Бизнес-стратегии предпринимателей: что изменилось во II квартале 2022 года

Впервые за год наблюдения выросла доля предприятий, в бизнес-стратегиях которых отмечаются позитивные сдвиги

qr-code
Бизнес-стратегии предпринимателей: что изменилось во II квартале 2022 года

Завершилась пятая волна Лонгитюда Малого Бизнеса, участники которой поделились с нами результатами работы во II квартале 2022 года. Из квартала в квартал ФОМ опрашивает одних и тех же предпринимателей, что дает возможность анализировать их бизнес-траектории. Так, в очередной раз мы решили узнать, как изменилось самочувствие бизнесов: сколько из них смогли изменить ситуацию в лучшую сторону, а сколько потеряли позиции. Кроме того, попробуем проследить, что происходило с предприятиями ранее и насколько устойчивыми оказались их стратегии.

Как формируются группы предпринимателей

По окончании каждого квартала предприниматели отвечают на вопрос, какой бизнес-стратегии роста, сохранения или выживания они придерживались. Начиная со второй волны исследования, мы сравнивали ответы одних и тех же предпринимателей в двух последовательных опросах. В зависимости от ответа бизнесы делились на три группы:

  • «улучшившие позиции1» – сменили стратегию выживания на стратегию сохранения или роста; стратегию сохранения на стратегию роста; продолжили придерживаться стратегии роста;
  • «стабильные» – продолжают придерживаться стратегии сохранения бизнеса;
  • «ухудшившие позиции» – сменили стратегию роста на стратегию сохранения или выживания; стратегию сохранения на стратегию выживания; продолжили придерживаться стратегии выживания.

Кроме того, по результатам каждого опроса формировались еще две группы:

  • «затруднившиеся» – те, кто не смог ответить на вопрос о своей бизнес-стратегии в данном или в прошлом опросе;
  • «закрывшиеся» – в ходе текущего замера сообщили, что закрыли бизнес и, соответственно, не отвечали на вопрос о стратегии.

Как меняются размеры групп

До I квартала 2022 года ситуация явно ухудшалась: становилось все меньше «улучшивших позиции» и все больше «ухудшивших» их и «закрывшихся». Однако во II квартале 2022 года произошли позитивные сдвиги. Доля «улучшивших позиции» увеличилась с 18 до 24%, что даже чуть выше значения, зафиксированного до введения санкций в связи со спецоперацией на Украине (23%), то есть в IV квартале 2021 года. Также практически вернулись к размерам конца 2021 года доли «стабильных» (37 и 38% соответственно) и «ухудшивших позиции» (36 и 34% соответственно).

Что было в I квартале 2022 года с каждой из этих групп

Проследим, что происходило с теми, кто по итогам II квартала 2022 года оказался среди «ухудшивших позиции», «стабильных» и «улучшивших позиции». Для этого рассмотрим, к каким группам эти предприятия относились в I квартале 2022 года.

Оказалось, что почти две трети «ухудшивших позиции» (61%) по итогам II квартала 2022 года были в той же категории и в I квартале 2022 года. Заметим, что эта доля почти в полтора раза выше, чем доля ухудшивших свои позиции в целом по опросу в I квартале 2022 (42%). Получается, многие из тех, кому стало хуже, и раньше сталкивались с трудностями чаще остальных.

Аналогичная ситуация сложилась по итогам II квартала 2022 года и со «стабильными»: три четверти (74%) из них были «стабильными» и кварталом ранее. Среди опрошенных в целом таковых было вдвое меньше: 34%. Таким образом, свойство стабильности тоже сравнительно часто переходит из квартала в квартал.

Совсем иная ситуация с теми, кто во II квартале 2022 года смог улучшить позиции. Две трети из них (66%) составляют не улучшившие, а ухудшившие позиции кварталом ранее, в I квартале 2022 года. Примечательно, что их доля не только значительно выше, чем среди всех опрошенных в I квартале 2022 года (42%), но даже выше, чем среди «ухудшивших позиции» во II квартале 2022 года (как говорилось выше, эта доля составляет 61%). Получается, что большинство бизнесов, у которых во II квартале 2022 года самочувствие улучшилось, кварталом ранее испытывали трудности.

Подобная тенденция в группе «улучшившие позиции» прослеживалась и ранее. Предприятия, оказавшиеся в этой группе по итогам I квартала 2022 года, более чем в половине случаев (53%) кварталом ранее, то есть в IV квартале 2021 года, тоже были не в группе «улучшивших позиции», а в группе «ухудшивших позиции» (см. «Как предприниматели меняют свои бизнес-стратегии»). Похоже, для части бизнесов в принципе характерны постоянные колебания от относительно хорошей ситуации к относительно плохой и обратно.

Таким образом, по итогам II квартала 2022 года наблюдалась положительная динамика: стало больше бизнесов, самочувствие которых улучшилось, и меньше – состояние которых ухудшилось. Похоже, российский малый бизнес начинает приходить в себя после санкционного шока. Что касается устойчивости результатов, то в очередной раз оказалось, что «ухудшившие позиции» и «стабильные» бизнесы с высокой вероятностью сохраняют это состояние и в следующем квартале. А вот состав «улучшивших позиции» чаще не сохраняется: эта группа в основном пополняется за счет предприятий, которые еще кварталом ранее были в трудном положении. В следующем материале постараемся разобраться, какие особенности бизнесов привели к позитивным, а какие – к негативным последствиям во II квартале 2022 года.

_______________

Источник данных

Опрос предпринимателей – участников Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ. Выборка – 751 респондент, 18 июля – 15 августа 2022 года. 

Доли ответов респондентов на вопросы анкеты округлены до целого числа. Сумма долей ответов на вопрос, на который респондент может дать/выбрать только один вариант ответа (включая позиции «затрудняюсь ответить» и «вопрос не задавался»), может отклоняться от 100% на ±1 процентный пункт из-за накопления погрешностей округления.

______

1«Улучшившие позиции» в более ранних публикациях назывались «поднявшиеся» и «поднимающиеся», а «ухудшившие позиции» – «опустившиеся» и «опускающиеся». См. «Какие бизнесы улучшили, а какие потеряли свои позиции по итогам I квартала 2022 года» — СМБиз (fom.ru), «Как предприниматели меняют свои бизнес-стратегии» — СМБиз (fom.ru).

Екатерина Пушкина
© 2024 ФОМ