Бизнес-стратегии предпринимателей: итоги III квартала 2022 года

В группе «улучшившие позиции» выросла доля предприятий, которые улучшили свои позиции и кварталом ранее

qr-code
Бизнес-стратегии предпринимателей: итоги III квартала 2022 года

ФОМ продолжает проект по исследованию предпринимательства в России – Лонгитюд Малого Бизнеса. В рамках этого проекта ежеквартально опрашиваются одни и те же предприниматели, которые отвечают на одни и те же вопросы о своем бизнесе. Так, в ходе недавно завершившегося шестого опроса представители малого бизнеса сообщили, каких стратегий они придерживались в III квартале 2022 года. Как обычно, проследим за изменениями в бизнес-стратегиях, сопоставив ответы респондентов в последнем и предыдущем опросах.

Как менялись размеры групп

О положении дел на предприятии и результатах его деятельности мы судим, сравнивая ответы предпринимателя на один и тот же вопрос (в двух последовательных опросах) о том, какой бизнес-стратегии роста, сохранения или выживания он придерживался (динамика бизнес-стратегий представлена в материале «Резкий спад предпринимательского оптимизма на фоне адаптации к новым вызовам внешней среды»). Проведя сравнение в очередной раз, мы выделили группы бизнесов: «улучшившие позиции», «стабильные», «ухудшившие позиции». Так, к примеру, в группу «улучшившие позиции» входят те, кто сменил стратегию выживания на стратегию сохранения или роста, стратегию сохранения на стратегию роста, продолжил придерживаться стратегии роста (подробнее о построении групп см. «Группы предпринимателей по траекториям бизнес-стратегий»). Кроме того, есть группы, в которые входят те, кто затруднился ответить на вопрос о своей бизнес-стратегии в последнем или предыдущем опросах, и те, кто закрыл свой бизнес.

Размеры групп в III квартале 2022 года по сравнению со II кварталом почти не изменились: стало на 3 п. п меньше «улучшивших позиции», на 2 п. п. больше «стабильных» и на 1 п. п. больше «закрывшихся». Схожее распределение мы наблюдали в IV квартале 2021 года, то есть до введения санкций в связи с началом военной операции на Украине.

Что происходило с представителями каждой группы кварталом ранее

Рассмотрим, к каким группам во II квартале 2022 года относились бизнесы, оказавшиеся «улучшившими позиции», «стабильными» и «ухудшившими позиции» по итогам III квартала 2022 года. Попробуем разобраться, в каких группах тенденции чаще сохраняются, а в каких – меняются.

Так, «ухудшившие позиции» в III квартале 2022 года более чем в половине случаев (53%) состояли из тех, кто ухудшил позиции и во II квартале 2022 года. Другими словами, более половины тех, кто испытывал трудности в III квартале, испытывали их и кварталом ранее.

Заметим, что во II квартале 2022 года доля таких предпринимателей (то есть испытывавших трудности два квартала подряд) составляла около двух третей (61%). Поэтому очевидно, что группа «ухудшившие позиции» по итогам III квартала 2022 года в большей степени пополнилась за счет представителей других групп, в отличие от II квартала 2022 года. В частности, в их число вошли бывшие «улучшившие позиции», доля которых в группе «ухудшившие позиции» в III квартале 2022 года составила 33% против 23% во II квартале.

Группа «стабильных» по итогам III квартала на три четверти (75%) состояла из прежних «стабильных», то есть из тех, кто второй квартал подряд придерживался стратегии сохранения бизнеса. Похожий результат мы можем наблюдать и во II квартале 2022 года: 74% «стабильных» по итогам II квартала 2022 года были «стабильными» и по итогам I квартала 2022 года. Из чего можно сделать вывод, что группа «стабильные» отличается крайне высокой преемственностью результатов. Такие бизнесы довольно редко переходят как к стратегии роста, так и к стратегии выживания.

Группа же «улучшившие позиции» в корне отличается от двух предыдущих: более чем в половине случаев (55%) она пополнилась не за счет тех, кто улучшил, а за счет тех, кто ухудшил свои позиции во II квартале 2022 года. Другими словами, каждому второму из тех, кто смог улучшить положение дел в своем бизнесе, кварталом ранее работать было труднее.

Впрочем, во II квартале 2022 года такая закономерность проявлялась еще ярче: улучшение взамен трудностей испытали 66%. Но при этом в III квартале 2022 года группа «улучшившие позиции» уже на треть (32%), а не на пятую часть (21%), как во II квартале 2022 года, состояла из прежних улучшивших свою бизнес-позицию.

В III квартале 2022 года по сравнению со II кварталом практически не изменилась численность «улучшивших позиции», «стабильных» и «ухудшивших позиции» участников Лонгитюда Малого Бизнеса. При этом бизнесы, сохранившие и ухудшившие свои позиции, по большей части были такими же и во II квартале, а вот «улучшившие позиции» – нет. Впрочем, хотя прежние «улучшившие позиции» составляют среди нынешних лишь треть, по материалам предыдущего опроса они составляли лишь пятую часть. Другими словами, тех, кому удалось закрепить успех, стало несколько больше.

________________

Источник данных

Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Шестая волна проходила с 13 октября по 14 ноября 2022 года.

Екатерина Пушкина
© 2024 ФОМ