Мероприятие, посвященное совместному проекту ФОМа, Сбера и Минэкономразвития «Предприниматели России: исследовательский мониторинг (ПРИМ) – первая волна», состоялось в начале апреля
В мараФОМе, который проходил в смешанном формате (офлайн и онлайн), приняли участие более 30 гостей – представителей Сбера, Банка России, Торгово-промышленной палаты, «Опоры России», Национальной гильдии фрилансеров, НИУ ВШЭ и др. Эксперты обсудили, чем ПРИМ выгодно отличается от других исследований малого бизнеса, где можно применять данные ПРИМа, как расширять исследовательскую проблематику проекта, а также перспективы сотрудничества своих организаций.
Экспертную дискуссию открыл директор Института Фонда Общественное Мнение и президент ФОМа Александр Ослон. Он рассказал о возникновении ПРИМа, Проекте СМБиз, а также о качественных исследованиях и о том, почему важно проводить репрезентативные исследования на небольшой социальной группе.
В своем выступлении Александр Ослон подробно рассказал о контексте, в котором был создан ПРИМ.
Основой для запуска совместного проекта ФОМа, Сбера и Минэкономразвития стал богатый опыт ФОМа в исследованиях малого бизнеса и предпринимательства.
База для реализации нового исследования – мощная инфраструктура, созданная в рамках инициативного Проекта «Социология малого бизнеса» (СМБиз).
В основе этой инфраструктуры – База Согласившихся Респондентов, которую ФОМ начал создавать три года назад (сейчас в ней – более 550 тысяч человек), «золотой запас», как охарактеризовал ее Александр Ослон. База формируется на основе репрезентативных опросов населения с построением вероятностных выборок. В рамках этих опросов респондентов спрашивают, можно ли обратиться к ним повторно. Ответившие утвердительно образуют Базу Согласившихся.
Из нее отбираются те, кто, отвечая на вопрос о роде деятельности, сообщил, что является предпринимателем. К ним обращаются повторно, проводя обследования, в ходе которых уточняется, действительно ли у человека есть ИП или ООО. Кроме того, исследователи собирают основную информацию об опыте предпринимательской деятельности респондента и его предприятии, заполняют Паспорт участника Панели. Предпринимателей, у которых есть Паспорт панелиста, – сейчас около 8 тысяч. Они составляют Панель Малого Бизнеса ФОМ, единственную в стране панель, репрезентирующую малый бизнес.
«Я подчеркиваю, что если База Согласившихся – наш золотой запас, то Панель Малого Бизнеса – наш бриллиант. В нашем золотом запасе – это самый ценный драгоценный камень. И на этом основана вся наша работа, связанная с малым бизнесом. […] Ничего более репрезентативного в стране не существует, поскольку это можно делать только из огромной случайной выборки, проводя огромное количество опросов населения».
Панель постоянно пополняется, актуализируется, с ней ведется большая методическая работа, и это делает ее эффективным инструментом, позволяющим сравнительно недорого и оперативно проводить точечные тематические, конъюнктурные и мониторинговые исследования. ФОМ проводит такие исследования и самостоятельно или в партнерстве (например, с НИУ ВШЭ и Сбером), и по инициативе разных интересантов.
Панель Малого Бизнеса стала ядром Проекта СМБиз и дала возможность развивать целый ряд исследовательских направлений. Одним из них и стал ПРИМ.
Кроме того, на ее основе совместно с НИУ ВШЭ был запущен Лонгитюд Малого Бизнеса – уникальное долгосрочное исследование, дающее возможность выстраивать и анализировать жизненные траектории предпринимателей. Более 700 представителей малого бизнеса согласились участвовать в ежеквартальных опросах.
