Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ. Часть I: размечая ландшафт исследования

Методический опыт в проведении предварительного этапа и разработки структуры многолетнего исследования

qr-code
Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ. Часть I: размечая ландшафт исследования

Весной 2021 года ФОМ анонсировал разработку совместного с НИУ ВШЭ исследовательского проекта, направленного на долговременное изучение малого бизнеса. К декабрю были разработаны концепция и методологическая база, выполнены предварительные исследования, проведены  рекрут респондентов и две волны исследования.

В материале речь пойдет о подготовительной работе: как ФОМ проектировал и запускал Лонгитюд Малого Бизнеса (ЛМБ).

Мы собрали наиболее важные и интересные методические наблюдения в серию заметок. Это позволит нам зафиксировать основные моменты работы для последующего осмысления, кроме того, описанный опыт будет открыт исследователям и партнерам, интересующимся методикой лонгитюдных исследований и результатами этого проекта.

Дизайн исследования

Схема панельного лонгитюда (longitudinal panel design) предполагает сбор данных для всех временных периодов на материале множества когорт. В его основе необновляемая выборка. Основные преимущества – возможность проведения любого типа анализа лонгитюдных данных, точная квантификация, снижение и разведение эффектов когорты и времени.

Лонгитюд Малого Бизнеса ФОМ спроектирован как панельное лонгитюдное исследование. Панели эффективно используются как база для формирования выборки исследования при изучении узких сегментов, труднодоступных или малопредставленных групп. В нашем случае такая группа – представители российского малого бизнеса, согласившиеся участвовать в проекте.

По классификации Скотта Менарда, разработанный вариант дизайна ближе к «истинно» лонгитюдной схеме1.

Выстраивание отношений с участниками

Лонгитюдные исследования часто включают подисследования (substudies), которые нацелены на сбор конкретных и подробных данных об изучаемой совокупности или о подгруппах участников исследования. Их цель – увеличение точности методологических основ будущей структуры исследования. Они могут выполняться в самых разных форматах: эксперименты, глубинные и нарративные интервью, пробные фокус-группы (очные или онлайн), пилотные тематические или срезовые опросы.

В нашем случае предстояло найти подход к сложно достижимой в достаточных для проектируемого исследования масштабах категории – представителям малого бизнеса. Предприниматели, занятые в секторе малого бизнеса России, – довольно небольшая по численности, очень разнородная и разрозненная категория населения. О ней также можно говорить как о слабоизученной.

Одной из центральных задач первого этапа проекта было инициировать и начать выстраивать взаимоотношения с представителями малого бизнеса в России. Важно, что эти отношения должны быть долговременными и качественно отличаться от взаимодействия с респондентами в ситуации разового опроса и даже с участниками Панели Малого Бизнеса (ПМБ) ФОМ.

Мы использовали метафору «лестницы отношений» для иллюстрации механизмов выстраивания взаимодействия с респондентами в зависимости от участия в различных типах опросов:

Отношения всегда обоюдны и наделены определенным смыслом для обеих сторон: как для исследователей, так и для участников. Чтобы эффективно выстроить отношения с предпринимателями, в первую очередь предстояло понять их картину мира, систему координат и ценностную шкалу. На основе этого понимания предстояло вывести прагматическую составляющую(щие) участия представителей малого бизнеса в исследовании. Важно было сформулировать и внятно донести суть и смысл ЛМБ до его будущих участников.  

Особенности ЛМБ с точки зрения участия в исследовании:

  • добровольное участие, к которому в определенной степени мотивированы сами предприниматели, в отличие, например, от лонгитюда ТрОП (проводит ФОМ по заказу НИУ ВШЭ), где учащиеся рекрутировались под воздействием административного ресурса;
  • все потенциальные участники уже были хотя бы единожды опрошены в рамках других исследований ФОМа, и о них имелись данные в формате заполненного Паспорта ПМБ;
  • строгая анонимность и конфиденциальность (исключение: случаи, когда сам информант пожелает деанонимизировать данные);
  • специфика малого бизнеса предприниматели, имеющие свое дело, очень неустойчивая единица для долговременного изучения: легко закрывается один и открывается другой бизнес, ресурсы перекладываются из одного направления в другое, бизнес ставится на паузу и реанимируется, высока вероятность увода деятельности в теневой сектор экономики;
  • слабоизученная категория с точки зрения релевантных ей ценностей и системы значимых и используемых предпринимателями различений;
  • респонденты трудно рекрутируемы: многие непосредственно вовлечены в рабочие задачи и практически не располагают свободным временем;
  • не предполагается использование материального вознаграждения в качестве стимулов для рекрута и удержания участников.

Серия разведывательных интервью

Для подготовки ЛМБ в конце апреля 2021 года была проведена серия из девяти разведывательных интервью.

Цель интервью – провести экспертизу предварительного текста приглашения участия в Лонгитюде Проекта СМБиз и протестировать ряд позиций, связанных с организацией взаимодействия с будущими лонг-респондентами. Результаты предварительных исследований также необходимо учитывать для грамотного позиционирование проекта.  

Героями – информантами – стали девять владельцев предприятий малого бизнеса из числа принимавших участие в предыдущих исследованиях Проекта СМБиз. Они проживают в разных регионах страны, их бизнесы различаются по сферам деятельности и размеру. Это лояльные к ФОМу респонденты, с которыми сложились довольно открытые и доверительные отношения. Лояльные в том смысле, что позволяют себе свободно высказываться, в частности о проекте, дискутировать, выступать с критикой и дополнениями.

