мобилизация (47% против 54%). 

Предпринимателей также спросили о последствиях санкций, которые были введены в связи с началом СВО на Украине. И, как оказалось, к концу года это уже не отражалось на позициях бизнесов: среди улучшивших и ухудшивших позиции доли тех, на кого повлияли санкции из-за начала СВО, были практически одинаковыми (63% против 65%). 

______

*Ранее вопрос не задавался. Для вопросов, которые задавались в III квартале 2022 года, для сравнения представлены графики с соответствующими результатами.

______

**Ранее вопрос не задавался.

Что касается сегментов и сфер деятельности предприятий, то в IV квартале несколько лучше себя чувствовал b2g-сегмент: предприятия, ориентированные на государственные организации, чаще встречались среди улучшивших позиции, нежели среди ухудшивших их (31% против 24%). По сегментам же b2c и b2b различий не наблюдалось. 

Примечательно, что еще в III квартале мы наблюдали иную картину. В тот период в позитивном ключе выделялся только b2b-сегмент. (Подробнее о III квартале см. «Какие бизнесы улучшили, а какие ухудшили свои позиции в III квартале 2022 года». Для удобства на графике 3 и последующих дополнительно приводятся данные III квартала). 

На кого преимущественно ориентировано ваше предприятие, кто ваши потребители: физические лица, бизнес или государственные организации?

Из сфер же деятельности в IV квартале выделялась только область профессиональной, научной или технической деятельности (например, право, консалтинг, реклама): доля таких бизнесов была несколько выше среди улучшивших позиции, чем среди ухудшивших их (16% против 8%). Еще кварталом ранее данная сфера совсем не выделялась, а в рядах тех, у кого самочувствие улучшилось, были представители совсем иных направлений деятельности. 

Если говорить про наличие наемных работников, то вновь несколько лучше обстояли дела у тех, у кого они есть: среди улучшивших позиции доля таких предприятий была выше, чем среди ухудшивших их (62% против 54%). 

В очередной раз несколько успешнее преодолевали трудности и предприятия с более значительным правовым статусом. Так, среди улучшивших позиции чаще, чем среди ухудшивших их, оказывались предприятия, зарегистрированные как юридическое лицо (44% против 37%), и, соответственно, реже зарегистрированные на индивидуального предпринимателя (56% против 63%). 

Некоторое преимущество в IV квартале, в отличие от III, давало использование современных технологий продажи, продвижения и управления. Так, ощутимо выше среди улучшивших позиции, чем среди ухудшивших позиции, были доли бизнесов, использующих онлайн-продажи (39% против 28%), интернет-решения для продвижения для товаров и услуг (52% против 46%), интернет-средства для организации рабочих процессов (52% против 40%). Использование же электронного документооборота не давало особых преимуществ как в IV, так и в III квартале. 

Несколько успешнее были и бизнесы, которые расширили свою деятельность. Предприятия, у которых появились новые виды деятельности, чаще оказывались среди улучшивших позиции, чем среди ухудшивших их (28% против 16%). Подобное мы наблюдали и кварталом ранее. 

Итак, в IV квартале, что довольно ожидаемо, несколько лучше положение дел было у бизнесов, которые в меньшей степени пострадали от частичной мобилизации. При этом, как и кварталом ранее, лучше себя чувствовали бизнесы с наемными работниками, а также те, у кого появились новые виды деятельности. Но, в отличие от III квартала, в IV квартале в ряды улучшивших позиции чаще попадали представители b2g-сегмента, а также предприятия, которые применяли современные технологии продаж, продвижения и управления.

______

Источник данных

Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее – в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Седьмая волна проходила с 17 января по 15 февраля 2023 года

Екатерина Пушкина
© 2024 ФОМ