В Проекте СМБиз есть и направление качественных исследований, в основе которого лежит многолетнее сотрудничество ФОМа с Региональными Партнерами. Именно благодаря этому сотрудничеству в конце весны 2020 года возник импульс, давший начало ежегодным межрегиональным исследованиям, по результатам которых готовятся большие Доклады. Первым был Доклад «Краш-тест малого бизнеса» на основе онлайн-фокус-групп с предпринимателями, а в 2021 году вышел второй – «Уроки пандемического кризиса» с участием особых респондентов – коммуникабельных экспертов-предпринимателей (КЭПов). Такие предприниматели, составляющие КЭП-Клуб, – еще одно сокровище Проекта СМБиз.
Идея коммуникации со стойкими предпринимателями, которым не просто удается выживать в кризисы, но и развивать свой бизнес, лежит в основе направления «Антихрупкость». Результаты исследований по этой теме собраны в книге «На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус». А опыт проживания кризиса разными категориями населения проанализирован в книге «Деньги и коронавирус: как россияне переживают кризис».
С результатами исследований по этим направлениям можно ознакомиться на сайте Проекта СМБиз. На сайте берут начало основные коммуникационные каналы Проекта для разных аудиторий.
Большая часть исследований по этим направлениям используется сравнительно небольшим пока кругом коллег-экспертов.
«Почему мы это делаем? Первое: для меня абсолютно принципиальна возможность проводить систематические исследования на очень малой социальной группе репрезентативно. Неслучайно я сказал, что Панель – это бриллиант. Такой панели нет больше ни у кого, и не знаю, будет ли когда-нибудь. Второе: я считаю, что малый бизнес – это залог развития экономики, то есть я смешиваю личное с общественным. Панель мне кажется принципиально важной, а малый бизнес, я считаю, важен для государства».
По мнению Александра Ослона, очень важно, чтобы результаты и потенциал Проекта СМБиз стали известны и, главное, использовались как можно большим кругом интересантов, связанных с малым бизнесом.
А на сегодняшний день ФОМ самостоятельно продолжает исследования малого бизнеса и уже запустил три новых направления, о которых Александр Ослон упомянул в заключение рассказа о Проекте СМБиз.
«Первое – это изучение регионального предпринимательского климата. Всего, что делается по этому направлению, мягко говоря, недостаточно. Мы это можем делать, поскольку во всех регионах есть наши Партнеры и они готовы участвовать в регулярной систематической работе по фиксации ситуации, в которой находится малый бизнес в регионах. Второе – это школьники, подростки, которые могут стать предпринимателями. У нас есть большая программа, и мы начали двигаться по этому пути. Это крайне важно, это будущее малого бизнеса. И третье, характеризующееся коротким и ярким словом «хаб», – это данные, которых у нас море и которые мы готовы отдавать тем, кому это интересно».
______
Далее исполнительный директор управления GR и работы со специальными проектами Сбера Юрий Дмитриев рассказал о том, как возникла идея продолжить исследования предпринимательства после приостановки GEM в России, а также о преимуществах ПРИМа по сравнению с тем проектом.
Юрий Дмитриев отметил ключевые особенности исследования ПРИМ. Во-первых, ПРИМ – это ежеквартальные исследования, в ходе которых за год по репрезентативной выборке опрашивается более семи тысяч респондентов. На основе полученных данных формируется ряд индексов, которые могут в динамике показать, что происходит в малом и среднем бизнесе. К примеру, индекс экономических настроений предпринимателей, индекс текущей ситуации на предприятии, индекс оценки отношения к государству и т.д.
Во-вторых, важным элементом исследования является так называемая переменная часть опроса, каждый квартал разная. Она позволяет сосредоточиться на темах, которые больше всего интересуют общество в текущий момент. В первой волне исследования такой темой была цифровизация бизнеса, во второй волне – импортозамещение и предпринимательское образование.
Структура, сочетающая постоянную и переменную части опроса, позволяет постоянно держать руку на пульсе ситуации и оперативно вносить коррективы в исследовательскую проблематику.
Резюмируя, Юрий Дмитриев подчеркнул, что ценность данных и результатов аналитической работы – в их практической применимости, и на это стоит обратить внимание самым разным интересантам.
