Понять, чтобы помочь

О миссии и целях направления «Антихрупкость»

qr-code
Понять, чтобы помочь

Направление «Антихрупкость» занимает особое место в структуре проекта СМБиз. В его рамках мы не только исследуем практики адаптации бизнеса к условиям пандемии, но также предлагаем практические рецепты и методики, которые помогут компаниям научиться извлекать пользу из кризисных ситуаций

_______

Команда проекта Елена Петренко, Юлия Кот, Екатерина Богомолова, Екатерина Никифорова.

В этом разделе сайта читатели узнают:

  • почему одни компании не справляются с кризисом, а другие становятся сильнее благодаря ему;
  • какие свойства присущи антихрупким компаниям;
  • как провести аудит антихрупкости в своей компании и начать развивать свойства антихрупкости.

Исследовательская тематика направления «Антихрупкость»

В пандемию бизнес-сообщество оказалось в новой реальности с новыми законами, рынками, подходами к менеджменту и клиентским поведением. Время обязывает предпринимателей оперативно реагировать на изменения и не надеяться на то, что невзгоды исчезнут сами собой. Адаптация компаний к изменениям – довольно сложная задача для руководителей, поскольку требует пересмотра устоявшихся бизнес-процессов и технологий. Бизнесам, которые хотят выжить в кризис, необходимо уметь справляться с изменениями быстрее и лучше, чем их конкуренты.

В начале пандемии мы могли лишь догадываться, как она повлияет на судьбы российского бизнеса. Сейчас мы видим, что какие-то компании не смогли справиться с ситуацией, а какие-то выдержали. Но есть бизнесы, которые смогли не просто выжить, а стать сильнее после потрясений, продемонстрировать антихрупкость. Опыт адаптации компаний в первые полтора года пандемии показал, что те, кто готов меняться, в эпоху перемен только крепнут и становятся сильнее, а неподготовленные – слабеют и рискуют обанкротиться.

Антихрупкий бизнес составляют компании, которым удалось не просто удержаться на плаву, но и успешно модернизировать и переориентировать свою деятельность в период пандемии.

Понять бизнес, чтобы помочь ему

За полтора года пандемии мы провели более 70 интервью с руководителями российских компаний из разных сфер и накопили множество примеров успешных практик адаптации бизнесов к новой реальности. Обобщив и проанализировав эти практики, мы смогли выделить свойства, которые помогают компаниям становиться сильнее и развиваться даже в условиях неопределенности. Наши знания позволяют разрабатывать практические рецепты, которые помогут компаниям стать антихрупкими.

Наша цель – сохранить и передать опыт антихрупких компаний другим представителям бизнес-сообщества, которые захотят стать антихрупкими, оказать им помощь на этом пути.

Ключевые элементы направления: исследования, консалтинг и коммуникации

Исследования антихрупкости бизнеса – это фундамент нашего направления. Нас интересуют инсайты, выводы руководителей о возможностях развития бизнеса в условиях панРеальности. А также следующие аспекты:

  • новые паттерны, новые правила жизни, возникшие в ответ на уроки коронаВируса;
  • корпоративная культура (внутренние ценности компаний, стиль управления, адаптивность и сплоченность команд, личные и профессиональные качества руководителей);
  • влияние кризиса на компании, отношение руководителей к произошедшим переменам;
  • адаптивность, создание и тестирование новых направлений деятельности, диверсификация бизнеса;
  • ресурсы (финансы, клиенты, партнеры, коллаборации, планирование, сокращение/ увеличение штата) и управление ими.

Исследования помогают зафиксировать основные свойства антихрупкости и понять, какие инструменты необходимы компаниям для ее развития.

Консалтинг. Чтобы запустить процесс изменений, руководителям организаций нужно определить свое текущее и желаемое место на пути к антихрупкости. Мы помогаем разобраться, на какие свойства и процессы следует делать ставки.

