Какие бизнесы улучшили, а какие потеряли свои позиции по итогам I квартала 2022 года

Что делали предприятия, которые оказались лучше подготовленными к трудностям?

qr-code
Какие бизнесы улучшили, а какие потеряли свои позиции по итогам I квартала 2022 года

Начало этого года было не самым простым для российского малого бизнеса. Некоторые предприятия смогли более успешно адаптироваться к новым условиям и даже получают дополнительный доход, другие же, напротив, столкнулись с серьезными препятствиями, которые не позволяют успешно вести бизнес. Попробуем разобраться, какие бизнесы смогли подняться в начале года, а какие сдали позиции.

По итогам каждого квартала предприниматели отвечают на вопрос о том, какой бизнес-стратегии – выживание, сохранение или рост – они придерживались. Каждый раз, сравнивая ответы в текущем и предыдущем замерах, мы, начиная со второй волны исследования Лонгитюд Малого Бизнеса, выделяли «поднявшиеся» и «опустившиеся» группы бизнесов. «Поднявшиеся» – это те, кто смог подняться со стадии выживания до стадии сохранения или роста, со стадии сохранения до стадии роста или остался на стадии роста. «Опустившиеся» – это те, кто опустился со стадии роста до стадии сохранения или выживания, со стадии сохранения до стадии выживания или остался на стадии выживания (подробнее о формировании групп см. сюжет «Как предприниматели меняют свои бизнес-стратегии»)1.

Посмотрим, в чем сходны и чем различаются группы, которые оказались «поднявшимися» и «опустившимися» при сравнении IV квартала 2021 года и I квартала 2022 года.

Как и следовало ожидать, между ними есть различия по показателям, характеризующим положение дел в бизнесе по итогам I квартала 2022 года. Так, среди «поднявшихся» заметно больше, чем среди «опустившихся», тех, у кого вырос доход (45% против 7%), улучшились условия для ведения бизнеса (22% против 5%), увеличился спрос (36% против 11%), снизилась конкуренция (15% против 4%), и меньше тех, кто отмечал ухудшение экономической ситуации в стране (60% против 73%).

Проследим историю этих предприятий. Еще в IV квартале 2021 года различия между нынешними «поднявшимися» и «опустившимися» по этим показателям были очень малы: доли тех, у кого увеличился доход, среди них составляли 31 и 29%, увеличился спрос – 26 и 24%, снизилась конкуренция – 4 и 3% соответственно. «Поднявшиеся» лишь несколько чаще, чем «опустившиеся», отмечали улучшение условий для ведения бизнеса (14% против 9%) и реже – ухудшение экономической ситуации (53% против 63%).

Итак, при переходе из IV квартала 2021 года в I квартал 2022 года какие-то бизнесы улучшили позиции, а какие-то – их потеряли, причем еще в IV квартале 2021 года и те и другие мало отличались друг от друга по ответам о положении дел на своем предприятии. Чем же они все-таки различаются?

Можно было бы ожидать, что какие-то сферы деятельности адаптировались к новой ситуации лучше, а какие-то – хуже. Однако оказалось, что в этом отношении между «поднявшимися» и «опустившимися» различий почти нет. Например, доли представителей оптовой (11 и 8%), розничной торговли (21 и 23%), промышленного производства (10 и 10%), сферы услуг (17 и 19%) в этих двух группах примерно одинаковы. Можно отметить лишь, что клиентами «поднявшихся» несколько реже, чем «опустившихся», являются физические лица (58% против 65%).

______

*Вопрос задавался каждому респонденту только на одной из волн.

______

**Вопрос задавался каждому респонденту только на одной из волн.

Наблюдаются некоторые различия между этими группами и в плане применения передовых технологий управления бизнес-процессами: «поднявшиеся» чаще, чем «опустившиеся», используют интернет-решения для продвижения товаров и услуг (по данным последнего замера, 52% против 44%), облачные хранилища, онлайн-сервисы и иные интернет-средства организации рабочих процессов и координации удаленной работы (48% против 40%). Подобные тенденции прослеживаются и по данным трех предыдущих замеров.

Интересна ситуация с заемными средствами: в III и IV кварталах 2021 года «поднявшиеся» привлекали их чаще, чем «опустившиеся» (30% против 25% и 37% против 28% соответственно). В I квартале 2022 года все поменялось: «поднявшиеся» пользовались займами реже, чем «опустившиеся» (20% против 29%). Можно предположить, что «поднявшимся» займы уже помогли, и такого рода меры теперь требуются им реже.

Обнаружилось также, что «поднявшиеся», в отличие от «опустившихся», лучше осведомлены о мерах поддержки со стороны государства и более уверены в их полезности. Так, две трети (67%) «поднявшихся» знают о мерах и решениях, которые государство принимает для поддержки малого бизнеса, тогда как среди «опустившихся» таковых чуть больше половины (55%). При этом четверть (26%) «поднявшихся» считают эти меры полезными, тогда как среди «опустившихся» только 15% разделяют подобное мнение.

______

***Ранее вопрос не задавался.

_____

****Ранее вопрос не задавался. 

Ожидаемо, что данные группы в разной степени пострадали от санкций. Среди «поднявшихся» значительно больше, чем среди «опустившихся», тех, на кого санкции не оказали негативного влияния (31% против 19%), кто может продолжать вести бизнес так же, как и раньше (39% против 25%). При этом «поднявшиеся» гораздо реже говорят о сильной зависимости от зарубежных поставок и невозможности перейти на российские или иные доступные аналоги (16% против 25%).

______

****Ранее вопрос не задавался. 

______

******Ранее вопрос не задавался. 

______

*******Ранее вопрос не задавался. 

Таким образом, нельзя сказать, что в сложившихся в I квартале 2022 года обстоятельствах пострадали какие-то конкретные сферы бизнеса. Лучше подготовленными к трудностям оказались предприятия, которые применяли инновации, привлекали заемные средства, с бо́льшим вниманием и доверием относились к мерам поддержки со стороны государства. При этом оказалось, что именно такие бизнесы менее зависимы от зарубежных поставок, а потому реже страдают от санкций.

_______________

Источник данных

Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса).

Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Четвертая волна проходила с 15 апреля по 19 мая 2022 года.

______

1В первом материале эти группы назывались «поднимающиеся» и «опускающиеся». Начиная с данной публикации эти названия уточнены с учетом того, что они относятся не к периоду, а к моменту: характеризуют смену бизнес-стратегии компании при переходе из одного квартала в другой.

Екатерина Пушкина
© 2022 ФОМ