«Нам бы очень хотелось, чтобы исследование имело прикладной характер, чтобы его результаты могли использоваться государственными органами, различными фондами поддержки, которые могут на основании этих данных корректировать свою работу. Это могут быть изменение каких-то небольших законодательных актов, принятие или корректировка мер поддержки или разработка рекомендаций по направлению предпринимательского образования».
______
В свою очередь, руководитель группы «Финансовое поведение» инФОМа Людмила Преснякова рассказала о сути, структуре, уникальности ПРИМа, а также о первых результатах проекта в части опроса предпринимателей.
Руководитель группы «Финансовое поведение» Людмила Преснякова рассказала о причинах появления проекта «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» и его структуре, а также поделились первыми результатами исследования.
На данный момент малый бизнес – это порядка 6 млн зарегистрированных предприятий, которые обеспечивают рабочими местами 15 млн россиян. Кроме того, официальная статистика насчитывает 7 млн самозанятых, и, по экспертным оценкам, почти столько же работают без регистрации. Это та группа населения, которая в перспективе может встать на путь предпринимательской деятельности, а пока данный сегмент сам себя обеспечивает, поэтому играет важную роль в экономике страны. Таким образом, проблематика предпринимательства в том или ином виде затрагивает почти половину трудоспособного населения страны.
Рассказывая о структуре ПРИМа, Людмила Преснякова выделила его уникальные стороны. Во-первых, в отличие от многих других проектов, исследующих предпринимательскую деятельность, фокус ПРИМа – на людях, предпринимателях как личностях, а не на предприятиях как бизнес-единицах. Во-вторых, проект реализуется на Панели Малого Бизнеса ФОМ, позволяющей проводить репрезентативные и сравнительно недорогие исследования предпринимателей. В-третьих, это широта охвата: в рамках ПРИМа исследуются не только предприниматели, но и самозанятые, а также отношение населения трудоспособного возраста к предпринимательской деятельности, так как в этой возрастной группе есть потенциальные предприниматели. И, наконец, в-четвертых, это регулярность исследований и их частота: опросы предпринимателей и самозанятых проводятся ежеквартально, опрос населения в возрасте от 18 до 65 лет – ежегодно.
Говоря о результатах первой волны опроса предпринимателей, Людмила Преснякова выделила главное: предприниматели выдержали удар санкционного года.
«С одной стороны, люди говорили о том, что у них ситуация ухудшается, но с другой – почти половина из них говорила о том, что состояние бизнеса удовлетворительное. То есть пандемия оказалась действительно хорошим уроком: она научила наш малый бизнес антихрупкости, и теперь он эти навыки применяет в своей реальности».
При этом Людмила Преснякова отметила, что с проблемами в течение года столкнулось большинство предпринимателей. В первую очередь они были связаны с санкциями и разрывом логистических цепочек. Однако к IV кварталу 2022 года большинство предпринимателей нашли пути решения через переход на поставки внутри страны, из Китая, из СНГ и из Турции.
Также в своем выступлении Людмила Преснякова затронула такую важную тему, как потребность бизнеса в господдержке. С одной стороны, бизнес действительно нуждается в помощи государства. С другой – помощь предпринимателям может требоваться разная. Однако основной запрос касается облегчения налогового бремени.
Еще одна важная тема, озвученная в докладе, – уровень цифровизации бизнеса. Людмила Преснякова отметила, что подавляющее большинство предпринимателей использует цифровые решения для бизнеса, кроме того, многие применяют онлайн-инструменты для продвижения своих товаров или услуг. Она также подчеркнула необходимость исследования проблем и потребностей бизнеса в освоении онлайн-инструментов.
______
А ведущий специалист группы «Финансовое поведение» инФОМа Юлия Дормидонтова представила результаты первой волны исследования по группам самозанятых и населению в целом.
