Какие бизнесы улучшили, а какие ухудшили свои позиции в III квартале 2022 года

В группе «улучшившие позиции» заметно выросла доля b2b-предприятий

qr-code
Какие бизнесы улучшили, а какие ухудшили свои позиции в III квартале 2022 года

С конца февраля 2022 года российский бизнес функционирует в условиях санкций и ограничений из-за СВО. За это время одни предприниматели смогли адаптироваться к новой реальности, перестроить бизнес-процессы, другие – нет. При этом и тем и другим в сентябре выпало еще и испытание в виде частичной мобилизации, которая тоже потребовала оперативных изменений в бизнесе. Рассмотрим, какие предприятия в подобных обстоятельствах смогли улучшить позиции, а какие их ухудшили.

Об улучшении или ухудшении позиций конкретного предприятия мы судим, сравнивая ответы в текущей и предыдущей волнах на вопрос о том, какой бизнес-стратегии – выживания, сохранения или роста – оно придерживалось. В результате такого сравнения после каждого опроса мы выделяем группы бизнесов «улучшившие позиции» и «ухудшившие позиции». К примеру, группу «улучшившие позиции» образуют те, кто сменил стратегию выживания на стратегию сохранения или роста, стратегию сохранения на стратегию роста или продолжил придерживаться стратегии роста (подробнее см.: «Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий»).

Как уже было сказано, III квартал 2022 года был не самым простым для малого бизнеса, в частности, из-за мобилизации. Ожидаемо, что в этот период среди улучшивших позиции чаще, чем среди ухудшивших, оказывались те, на ком мобилизация не отразилась (55% против 44%), и те, кто не ожидал, что она отразится в IV квартале (34% против 24%). При этом, если говорить о проблемах, с которыми бизнесы уже столкнулись из-за мобилизации или полагают, что вскоре столкнутся, то улучшившие позиции заметно реже, чем ухудшившие, сообщали об уменьшении числа заказчиков, партнеров, снижении спроса и прибыли (22% против 34%). Остальные проблемы в связи с мобилизацией назывались группами практически с одинаковой частотой.

______

*Ранее вопрос не задавался. Для вопросов, которые задавались во II квартале 2022 г., для сравнения представлены графики с соответствующими результатами.

______

*Ранее вопрос не задавался. 

______

*Ранее вопрос не задавался.

Теперь посмотрим, представители каких сегментов и сфер деятельности чаще оказывались среди улучшивших и ухудшивших позиции в III квартале 2022 года. Так, в этот период явно лучше себя чувствовал b2b-сегмент: среди улучшивших позиции доля таких предприятий была ощутимо выше, чем среди ухудшивших (63% против 53%). По другим сегментам (b2c и b2g) особых различий не наблюдалось, нельзя сказать, что положение дел у таких предприятий сильно улучшилось или ухудшилось.

Интересно, что всего кварталом ранее, то есть во II квартале 2022 года, ситуация была иной. B2b-сегмент, напротив, был в худшем положении: среди улучшивших позиции доля предприятий b2b-сегмента была меньше, чем среди ухудшивших позиции (52% против 60%). При этом тогда несколько лучше была ситуация у предприятий b2c-сегмента: среди улучшивших позиции их доля была выше, чем среди ухудшивших (67% против 60%). В b2g-сегменте заметного улучшения/ухудшения ситуации не наблюдалось.

На кого преимущественно ориентировано ваше предприятие, кто ваши потребители: физические лица, бизнес или государственные организации?

Об изменениях в лучшую сторону у b2b-предприятий в III квартале 2022 года говорит и то, какие сферы чаще оказывались среди улучшивших, чем среди ухудшивших позиции. Это такие b2b-сферы, как транспорт и складское хозяйство (14% против 8%), промышленное производство (14% против 8%), сельское, лесное и рыболовное хозяйство (6% против 1%). При этом среди улучшивших позиции реже, чем среди ухудшивших позиции, оказывались розничная торговля (15% против 24%) и сферы услуг, сервиса, бытового обслуживания (14% против 19%), то есть сферы b2c-сегмента.

