Бизнес-ситуация во II квартале не только превысила ожидания, но и вплотную приблизилась к позитивной зоне

По результатам II квартала 2023 года бизнес-ситуация участников Лонгитюда заметно улучшилась, намного превысив ожидания.

qr-code
Бизнес-ситуация во II квартале не только превысила ожидания, но и вплотную приблизилась к позитивной зоне

В начале каждого квартала наши респонденты отвечают на вопрос о том, какими стратегиями (выживания, сохранения или роста) они пользовались в прошлом квартале. Проследив, как меняются стратегии одного и того же респондента, мы рассчитываем вероятности перехода и на их основе пытаемся заглянуть на квартал вперед и предсказать, как распределятся ответы на этот вопрос в следующем квартале1. В материале «Результаты седьмой волны Лонгитюда вновь оптимистичнее, чем ожидалось. Чего ждем от восьмой волны?» был сделан прогноз на I квартал 2023 года. В данном материале мы задним числом приведем прогноз на II квартал 2023 года, после чего сравним оба этих прогноза с результатами восьмой и недавно завершившейся девятой волн лонгитюдного исследования. 

Методику прогнозирования мы модифицировали: теперь наряду с вероятностями перехода от одной бизнес-стратегии к другой учитывается и вероятность закрытия бизнеса. Что касается демонстрации результатов прогнозирования, то в данном материале приводятся не сами доли респондентов, придерживающихся той или иной стратегии, а разница между долями растущих и выживающих бизнесов. (При этом доля бизнесов, закрывшихся в прошлом квартале, учитывается совместно с долей выживающих.) Указанную разницу долей мы будем называть индексом состояния бизнеса. 

В остальном методика прогнозирования осталась прежней: предполагается, что бизнесы, которые придерживались определенной стратегии (выживания, сохранения или роста) в предыдущей волне опросов, в следующей волне распределятся в той же пропорции, в какой такие же бизнесы распределились волной ранее. 

Поясним это на примере формирования прогноза на девятую волну. По данным восьмой волны, стратегии выживания придерживались 28% респондентов. Посмотрим, что с такими бизнесами произошло волной ранее, то есть при переходе от седьмой волны к восьмой. Расчеты показывают, что 4% бизнесов, выживавших в седьмой волне, в восьмой волне закрылись, 58% остались на стратегии выживания, 33% перешли к стратегии сохранения, 4% перешли к стратегии роста, а 1% затруднились ответить. Если в девятой волне в той же пропорции (4:58:33:4:1) распределятся 28% бизнесов, выживавших в восьмой волне, они распределятся так: закроется 1%, останутся выживающими 16%, перейдут к стратегии сохранения бизнеса 9%, перейдет к стратегии роста 1%, не смогут ответить на вопрос о стратегии – менее 1%. 

Аналогично по предположению в своей пропорции (2:18:69:9:1, то есть на 1%, 10%, 39%, 5% и менее 1%) распределятся в девятой волне те 56% респондентов, которые в восьмой волне придерживались стратегии сохранения; в своей пропорции (1:5:52:43:0, то есть на 0%, 1%, 7%, 5% и менее 1%) – те 13% респондентов, которые в восьмой волне придерживались стратегии роста; в своей пропорции (0:0:50:25:25, то есть на определенные части, не превышающие нескольких десятых процента) – тот 1% респондентов, который в восьмой волне затруднился указать свою стратегию. Прогнозная доля респондентов, которые будут пользоваться определенной бизнес-стратегией в девятой волне, составляется как сумма таких «кусочков», переходящих по предположению к данной стратегии от разных стратегий восьмой волны. 

В итоге на девятую волну получился такой прогноз. Поскольку девятый опрос недавно завершился, у нас в данном случае есть возможность сравнить прогноз с фактическим распределением ответов респондентов (табл. 1). 

_____

Таблица 1. Прогнозные и фактические распределения ответов на вопрос: «Какое из этих трех слов лучше всего характеризует вашу бизнес-стратегию во II квартале 2023 года: выживание, сохранение или рост?» по данным девятой волны Лонгитюда Малого Бизнеса (%) и индекс состояния бизнеса (процентные пункты

Мы видим, что по прогнозу индекс состояния бизнеса в девятой волне должен был равняться минус 18 п.п. (12% – 30%), а фактически оказался равным минус 2 п.п. (17% – 19%). На рисунке 1 фактические значения этого индекса показаны для всех волн исследования сплошной синей линией, а прогнозные – пунктирной синей линией2. Серой пунктирной линией показан иной вариант прогноза, о котором будет сказано несколько ниже. 

 

Рисунок 1. 

 

Как видно из рис. 1, такого высокого значения, как в девятой волне, индекс состояния бизнеса еще не принимал. Более того, во II квартале 2023 года индексу не хватило лишь 2 процентных пунктов, чтобы выйти из зоны отрицательных значений: то есть доля растущих бизнесов впервые вплотную приблизилась к суммарной доле выживавших и закрывшихся в этом квартале бизнесов. 

Синяя пунктирная линия демонстрирует, что на II квартал 2023 года прогнозировалось снижение индекса а произошёл его рост. Ошибка прогноза связана с тем, что он, как обычно, опирался на вероятности перехода, рассчитанные по предыдущей, не слишком успешной с точки зрения индекса волне исследования. Серая пунктирная линия демонстрирует, какой прогноз получился бы, если бы мы использовали другие вероятности перехода между стратегиями одних и тех же респондентов – те, которые наблюдались при выходе из ковидного кризиса –переходе от II к III кварталу 2021 года. Мы видим, что прогноз стал бы гораздо точнее, его ошибка составила бы не 16 процентных пунктов, а всего лишь 3. На этом основании можно заключить, что мы сегодня вновь наблюдаем слом тенденции, наблюдавшейся в последние кварталы. Ситуация начинает скорее напоминать ситуацию выхода из кризиса, на этот раз – из кризиса, вызванного антироссийскими санкциями. 

Догадаться, какие из наблюдавшихся ранее вероятностей перехода уместнее всего применить при построении очередных прогнозов, можно, ориентируясь на другие признаки, в частности на ответы респондентов на другие вопросы анкеты. Об этом пойдет речь в другом материале. 

 

_____

Источник данных 

Ежеквартальный опрос предпринимателей (подробнее – в Справке о Лонгитюде Малого Бизнеса). Метод опроса: телефонное или онлайн-интервью (на выбор респондента). Полевые работы проходят в первом месяце каждого квартала. Девятая волна проходила с 11 июля по 13 августа 2023 года. 

_____

1 Подробнее о методике прогнозирования см. в материале «Прогностические возможности Лонгитюда».

2 Для первых двух волн прогнозные значения отсутствуют, так как еще нельзя было рассчитать доли респондентов, перешедших от одной бизнес-стратегии к другой.

Ефим Галицкий, Дмитрий Киселев
© 2024 ФОМ