Юлия Дормидонтова, ведущий специалист группы «Финансовое поведение», остановилась подробнее на результатах исследования самозанятых и отношения к предпринимательству среди населения в возрасте 18–65 лет.
В частности, она подчеркнула, что группа самозанятых очень разнородна по своему составу. Это касается в первую очередь разнообразия сфер, в которых представители этой группы работают. Большинство относятся к сфере физических услуг, которые предоставляются при непосредственном, офлайн, контакте заказчика и исполнителя.
«В основном в группе самозанятых у нас три четверти относятся к физическим услугам. И внутри этой группы люди очень разнообразные. Это и строители. И таксисты, которые работают через приложения. И мастера маникюра, парикмахеры, которые тоже имеют свою аудиторию, свою специфику продвижения. Где-то эти люди пересекаются по своим особенностям, где-то они совершенно разные».
Еще четверть самозанятых работает в сфере услуг дистанционного характера, которые часто не требуют непосредственного контакта между заказчиком и исполнителем и могут предоставляться онлайн. Это самозанятые из IT-сферы, из сферы образования, а также те, кто занимается маркетинговыми, финансовыми, юридическим консультациями и т. д.
Юлия Дормидонтова отметила разнородность группы самозанятых и с точки зрения срока работы в таком формате: доля тех, кто работает на себя давно, более пяти лет, практически такая же, как доля тех, кто начал работать на себя недавно, менее трех лет назад.
Также она обратила внимание на то, что самозанятые по-прежнему остаются достаточно «теневой» группой. Например, две трети из них не заключают со своими клиентами официальный договор.
Рассказывая о результатах опроса населения, Юлия Дормидонтова отметила, что примерно треть населения страны в возрасте от 18 до 65 лет имеет какое-либо отношение к предпринимательству. Чуть больше пятой части опрошенных вовлечены в предпринимательскую деятельность сейчас. В эту группу входят люди, которые имеют свой устоявшийся бизнес и активно его развивают, те, кто только недавно открыл свое дело, а также те, кто проявляет интерес к предпринимательской деятельности, изучает вопрос возможности открытия своего дела, но непосредственных действий в этом направлении пока не предпринимал. Они – явный предпринимательский потенциал, люди, позитивно настроенные по отношению к предпринимательской деятельности.
Еще примерно шестая часть трудоспособных россиян владели бизнесом в прошлом, но по каким-то причинам закрыли его. Эта группа во многих вопросах настроена по отношению к предпринимательству и к возможностям для бизнеса достаточно скептически. С одной стороны, они – неявные, но потенциальные предприниматели, потому что уже имеют опыт и потому что часть из них планирует вернуться в бизнес. С другой – их негативный настрой может влиять на отношение к предпринимательству их окружения, а потому эта группа требует отдельного изучения и внимания.
Смотреть презентацию Людмилы Пресняковой и Юлии Дормидонтовой
Более подробно о первых результатах проведенных исследований можно прочитать в наших статьях:
______
В продолжение дискуссии руководитель по исследованиям корпоративных клиентов Сбера Марина Горенская рассказала о том, почему ФОМ был выбран организацией для исследования предпринимательства.
Марина Горенская, руководитель направления по исследованиям корпоративных клиентов Сбера, рассказала о предыстории запроса на исследование микро- и малого бизнеса и о том, почему Сбер решил обратиться с ним именно к ФОМу.
Потребность Сбера в проведении такого исследования возникла, с одной стороны, в силу необходимости найти альтернативу Глобальному мониторингу предпринимателей (GEM), с другой – из-за наличия регулярных запросов от бизнес-заказчиков Сбера относительно тех или иных проблем и потребностей предпринимателей.
«И тут я поняла, что запрос на замену GEM может нам закрыть многие потребности внутри банка, многих подразделений, которые к нам регулярно приходят с разными запросами относительно самочувствия ММБ, их проблем, самозанятых».
