Первые результаты ПРИМа: как и в каких сферах работают самозанятые

Стартовая волна исследования охватила не только предпринимателей, но и самозанятых – интересную, но малоизученную группу респондентов, которые в перспективе могут открыть свой бизнес

qr-code
Первые результаты ПРИМа: как и в каких сферах работают самозанятые

В ходе первой волны совместного исследования инФОМ, Сбера и Минэкономразвития «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ) были опрошены самозанятые – работающие на себя россияне (не имеющие статуса ИП или юридического лица) в возрасте до 60 лет, для которых это основная форма занятости.

Результаты этой волны показали, что самозанятые – очень разнородная группа.

Почти три четверти из них (73%) работают в сферах, где требуется очное взаимодействие исполнителя и заказчика (строительство, ремонт, красота, перевозка грузов и др.). Остальные (26%) оказывают услуги в сферах образования, дизайна, IT, маркетинга, финансов или юриспруденции, зачастую – дистанционно.

При этом 42% ведут свое дело уже более пяти лет, примерно столько же (41%) стали работать на себя менее трех лет назад, еще 17% в самозанятости – от трех до пяти лет.

В целом самозанятые чаще работают с постоянными клиентами: у 29% – почти все клиенты постоянные, а у 30% – половина и больше половины. Однако и здесь мы можем отметить разнородность этой группы. Так, в сфере красоты и здоровья самозанятых с постоянными клиентами больше всего (50%). А в сфере перевозок, а также в сфере строительства и ремонта доля постоянных клиентов значительно ниже (22 и 20% соответственно).

Также стоит учитывать и то, что самозанятые по-прежнему являются достаточно «теневой» группой. В частности, большинство (66%) из них не составляют официальные договоры с клиентами: 17% фиксируют детали в ходе переписки, 49% не используют никаких письменных договоренностей. 

_______________

Источник данных 

ПРИМ. Первая волна. Опрос самозанятых, фрилансеров, работающих на себя россиян (не имеющих статуса ИП или юридического лица), для которых работа на себя – основная форма занятости, в возрасте до 60 лет. Срок проведения волны – 27 октября – 4 ноября 2022 года, выборка – 606 человек. Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%.

Юлия Дормидонтова, Валентина Глянцева
© 2024 ФОМ