Подборка результатов Проекта СМБиз за 2021 год

ФОМ отобрал 5 публикаций на основе предпочтений участников Лонгитюда Малого Бизнеса

Что мы узнали из первого опроса участников Лонгитюда Малого Бизнеса

Представляем результаты исследования в разрезе разных бизнес-стратегий предпринимателей: что произошло в бизнесе за второй квартал 2021 года, прогнозы на третий, личное отношение к предпринимательству.  

Данные ФОМа о малом бизнесе обсудили в Белом доме

На заседании Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства под председательством премьер-министра Михаила Мишустина в начале декабря обсуждались итоги и уроки первых полутора лет пандемии и ее негативное воздействие на бизнес. В центре внимания была эффективность принимавшихся ранее, а также ныне действующих мер поддержки предпринимателей.  

На заседании были озвучены некоторые результаты исследования ФОМа «Малый бизнес и государство», проведенного в конце лета:  

  • меры поддержки малого бизнеса в период пандемии имели разный охват и разную эффективность: были очень действенные меры, оказавшиеся полезными для узкого круга компаний, и были меры средней эффективности с более широким охватом. По всей видимости, второй вариант является более предпочтительным это следует учитывать при планировании новых мер поддержки;
  • судя по данным ФОМа, малый бизнес недостаточно информирован о проектах в области господдержки.

Правда ли, что россияне недолюбливают предпринимателей?

Считается, что в России люди недолюбливают предпринимателей, чему есть серьезные идеологические и исторические предпосылки.

Специалисты ФОМа решили узнать, как на самом деле наши сограждане относятся к предпринимателям, и в апреле 2021 года провели два опроса на эту тему в рамках исследования «Малый бизнес и общество»: опрос россиян и опрос самих предпринимателей.

Согласно полученным данным, стереотип о плохом отношении россиян к предпринимателям распространен довольно широко: треть опрошенных (32%) считает отношение к людям бизнеса в нашем обществе скорее плохим. Однако эта точка зрения не является доминирующей: почти половина участников опроса (46%) уверена в обратном, то есть считает отношение к предпринимателям в нашей стране скорее хорошим. 

Предприниматели рассказали, какая помощь государства могла бы принести пользу их бизнесу

В результате опроса, реализованного на Панели Малого Бизнеса ФОМа в июле – августе 2021 года, социологи выделили четыре группы предпринимателей с разными потребностями:

  • «Продвинь меня!» 29%. Эта группа ждет помощи по освоению новых рынков, включая рынки социального предпринимательства;
  • «Научи меня!» 23%. Представители этой группы нуждаются в обучающих программах, консультировании, информационной поддержке;  
  • «Дай мне льготы!» 22%. Этой группе нужны льготное кредитование и налогообложение, а также госзаказы;   
  • «Не трогай меня!» 25%. Предприниматели из этой группы не считают особо важной ни помощь в продвижении, ни информационную поддержку, а финансовой помощью государства интересую гораздо реже, чем остальные участники опроса.   

Группы обладают заметной отраслевой спецификой. Например, в группе «Продвинь меня!» чаще, чем в среднем по выборке, встречаются предприятия оптовой торговли, а также сельского хозяйства, в группе «Научи меня!» – предприятия розничной торговли, в группе «Дай мне льготы!» – строительные предприятия, в группе «Не трогай меня!» – предприятия сферы услуг.   

Бизнес в новой реальности: трудности перехода

ФОМ выяснил, с какими проблемами столкнулись компании в связи с пандемией и что помогло их решить. На основе интервью с руководителями компаний было выделено шесть основных трудностей: финансовая нестабильность и невозможность долгосрочного планирования, моральное состояние руководителей и сотрудников, нарушение баланса работы и отдыха, разрушение цепочек взаимодействия с контрагентами, закрытие государственных границ, а также отсутствие налаженного диалога с государством.

Например, для решения последней проблемы владельцы бизнеса начали объединяться в целях разработки и уточнения стандартов деятельности, налаживания диалога с государством.

Социологи отметили, что важным шагом на этом пути стало ведение «белого» бизнеса. Компании, которые пытались уменьшить размер налогов, не трудоустраивая своих сотрудников официально, не смогли получить госсубсидии в полном объеме.

© 2024 ФОМ