В качестве основных причин выбора ФОМа Марина Горенская назвала уникальность репрезентативной Панели Малого Бизнеса ФОМ, состоящую из юридических лиц и ИП, и возможность опрашивать с ее помощью предпринимателей со всей России, включая проживающих в селах и пгт. Также Марина Горенская отметила преимущества телефонного опроса над онлайн-панелями, которые Сбер использует для своих исследований: телефонные опросы позволяют задавать вопросы предпринимателям, которые не пользуются интернетом. Кроме того, Сбер высоко оценивает экспертные знания ФОМа в сегменте микро- и малого бизнеса.
______
Доклад руководителя группы телеФОМ Тимура Османова был посвящен работе Панели Малого Бизнеса, а также особенностям построения коммуникации с участниками исследования.
В своем выступлении руководитель группы телеФОМ Тимур Османов отметил ряд ключевых преимуществ Панели Малого Бизнеса (ПМБ) ФОМ по сравнению с базами данных других компаний и онлайн-панелями.
Первое преимущество ПМБ ФОМ – ее репрезентативность. Целевая аудитория ПМБ – люди, которые определили себя как предприниматели, а также подтвердили наличие официального статуса ООО или ИП в репрезентативном опросе населения.
«Единственный способ попасть в нашу Панель – принять участие в опросе ФОМа, обычном населенческом опросе. У меня знакомые спрашивали, когда мы только затевали эту историю с Панелью, как можно туда попасть. Единственный способ – участие в наших опросах. Когда вам звонят с незнакомых номеров, берите трубки. <…> Наши обычные опросы всегда строятся по вероятностным выборкам. Если это телефонный опрос, мы просто генерируем телефонные номера, не используя каких-либо баз, и, соответственно, каждый телефонный номер может попасть в выборку. Там целая наука о том, каким образом это делается, но главное, что это репрезентативно. И, следовательно, эта подвыборка предпринимателей тоже репрезентативна».
Второе преимущество ПМБ – наличие прямого контакта с предпринимателем, который не всегда можно получить, если исследование проводится с использованием баз данных компаний. В последнем случае на телефонные звонки зачастую отвечают секретари, которые могут и не допустить интервьюеров до общения с предпринимателями.
И, наконец, как подчеркнул Тимур Османов, Панель Малого Бизнеса – это не просто база людей. Это выстроенная система коммуникации с ними. Для обзвонов используется специальный телефонный номер, о котором участники исследования знают и на звонки с которого охотно отвечают. Кроме того, с участниками Панели контактируют специально обученные интервьюеры. Они знакомы со спецификой работы предпринимателей, а потому грамотно выстраивают взаимодействие с ними.
______
Далее слово взяли приглашенные эксперты. Так, директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов рассказал о взаимосвязи финансовой грамотности населения и предпринимательской культуры, а также об измерении индекса предпринимательской образовательной активности.
______
А доцент кафедры стратегического и международного менеджмента СПбГУ Ольга Верховская поблагодарила за возможность продолжить и расширить исследования GEM. Она рассказала, как развивался тот проект в России, и отметила, что в нем опрашивались лишь около 200 предпринимателей, тогда как у ФОМа есть возможность провести репрезентативные исследования.
______
Руководитель Департамента социологии факультета социальных наук и Лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Александр Чепуренко дополнил рассказ про GEM, отметив, что проект позволял измерить уровень вовлеченности населения в предпринимательство, а также построить градацию предпринимательского потенциала: от идеи и сбора информации до действующего бизнеса. А репрезентативные исследования ПРИМа, по словам эксперта, позволят сопоставить данные по предпринимателям и по населению в целом. Александр Чепуренко отметил, что, для того чтобы развивать ПРИМ, нужно создать аналитическую фабрику, где проводился бы анализ данных проекта, а также создавать летние школы, где студенты и аспиранты работали бы с ведущими специалистами по анализу данных и перенимали их опыт.