Еще во II квартале 2022 года трудно было предугадать нынешний расклад, так как в рядах улучшивших позиции реже, чем в рядах ухудшивших, оказывались оптовая торговля (7% против 12%), транспорт, складское хозяйство (5% против 12%). В позитивном ключе выделялись только предприятия культуры, спорта, досуга и развлечений: их доля среди улучшивших позиции была выше, чем среди ухудшивших (5% против 0,4%).

Если сравнивать предприятия с наемными работниками и без таковых, то лучше обстояли дела у предприятий, в которых есть дополнительный персонал. Среди бизнесов, улучшивших позиции, доля таких предприятий была выше, чем среди ухудшивших позиции, как в III квартале 2022 года, так и во II квартале (63% против 52% и 60% против 49% соответственно).

На вашем предприятии есть наемные работники? И если есть, то сколько?

О том, что более крупным предприятиям несколько легче справляться с трудностями, говорит и распределение ответов на вопрос о форме регистрации бизнеса. И в III, и во II кварталах 2022 года среди улучшивших позиции чаще, чем среди ухудшивших позиции, встречались предприятия, зарегистрированные как юридическое лицо (43% против 33% и 41% против 33% соответственно).

Ваше предприятие (то, которое вы считаете основным, если их несколько) зарегистрировано как юридическое лицо или на индивидуального предпринимателя без образования юридического лица?

Если говорить про применение современных технологий, то нельзя сказать, что они давали какое-либо преимущество в III квартале 2022 года. Так, доли использовавших онлайн-продажи (31 и 32%), интернет-решения для продвижения товаров и услуг (43 и 44%), интернет-средства для организации рабочих процессов (39 и 40%), электронный документооборот (63 и 60%) среди улучшивших и ухудшивших позиции были практически одинаковыми. Во II квартале наблюдалась похожая ситуация, за исключением использования интернет-средств для организации рабочих процессов: в тот период бизнесов, которые такие технологии применяли, было ощутимо больше среди улучшивших позиции, чем среди ухудшивших (45% против 33%).

В прошлом квартале в вашем бизнесе использовались онлайн-продажи или не использовались?

А интернет-решения для продвижения товаров и услуг в прошлом квартале использовались или не использовались?

А специальные интернет-средства для организации рабочих процессов и координации удаленной работы, например облачные хранилища, онлайн-сервисы, в прошлом квартале использовались или не использовались?

А электронный документооборот в отношениях с заказчиками и поставщиками, например договоры, акты, в прошлом квартале использовался или не использовался?

Несколько успешнее остальных в III квартале, как и кварталом ранее, были и предприятия, у которых появились новые виды деятельности: такие бизнесы чаще оказывались в рядах улучшивших позиции, нежели в рядах ухудшивших их (19% против 13% и 22% против 13% в III и II кварталах 2022 года соответственно).

Появились ли в вашем бизнесе в прошлом квартале какие-то новые виды деятельности?

Между осведомленностью о мерах поддержки бизнеса, обращением за такими мерами и улучшением/ухудшением позиций предприятия связи не было обнаружено. Практически в равной степени улучшившие и ухудшившие позиции оказались осведомлены о мерах поддержки бизнеса со стороны государства (46% против 47%), доли тех, кто за такими мерами обратился или собирался обратиться, были практически одинаковыми (6% против 7% и 9% против 6%). Кроме того, среди улучшивших и ухудшивших позиции не сильно различались и доли осведомленных о мерах поддержки бизнеса в связи с частичной мобилизацией (33% против 36%).

______

**В прошлом опросе вопрос не задавался.

______

**В прошлом опросе вопрос не задавался.

______

*Ранее вопрос не задавался.

Итак, в III квартале 2022 года среди улучшивших позиции, что довольно ожидаемо, чаще оказывались бизнесы, на которых частичная мобилизация не отразилась. Также несколько лучше положение дел было у предприятий b2b-сегмента, бизнесов, где есть наемные сотрудники или появились новые виды деятельности. Использование же современных технологий и осведомленность о мерах поддержки со стороны государства особых преимуществ в III квартале 2022 года предприятиям не давали.

_______________

Источник данных

Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Шестая волна проходила с 13 октября по 14 ноября 2022 года.

Екатерина Пушкина
© 2024 ФОМ