На основе результатов исследований мы готовим для компаний практические рекомендации (рецепты). В публикациях и других инфопродуктах рассказываем о ключевых свойствах антихрупкости и о том, как компании могут ее развивать. Мы организовываем мероприятия для предпринимателей, чтобы поделиться рецептами антихрупкости.

Кроме того, помогаем компаниям провести диагностические исследования (аудит антихрупкости) – комплекс мероприятий, направленный на оценку текущего положения дел в компании, выявление «узких мест» и зон роста.

Коммуникации способствуют распространению результатов нашей работы в предпринимательской среде. Мы считаем, что тематика антихрупкости должна заинтересовать многих предпринимателей, и наша задача рассказать им о возможностях антихрупкого подхода к ведению бизнеса. Для этого мы организовываем презентационные мероприятия, выступаем на конференциях и публикуем наши результаты на разных интернет-ресурсах.

Почему именно антихрупкость?

«В мире, где царит неопределенность, нельзя желать большего, чем быть антихрупким, то есть уметь при столкновении с хаосом жизни не просто оставаться невредимым, но и становиться лучше прежнего, эволюционировать, развиваться».

Нассим Талеб, «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса».

Стоит отметить, что концепт антихрупкости возник в нашем исследовании не сразу. Во время анализа первых 30 интервью с предпринимателями, выяснилось, что независимо от сферы деятельности и размера бизнеса некоторые организации успешно справлялись с трудностями, вызванными пандемией. Это подтолкнуло нас к поиску универсальных черт компаний, позволяющих им развиваться даже в кризис.

Отвечая на вопрос, почему компаниям важно развивать антихрупкость, мы предлагаем три основных тезиса.

  • Мир непредсказуем и постоянно меняется, но компании могут подготовиться к этим изменениям и начать извлекать пользу из хаоса и неопределенности. В начале пандемии компаниям было невозможно продолжать действовать как раньше – настало время сменить курс. Перестроиться удалось тем бизнесам, которые были способны меняться вместе с изменениями внешней среды.
  • Не стоит забывать, что сломанное остается сломанным навсегда. Поэтому уменьшение хрупкости – не возможность, а требование для всех, кто хочет сохранить свой бизнес. Нужно понимать, что антихрупкость – не врожденное качество. Свойства антихрупкости можно (и нужно) развивать и наращивать. На примере успешных кейсов мы рассматриваем свойства антихрупкости, которые проявляются у компаний в пандемию. И предлагаем руководителям компаний, ознакомившись с этими вдохновляющими примерами, выбрать свой вектор пути к антихрупкости. Совсем не обязательно развивать сразу все свойства антихрупкости – каждая компания должна самостоятельно определить свое текущее и желаемое место на этом пути.
  • Антихрупкость позволяет бизнесу не просто выжить, но и развиваться даже в условиях неопределенности. Стремление развиваться и становиться сильнее присуще каждому руководителю. Будучи небезразличным к судьбе своего дела, бизнесмен понимает, что без развития рано или поздно наступят стагнация и смерть. Наращивать антихрупкость бизнеса значит совершенствовать его. Это помогает не просто справиться с неопределенностью, пережить ее, а чему-то научиться, извлечь полезные уроки и стать сильнее.

Важно также отметить, что антихрупкость – это не какой-то конечный результат, достигнув которого руководители организации могут выдохнуть и расслабиться. Это, скорее, «образ жизни» компаний, предполагающий постоянное самосовершенствование.

Рубрики раздела

Публикации в разделе «Антихрупкость» делятся на несколько рубрик.

Исследования
Развернуть

Консалтинг
Развернуть

Коммуникации
Развернуть

__________________

Если вы владелец бизнеса, вам нужна консультация или вы готовы поделиться своей историей, пишите координатору проекта Екатерине Богомоловой bogomolova@fom.ru.

Юлия Кот, Екатерина Богомолова
© 2022 ФОМ