В своем докладе Александр Чепуренко отметил сильные и слабые стороны ушедшего проекта. По его мнению, опыт, приобретенный при работе в рамках GEM, понимание его преимуществ и ограничений могут быть полезны при проектировании новых исследований малого бизнеса в России.
Потенциал ПРИМа позволяет поддерживать и развивать лучшие практики GEM, но с учетом нового контекста, новых исследовательских и прикладных задач.
Во-первых, репрезентативные исследования ПРИМа дают возможность сопоставлять данные по предпринимателям и по населению в целом. Это важно для оценки предпринимательского потенциала и понимания уровня вовлеченности населения страны в предпринимательство.
«Я 30 лет борюсь с одним и тем же (мифом. – Прим. ред.): якобы у нас население к предпринимательству относится настороженно, и поэтому оно у нас не развивается. Все это враки».
Во-вторых, анализируя данные по предпринимательской когорте, можно выделить группы так называемых предпринимателей, мотивированных стремлением к улучшению, и вынужденных предпринимателей. Это необходимо не только для отражения реальной картины и структуры этой когорты, но и (что важно) для измерения качества предпринимательского потенциала.
«Исследования во всем мире показывают, что от мотивации, с которой человек входит в бизнес, зависит, растет этот бизнес или не растет, создает он новые рабочие места или не создает, будет он выходить на рынки смежных областей или не будет. И это дает нам понимание о качестве предпринимательского потенциала».
В-третьих, чтобы держать руку на пульсе, важно иметь возможность проводить различные конъюнктурные опросы.
«Можно запустить оценку по динамике запасов, затрат и выпуска за прошлый квартал, в нынешнем квартале, по ожиданиям в следующем квартале и получать очень красивые индексы. Они и Центробанку позволят увидеть, какова у нас конъюнктура, как она будет меняться, в каком направлении: в сторону роста, в сторону снижения запасов, затрат и выпуска, или она будет стабильна. И это дает возможность таргетировать многие вещи. Вот поэтому, мне кажется, проект очень интересный и очень важный».
Говоря о перспективах развития ПРИМа, Александр Чепуренко предостерег коллег от соблазна решить все задачи в рамках одного исследования. Очевидно, что у любого проекта есть свои ограничения. Поэтому зачастую целесообразнее провести отдельный тематический опрос или качественное исследование и в результате получить полную и точную картину.
Для того чтобы результаты исследований могли бы быть использованы в целях развития малого бизнеса, необходимо создать институции, которые вызывали бы интерес и заставляли бы использовать эти данные.
Глубокая работа с большим объемом получаемых в ежеквартальном режиме данных возможна только в формате аналитической фабрики.
Такая фабрика должна быть позиционирована для разных целевых аудиторий и потребителей данных. В основе фабрики должна быть база данных (аналитический Хаб). Нужны специалисты и эксперты, которые будут готовить аналитические продукты разного уровня для определенных целевых групп: от деловой прессы до институтов развития и лиц, принимающих решения. Важной частью такой фабрики будет воспроизводство академических знаний.
«Почему нужны академические публикации? Потому что до тех пор, пока нас с вами не сменит искусственный интеллект, кто-то должен этим заниматься. 30 лет назад, когда мы начинали изучать предпринимательство, я мог перечислить примерно пять центров в стране, которые работают в этом направлении. Сегодня мне не понадобится столько пальцев, потому что мы эту тематику в академическом пространстве плохо раскручиваем. Соответственно, студенты и аспиранты (особенно за пределами двух-трех ведущих вузов в Москве и Питере) вообще не представляют, что этим можно заниматься, что вокруг этого можно делать академические и прикладные исследования».
Однако академическое поле не должно быть изолированной, замкнутой на самой себе, составляющей фабрики. Цель фабрики – обучение поколений специалистов и аналитиков для всех структур, так или иначе взаимодействующих с малым бизнесом. Это звено должно быть связующим в цепи производства и потребления исследовательских данных о малом бизнесе.
