О миссии и целях направления «Антихрупкость»
Направление «Антихрупкость» занимает особое место в структуре проекта СМБиз. В его рамках мы не только исследуем практики адаптации бизнеса к условиям пандемии, но также предлагаем практические рецепты и методики, которые помогут компаниям научиться извлекать пользу из кризисных ситуаций
_______
Команда проекта Елена Петренко, Юлия Кот, Екатерина Богомолова, Екатерина Никифорова.
В этом разделе сайта читатели узнают:
В пандемию бизнес-сообщество оказалось в новой реальности с новыми законами, рынками, подходами к менеджменту и клиентским поведением. Время обязывает предпринимателей оперативно реагировать на изменения и не надеяться на то, что невзгоды исчезнут сами собой. Адаптация компаний к изменениям – довольно сложная задача для руководителей, поскольку требует пересмотра устоявшихся бизнес-процессов и технологий. Бизнесам, которые хотят выжить в кризис, необходимо уметь справляться с изменениями быстрее и лучше, чем их конкуренты.
В начале пандемии мы могли лишь догадываться, как она повлияет на судьбы российского бизнеса. Сейчас мы видим, что какие-то компании не смогли справиться с ситуацией, а какие-то выдержали. Но есть бизнесы, которые смогли не просто выжить, а стать сильнее после потрясений, продемонстрировать антихрупкость. Опыт адаптации компаний в первые полтора года пандемии показал, что те, кто готов меняться, в эпоху перемен только крепнут и становятся сильнее, а неподготовленные – слабеют и рискуют обанкротиться.
Антихрупкий бизнес составляют компании, которым удалось не просто удержаться на плаву, но и успешно модернизировать и переориентировать свою деятельность в период пандемии.
За полтора года пандемии мы провели более 70 интервью с руководителями российских компаний из разных сфер и накопили множество примеров успешных практик адаптации бизнесов к новой реальности. Обобщив и проанализировав эти практики, мы смогли выделить свойства, которые помогают компаниям становиться сильнее и развиваться даже в условиях неопределенности. Наши знания позволяют разрабатывать практические рецепты, которые помогут компаниям стать антихрупкими.
Наша цель – сохранить и передать опыт антихрупких компаний другим представителям бизнес-сообщества, которые захотят стать антихрупкими, оказать им помощь на этом пути.
Исследования антихрупкости бизнеса – это фундамент нашего направления. Нас интересуют инсайты, выводы руководителей о возможностях развития бизнеса в условиях панРеальности. А также следующие аспекты:
Исследования помогают зафиксировать основные свойства антихрупкости и понять, какие инструменты необходимы компаниям для ее развития.
Консалтинг. Чтобы запустить процесс изменений, руководителям организаций нужно определить свое текущее и желаемое место на пути к антихрупкости. Мы помогаем разобраться, на какие свойства и процессы следует делать ставки.
На основе результатов исследований мы готовим для компаний практические рекомендации (рецепты). В публикациях и других инфопродуктах рассказываем о ключевых свойствах антихрупкости и о том, как компании могут ее развивать. Мы организовываем мероприятия для предпринимателей, чтобы поделиться рецептами антихрупкости.
Кроме того, помогаем компаниям провести диагностические исследования (аудит антихрупкости) – комплекс мероприятий, направленный на оценку текущего положения дел в компании, выявление «узких мест» и зон роста.
Коммуникации способствуют распространению результатов нашей работы в предпринимательской среде. Мы считаем, что тематика антихрупкости должна заинтересовать многих предпринимателей, и наша задача рассказать им о возможностях антихрупкого подхода к ведению бизнеса. Для этого мы организовываем презентационные мероприятия, выступаем на конференциях и публикуем наши результаты на разных интернет-ресурсах.
«В мире, где царит неопределенность, нельзя желать большего, чем быть антихрупким, то есть уметь при столкновении с хаосом жизни не просто оставаться невредимым, но и становиться лучше прежнего, эволюционировать, развиваться».
Нассим Талеб, «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса».
Стоит отметить, что концепт антихрупкости возник в нашем исследовании не сразу. Во время анализа первых 30 интервью с предпринимателями, выяснилось, что независимо от сферы деятельности и размера бизнеса некоторые организации успешно справлялись с трудностями, вызванными пандемией. Это подтолкнуло нас к поиску универсальных черт компаний, позволяющих им развиваться даже в кризис.
Отвечая на вопрос, почему компаниям важно развивать антихрупкость, мы предлагаем три основных тезиса.
Важно также отметить, что антихрупкость – это не какой-то конечный результат, достигнув которого руководители организации могут выдохнуть и расслабиться. Это, скорее, «образ жизни» компаний, предполагающий постоянное самосовершенствование.
Публикации в разделе «Антихрупкость» делятся на несколько рубрик.
__________________
Если вы владелец бизнеса, вам нужна консультация или вы готовы поделиться своей историей, пишите координатору проекта Екатерине Богомоловой bogomolova@fom.ru.