Трудности – понятие субъективное

Как компании справляются с проблемами, вызванными пандемией, и становятся сильнее

qr-code
Трудности – понятие субъективное

Как правило, люди не любят кризисы. Для многих слово «кризис» имеет негативную коннотацию, ассоциируется с катастрофой. Да, кризис влечет за собой неизбежные перемены, но перемены могут быть и к лучшему.

Безусловно, пандемия сильно ударила по бизнесу. Однако важно понимать, что компании часто работают в нестабильных условиях, а пандемический кризис – это лишь очередное испытание, которое надо пройти. Преодолевая трудности и решая проблемы, компании накапливают багаж новых знаний, навыков и практик, который останется с ними.

Ниже мы рассматриваем наиболее распространенные проблемы, с которыми столкнулись бизнесы с приходом пандемии, и приводим примеры решений, которые помогли компаниям выжить. 

1. Проблема: финансовая нестабильность и невозможность долгосрочного планирования

В интервью с предпринимателями часто звучит фраза об отсутствии горизонта планирования. Связывается это с обильной и зачастую противоречивой информацией, идущей от официальных лиц, а также с невозможностью прогнозировать ситуацию. Кроме того, перед руководителями встает проблема обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. В условиях неконтролируемого повышения цен эти статьи расходов росли, что сильно дестабилизировало бизнес и делало и без того сложный процесс планирования бюджетов практически невозможным.

Виктория Печенкина, туристическая компания JSP Business Travel: «Я привыкла планировать. Эмоционально тяжело осознавать, что планировать больше невозможно: бюджет не работает, бизнес-план не работает, реклама не работает, а ситуация меняется каждый день»

Что помогло? Чтобы успешно пережить кризис, важно иметь финансовую подушку безопасности. Владельцы бизнесов, у которых были накопления на черный день, чувствовали себя в большей безопасности, чем те, у кого их не было. Кроме того, у запасливых предпринимателей было время, чтобы продумать следующие шаги, разработать новый продукт или освоить новые навыки. А те, кто к началу пандемии имел ресурсные проблемы и испытывал трудности с финансовой устойчивостью бизнеса, ощутили на себе кризис с двойной силой.

Олег Петряшев, компания «Технократ»: «Я считаю, что во многом это удача, что мы перестроились. Но если бы не было подушки, заранее готового продукта и репутации, у нас бы ничего не получилось. Если бы мы не были готовы к началу пандемии, нас бы ничего не спасло».

Однако мало иметь финансовые накопления, нужно еще рационально их использовать, например не вкладывать их в неработающие активы. Многие компании пересмотрели свои расходы и занялись «микроскальпингом» бюджета: сократили закупку материалов впрок, стали бережно расходовать ресурсы и заниматься краткосрочным планированием.

Евгений Мещеряков, ресторан «Море на Патриках»: «Мы меняемся, адаптируемся под нынешние реалии. Что-то пришлось закрыть, что-то – продать. Мы пользуемся прежними инструментами, но по-новому, постоянно что-то придумываем. Вообще, сейчас самое время освободиться от лишних трудозатрат и направить свой ресурс исключительно на то, во что веришь и что хорошо получается».

Устойчивость в кризис во многом определяется и стадией развития компании. Стартапы, независимо от состояния экономики, в большинстве случаев нестабильны. Это держит коллектив в тонусе и побуждает к пересмотру бизнес-планов, созданию новых продуктов или изменению формата работы. С одной стороны, стартапы, по сравнению с крупными компаниями, более мобильны и им легче перестраиваться. С другой – стартапы редко могут похвастаться финансовой устойчивостью и запасами средств на долгий период. Поэтому даже несколько дней простоя могут стать для них испытанием.

2. Проблема: моральное состояние руководителей и сотрудников

Многие руководители признают, что первая трудность, с которой они столкнулись в начале пандемии, – неизбежность изменений. Весной 2020 года с введением ограничений разрушилась привычная система координат: переносились мероприятия, отменялись проекты, в которые было вложено много сил, энергии и денег.

В условиях пандемии некоторые руководители предприятий были вынуждены сокращать фонды оплаты труда до минимальных размеров и не могли гарантировать людям сохранение работы и зарплат. Многим руководителям пришлось бороться с паникой и страхом в коллективе, а настроение сотрудников менялось от чувства полной растерянности до принятия ситуации и активного включения в работу.

 Что помогло? В данном случае помогло понимание, что ждать возвращения к привычному образу жизни бессмысленно. Принять новую реальность и начать действовать – то, что выбирали герои наших интервью.