«Нужно продвигать это в академическое пространство, думать о создании летней академии или летней школы, куда мы приглашали бы студентов, аспирантов, где давали бы им встретиться с ведущими специалистами, давали понять, что здесь есть база данных и есть эксперты, которые могут подсказать, как работать с этими данными. Необходимо, чтобы росла смена аналитиков. Куда они потом пойдут? Они пойдут, может, в Центробанк, может, в Торгово-промышленную палату, наверняка пойдут в Сбер. Но они появятся».
Людмила Преснякова поддержала предложение Александра Чепуренко и призвала все заинтересованные стороны совместно поработать над форматом такого взаимодействия.
______
В рамках дискуссии заместитель исполнительного директора «Опоры России» Иван Ефременко отметил, что такая общественная организация, как «Опора России» заинтересована в результатах ПРИМа. В первую очередь в тех, что касаются мер господдержки бизнеса. Он также добавил, что было бы интересно посмотреть на то, как меняются запросы предпринимателей на господдержку на протяжении нескольких лет.
______
Начальник управления финансовой доступности Банка России Роман Марков рассказал о тех исследованиях бизнеса, которые делает регулятор, и подчеркнул важность анализа региональной и отраслевой составляющей в исследованиях предпринимательства. Он отметил, что у предпринимателей из разных регионов – разные потребности и для внедрения мер их поддержки важно учитывать территориальную специфику.
______
Проблематика возможностей анализа результатов на уровне регионов, поднятая Романом Марковым, породила целую дискуссию, в которой приняли участие директор Департамента реализации специальных проектов Торгово-промышленной палаты России Юлия Шишкина и генеральный директор инФОМа, президент ФОМа Александр Ослон.
______
Главный аналитик службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Галина Ермилова поинтересовалась, какую генеральную совокупность репрезентирует Панель Малого Бизнеса ФОМ, на основе которой делаются исследования ПРИМа. Александр Ослон пояснил, что генеральной совокупностью являются предприниматели – те, у кого есть свой бизнес в формате юридического лица или ИП. А исследованиями организаций, субъектов малого бизнеса, ФОМ в этом проекте не занимается.
______
Живое обсуждение породила проблематика определения самозанятых. Директор Национальной гильдии фрилансеров Кирилл Аношин поблагодарил за то, что в рамках ПРИМа, помимо предпринимателей, опрашиваются самозанятые, и предложил включить в опрос еще и тех, кто работает на фрилансе. Он также отметил, что зачастую сложно провести содержательную границу между самозанятым и предпринимателем.
А Юлия Шишкина подняла вопрос о том, как определять активность самозанятых. Людмила Преснякова рассказала о том, как выделяются самозанятые в проекте ПРИМ, и подчеркнула сложность выявления этой группы, поскольку сам термин «самозанятость» имеет несколько смыслов, и, в отличие от слова «предприниматель», за ним не закреплено конкретное и однозначно понимаемое всеми содержание.
______
Заместитель исполнительного директора по правовым вопросам и экспертизе «Опоры России» Иван Ефременко поднял вопрос о сроке жизни малого бизнеса, на который дали свои ответы Александр Чепуренко и Александр Ослон.
______
В конце дискуссии эксперты порассуждали о возможных перспективах развития проекта ПРИМ. Руководитель проекта «Национальный рейтинг университетов Интерфакс» Алексей Чаплыгин предложил включить тематику проекта изучение технологического предпринимательства. А доцент Высшей школы бизнеса Дмитрий Кнатько заявил о важности исследования предпринимательского потенциала среди наемных работников (в том числе изучение внутрикорпоративного предпринимательства). Другая важная тема – молодежное и детское предпринимательство. О разрабатываемых в ФОМе проектах по этой теме рассказал Александр Ослон. А Юлия Шишкина предложила совместно с ФОМом развивать тему исследования семейного предпринимательства.
______
В завершение мероприятия его участники обсудили свои предложения в неформальной обстановке, а также обменялись мнениями о проекте ПРИМ.