В группе «улучшившие позиции» заметно выросла доля b2b-предприятий
С конца февраля 2022 года российский бизнес функционирует в условиях санкций и ограничений из-за СВО. За это время одни предприниматели смогли адаптироваться к новой реальности, перестроить бизнес-процессы, другие – нет. При этом и тем и другим в сентябре выпало еще и испытание в виде частичной мобилизации, которая тоже потребовала оперативных изменений в бизнесе. Рассмотрим, какие предприятия в подобных обстоятельствах смогли улучшить позиции, а какие их ухудшили.
Об улучшении или ухудшении позиций конкретного предприятия мы судим, сравнивая ответы в текущей и предыдущей волнах на вопрос о том, какой бизнес-стратегии – выживания, сохранения или роста – оно придерживалось. В результате такого сравнения после каждого опроса мы выделяем группы бизнесов «улучшившие позиции» и «ухудшившие позиции». К примеру, группу «улучшившие позиции» образуют те, кто сменил стратегию выживания на стратегию сохранения или роста, стратегию сохранения – на стратегию роста или продолжил придерживаться стратегии роста (подробнее см.: «Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий»).
Как уже было сказано, III квартал 2022 года был не самым простым для малого бизнеса, в частности, из-за мобилизации. Ожидаемо, что в этот период среди улучшивших позиции чаще, чем среди ухудшивших, оказывались те, на ком мобилизация не отразилась (55% против 44%), и те, кто не ожидал, что она отразится в IV квартале (34% против 24%). При этом, если говорить о проблемах, с которыми бизнесы уже столкнулись из-за мобилизации или полагают, что вскоре столкнутся, то улучшившие позиции заметно реже, чем ухудшившие, сообщали об уменьшении числа заказчиков, партнеров, снижении спроса и прибыли (22% против 34%). Остальные проблемы в связи с мобилизацией назывались группами практически с одинаковой частотой.
______
*Ранее вопрос не задавался. Для вопросов, которые задавались во II квартале 2022 г., для сравнения представлены графики с соответствующими результатами.
______
*Ранее вопрос не задавался.
______
*Ранее вопрос не задавался.
Теперь посмотрим, представители каких сегментов и сфер деятельности чаще оказывались среди улучшивших и ухудшивших позиции в III квартале 2022 года. Так, в этот период явно лучше себя чувствовал b2b-сегмент: среди улучшивших позиции доля таких предприятий была ощутимо выше, чем среди ухудшивших (63% против 53%). По другим сегментам (b2c и b2g) особых различий не наблюдалось, нельзя сказать, что положение дел у таких предприятий сильно улучшилось или ухудшилось.
Интересно, что всего кварталом ранее, то есть во II квартале 2022 года, ситуация была иной. B2b-сегмент, напротив, был в худшем положении: среди улучшивших позиции доля предприятий b2b-сегмента была меньше, чем среди ухудшивших позиции (52% против 60%). При этом тогда несколько лучше была ситуация у предприятий b2c-сегмента: среди улучшивших позиции их доля была выше, чем среди ухудшивших (67% против 60%). В b2g-сегменте заметного улучшения/ухудшения ситуации не наблюдалось.
Об изменениях в лучшую сторону у b2b-предприятий в III квартале 2022 года говорит и то, какие сферы чаще оказывались среди улучшивших, чем среди ухудшивших позиции. Это такие b2b-сферы, как транспорт и складское хозяйство (14% против 8%), промышленное производство (14% против 8%), сельское, лесное и рыболовное хозяйство (6% против 1%). При этом среди улучшивших позиции реже, чем среди ухудшивших позиции, оказывались розничная торговля (15% против 24%) и сферы услуг, сервиса, бытового обслуживания (14% против 19%), то есть сферы b2c-сегмента.
Еще во II квартале 2022 года трудно было предугадать нынешний расклад, так как в рядах улучшивших позиции реже, чем в рядах ухудшивших, оказывались оптовая торговля (7% против 12%), транспорт, складское хозяйство (5% против 12%). В позитивном ключе выделялись только предприятия культуры, спорта, досуга и развлечений: их доля среди улучшивших позиции была выше, чем среди ухудшивших (5% против 0,4%).
Если сравнивать предприятия с наемными работниками и без таковых, то лучше обстояли дела у предприятий, в которых есть дополнительный персонал. Среди бизнесов, улучшивших позиции, доля таких предприятий была выше, чем среди ухудшивших позиции, как в III квартале 2022 года, так и во II квартале (63% против 52% и 60% против 49% соответственно).
О том, что более крупным предприятиям несколько легче справляться с трудностями, говорит и распределение ответов на вопрос о форме регистрации бизнеса. И в III, и во II кварталах 2022 года среди улучшивших позиции чаще, чем среди ухудшивших позиции, встречались предприятия, зарегистрированные как юридическое лицо (43% против 33% и 41% против 33% соответственно).
Если говорить про применение современных технологий, то нельзя сказать, что они давали какое-либо преимущество в III квартале 2022 года. Так, доли использовавших онлайн-продажи (31 и 32%), интернет-решения для продвижения товаров и услуг (43 и 44%), интернет-средства для организации рабочих процессов (39 и 40%), электронный документооборот (63 и 60%) среди улучшивших и ухудшивших позиции были практически одинаковыми. Во II квартале наблюдалась похожая ситуация, за исключением использования интернет-средств для организации рабочих процессов: в тот период бизнесов, которые такие технологии применяли, было ощутимо больше среди улучшивших позиции, чем среди ухудшивших (45% против 33%).
Несколько успешнее остальных в III квартале, как и кварталом ранее, были и предприятия, у которых появились новые виды деятельности: такие бизнесы чаще оказывались в рядах улучшивших позиции, нежели в рядах ухудшивших их (19% против 13% и 22% против 13% в III и II кварталах 2022 года соответственно).
Между осведомленностью о мерах поддержки бизнеса, обращением за такими мерами и улучшением/ухудшением позиций предприятия связи не было обнаружено. Практически в равной степени улучшившие и ухудшившие позиции оказались осведомлены о мерах поддержки бизнеса со стороны государства (46% против 47%), доли тех, кто за такими мерами обратился или собирался обратиться, были практически одинаковыми (6% против 7% и 9% против 6%). Кроме того, среди улучшивших и ухудшивших позиции не сильно различались и доли осведомленных о мерах поддержки бизнеса в связи с частичной мобилизацией (33% против 36%).
______
**В прошлом опросе вопрос не задавался.
______
**В прошлом опросе вопрос не задавался.
______
*Ранее вопрос не задавался.
Итак, в III квартале 2022 года среди улучшивших позиции, что довольно ожидаемо, чаще оказывались бизнесы, на которых частичная мобилизация не отразилась. Также несколько лучше положение дел было у предприятий b2b-сегмента, бизнесов, где есть наемные сотрудники или появились новые виды деятельности. Использование же современных технологий и осведомленность о мерах поддержки со стороны государства особых преимуществ в III квартале 2022 года предприятиям не давали.
_______________
Источник данных
Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее – в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Шестая волна проходила с 13 октября по 14 ноября 2022 года.