Михаил Павлов, проект Yoga_Method: «Мир изменился, а я – нет? Это про нейропластичность, адаптивность мозга к изменениям окружающей среды. Я как человек, увлекающийся антропологией, включил мозг, принял тот факт, что мир не будет прежним, и стал жить дальше».

Большинство компаний пытались сохранить рабочие места и зарплаты. Однако в некоторых были и сокращения зарплат, и увольнения, и отпуска без содержания. Руководители говорили, что эти решения давались им нелегко. Стремление позаботиться о коллективе и сохранить ценные кадры мотивировало руководителей не сдаваться и продолжать работу. Но у пандемии был и положительный эффект: выросли сплоченность и трудоспособность коллектива.

3. Проблемы: отсутствие налаженного диалога с государством, уход бизнеса в тень

В каждой из сфер бизнеса работа в условиях пандемии сопровождалась определенными трудностями. Так, интервью с Александрой Давыдкиной, руководителем маникюрных салонов «Пальчики» в Самаре, раскрывает проблемы, с которыми столкнулась бьюти-индустрия во время действия режима самоизоляции и после его отмены. Салоны красоты теряли клиентов, причем не только из-за того, что у людей снижались доходы и они начинали экономить на услугах не первой необходимости, но и потому, что все больше мастеров работали на дому, нелегально.

Что помогло? Пандемия подтолкнула владельцев бизнеса к созданию объединений для разработки и уточнения стандартов деятельности, налаживания диалога с государством.

Интервью показали, что важный шаг на пути к конструктивному диалогу с государством – ведение «белого» бизнеса. Компании, которые пытались уменьшить размер налогов, не трудоустраивая своих сотрудников официально, не смогли получить субсидии от государства в полном объеме.

Александра Давыдкина, маникюрные салоны «Пальчики» в Самаре: «Хочется как-то донести до нашего государства, даже не только до него, вообще до всех – до гостей, до самих мастеров, что быть «белым» выгодно. Ведь сейчас страдают именно те, кто не был оформлен официально. А кто виноват?»

Примером такого диалога с государством может служить решение проблемы возврата денег за купленные билеты, с которой столкнулись организаторы концертов. Она была бы неразрешима без изменений в законодательстве и введения ваучеров, а в результате повлекла бы банкротства большинства компаний в этой сфере.

4. Проблема: нарушение баланса работы и отдыха

Весной 2020 года многие компании перешли на удаленную работу. Однако оказалось, что дистанционный формат подходит далеко не всем. Руководители отмечают, что если раньше офис был для работы, а дом – для частной жизни, то теперь все изменилось. Работая дома, зачастую необходимо круглосуточно быть на связи – границы рабочего дня размываются. В обществе происходит парадоксальная перестройка индивидуальных границ: на улице социальная дистанция возрастает, а в онлайн-мире – сокращается.

Максим Журило, спортивная школа I Love Supersport и ивент-компания IRONSTAR: «Удаленная работа начинает заполнять все пространство. С самого раннего звонка и до самого позднего я все время на связи. Я вижу, что не всем подобное дается легко. У многих появилось ощущение, что они стали работать намного больше, чем прежде. Это, конечно, не сильно вдохновляет».

Переход на удаленную работу стал серьезным вызовом для сотрудников с небольшим опытом работы. Дистанционное обучение необходимым навыкам затрудняет восприятие информации, что снижает эффективность процесса, а также последующей работы.

Кроме того, пандемия накладывает отпечаток и на моральное состояние членов команды. В условиях стресса и повышенной нагрузки увеличивается риск эмоционального выгорания, поэтому важно не допускать стирания границ между работой и частной жизнью.

Что помогло? Руководители компаний называют поддержку команды одной из важнейших своих обязанностей. Одни старались чаще общаться с сотрудниками, другие организовывали процессы так, чтобы не оставить людей без работы. Эти компании объединяет подход «бирюзовых» организаций, при котором принято разделять общие ценности, уважая при этом личность.

Анна Лунегова, студия йоги «Материал»: «Перестроение системы работы, административного блока, навыков, умений (как преподавательских, так и административных) требовали ресурса. Работа продолжалась 24/7. Я понимала, когда и кому нужно дать передохнуть, кого – подтолкнуть, кого, наоборот, притормозить. Мы и раньше были профессионалами своего дела, но благодаря этому сложному периоду и плотному контакту друг с другом выросли еще больше».

5. Проблема: закрытие государственных границ

Эта проблема коснулась многих организаций, независимо от их сферы деятельности. Самые очевидные изменения произошли в туристической отрасли, работа которой напрямую зависит от того, как скоро откроются границы. Для организаторов мероприятий и концертов эта проблема также оказалась ключевой – они не могли приглашать иностранных артистов. Компании, деятельность которых связана с розничной торговлей, вынуждены были пересматривать взаимоотношения с поставщиками из других стран или искать новых.

Что помогло? Многие предприниматели, столкнувшись с проблемой закрытия границ, стали искать новый источник дохода, сосредоточившись на других направлениях работы, но были и те, кто просто расширил деятельность. Так, туристические компании начали развивать маршруты для путешествий внутри страны, организаторы концертов – приглашать отечественных исполнителей.

Дарья Домостроева, туроператор «Интурист»: «В пандемию компания перераспределила внутренние ресурсы. Мы стали активно работать на внутреннем рынке. Например, мы расширили предложения по Байкалу, Калининградской области и Татарстану. Добавились программы в Карелию, Ленинградскую и Мурманскую области. Появились туры на Камчатку, Алтай, а также в Ставропольский край, Смоленскую, Самарскую и Нижегородскую области. По этим регионам работают и менеджеры, которые раньше занимались европейскими направлениями».

6. Проблема: разрушение цепочек взаимодействия с контрагентами

Сегодня трудно найти бизнес, который работает изолированно и не вовлечен в длинные цепочки формирования добавленной стоимости товаров и услуг. Все компании так или иначе связаны обязательствами с поставщиками, партнерами или дистрибьюторами, и деятельность одной организации может напрямую зависеть от деятельности другой. Производители товаров пользуются сопутствующими их бизнесу услугами: логистикой, маркетингом, обслуживанием. В период пандемии бизнесы из самых разных сфер оказались в совершенно новой реальности: не все компании смогли вовремя выполнять свои обязательства перед партнерами, покрывать арендные платежи, многим руководителям пришлось обновлять договоренности с партнерами.

Елена Мельник, онлайн-сервис по созданию брендов Brand Hub: «Все взаимосвязано в этом мире, и не бывает так, что в пандемию пострадали только авиа- и туркомпании, а больше никто не пострадал. Мы все взаимосвязаны на уровне спроса и предложения».

Что помогло? Для успешного преодоления кризиса нужно, чтобы все организации, являющиеся звеньями одной цепи, смогли продолжать работу и выполнять свои обязательства. Если на каком-то этапе произойдет сбой, пострадавшее звено потянет за собой другие, тем самым увеличивая масштаб проблемы. Важную роль в данном случае играют хорошие отношения внутри цепи, когда компании рассматривают друг друга не как заказчиков и исполнителей, а как партнеров. При таком подходе компании ищут компромиссы, которые могли бы поддержать их контрагентов в трудное время.

Аренда помещений – это, как правило, одна из основных статей расходов бизнеса, работающего офлайн. Иногда арендодатели отказывались давать отсрочку по арендной плате. Но большинству компаний все же удалось снизить плату за помещения, хотя сам процесс переговоров на эту тему часто проходил тяжело.

Шансы договориться с контрагентами в критической ситуации во многом зависят от того, как происходило общение до пандемии. Соблюдение принципов честного партнерства, открытости и доверия важно не только в кризисное время, но и условиях подъема бизнеса. А залогом доверительных отношений являются финансовая дисциплина, высокоорганизованный менеджмент, уважительное отношение к партнерам.

Олег Рудаков, сайкл-студии Rock the Cycle: «Не нужно забывать, что за всеми корпорациями и компаниями стоят живые люди. Когда я общался в формате официальных писем, это ни к чему не приводило. Но когда лично поговорил с человеком, смог затронуть какие-то струны его души, оказалось, что можно найти приемлемое для обеих сторон решение».

В интервью руководители компаний отмечают, что бизнесу часто приходится работать в нестабильных условиях, поэтому кризис – это не повод останавливаться в развитии.

Вопросы, которые мы задавали каждому из героев интервью: с какими проблемами вы столкнулись с началом пандемии и как их решали? Кто-то говорил о финансовых трудностях, кто-то – о сложностях при взаимодействии с клиентами и коллективом, кто-то упоминал сложности организации удаленной работы. Решения были разными. Не все компании имели подушку безопасности к началу пандемии, однако смогли рационализировать траты и перераспределить бюджеты. Многие руководители начали искать единомышленников, создавать партнерства и коллаборации, а также организовывать бизнес-сообщества для взаимопомощи и налаживания диалога с государством. Несмотря на то что пандемия стала тяжелым испытанием для многих компаний, многие бизнесы сумели адаптироваться к обстоятельствам и извлечь выгоды из ситуации. Важным оказалось само отношение руководителей к произошедшим изменениям: только приняв тот факт, что реальность безвозвратно изменилась, владельцы компаний смогли адаптировать свои бизнесы к новым реалиям.

Юлия Кот, Екатерина Богомолова
© 2024 ФОМ