Итоги серии разведывательных интервью

Установки и мотивы

Обращение к информантам с идеей проекта вызвало в целом позитивную реакцию. Был выявлен ряд установок, которые оказывают влияние на восприятие проекта ЛМБ и мотивы участия/неучастия в нем. По итогам бесед все предприниматели выразили согласие участвовать в проекте. Их интерес свидетельствует о том, что разработанный гайд можно использовать в качестве основы для создания приглашения и презентационных условий коммуникации2 с будущими участниками ЛМБ.

  • Роль малого бизнеса в повестке

Сам факт интереса к проблемам предпринимателей производит положительное впечатление. Основной мотив информантов – внести свою лепту в улучшение ситуации с малым бизнесом в стране. Участники интервью считают, что предприниматели в принципе потратили бы время на опросы, если бы верили в стремление властей развивать малый бизнес.

  • Отношение к органам государственной власти

Для всех респондентов значимой и сенситивной стала информация о том, что интересантом результатов ЛМБ является государство органы и чиновники, ответственные за развитие сектора МСБ. Все отметили этот пункт как важнейший, но вот отношение к нему выражали разное. Несколько информантов высказали гипотезу о существовании прямой корреляции между доверием властям и готовностью предпринимателей участвовать в проекте.

1/4

Таким образом, само обращение должно быть интерактивным, а не монологичным, и в выстраивании мотивационных аргументов учитывать позицию респондента.

  • Восприятие малого бизнеса в обществе

Проблему имиджа предпринимателей и предпринимательской деятельности в обществе часть информантов считает очень важной. Они убеждены, что если проект повлияет на улучшение этого отношения, то миссия уже будет успешной.

1/2

Эту информацию важно учесть в организации освещения результатов ЛМБ на собственных информационных ресурсах ФОМа и привлечении  партнерских и внешних СМИ. Но еще важнее включать как компонент процесса обратной связи с будущими участниками.

  • Предпринимательская идентичность

Представители малого бизнеса говорили о готовности участия в исследовании как о проявлении установки надеяться только на себя и опираться на собственные силы.

1/3

Об общих ценностях

Общая ценность для предпринимателей, апелляция к которой, возможно, будет эффективной, – это ключевые составляющие предпринимательской идентичности.

Общим барьером для участия в Лонгитюде является боязнь утраты анонимности. Информанты не хотели бы, чтобы их участие в проекте привело «к неприятностям для бизнеса». Один из них сказал, что «ни при каких обстоятельствах не признается, сколько человек у него оформлено официально, а сколько – по-другому». И здесь необходимо найти слова, подтверждающие гарантию анонимности. Очевидно, что в анонимности в большей степени заинтересованы критики власти.

1/3

Еще один значимый барьер, о котором говорили почти все респонденты, это занятость предпринимателей. Забегая вперед, отметим, что в ходе проведения как первой, так второй волн исследования пришлось приложить значительные усилия для его преодоления.

Главным пожеланием информантов была необходимость очень четкого объяснения всех «правил игры» потенциальным участникам проекта: что требуется от них, что лично они приобретут в результате своего участия и как (а главное – за счет чего) проект повлияет на ситуацию с малым бизнесом в целом. 

О стимулах

Важным вопросом, на который необходимо было получить ответы в ходе интервью, был вопрос о значимых для представителей малого бизнеса стимулах к участию в проекте. Отсутствие материального вознаграждения, как и следовало ожидать, оказалось здесь непринципиальным  моментом. Разговор о стимулах почти всегда шел вокруг полезности для ведения и развития бизнеса. И тут оказались актуальными не только консультации по общим вопросам (налоговый режим, грамотное ведение бухучета, вопросы правоприменения), но и специфические для конкретного бизнеса насущные вопросы (размещение рекламы, позиционирование, IT- поддержка).

1/3

Довольно неожиданным для исследовательской группы стало обнаружение факта неосведомленности респондентов об исследовательском статусе ВШЭ. У большинства респондентов «Вышка» ассоциировалась исключительно с высшим учебным заведением, поэтому тезис гайда с апелляцией к авторитету ВШЭ как исследовательского центра должным образом не сработал.

1/2

Позиционирование ФОМа не вызвало особых вопросов, но большинство собеседников признавались, что «с социологией сталкиваются нечасто», не совсем четко представляют, что это такое. В этой связи еще один аргумент гайда о том, что ЛМБ – уникальный для России проект, с точки зрения подхода к изучению малого бизнеса воспринимался как «непонятный пафос».

Таким образом, в обращении к участникам необходимо кратко охарактеризовать ВШЭ и ФОМ, направления их деятельности и ресурсы. Это понимание поможет сделать сотрудничество осмысленным и преодолеть сложности рекрута.

Восприятие предпринимателями сроков и возможных форматов взаимодействия

Осыпание выборки, связанное с «выгоранием» участников и тем, что они перестают соответствовать условиям участия, является, наверное, самой главной головной болью исследователей. Ее частичная профилактика возможна на этапе рекрута. Для этого нужно создать условия для осознанного и осмысленного принятия решений об участии в исследовании.

Одной из ключевых задач разведывательных интервью было выяснить, как предприниматели воспринимают информацию о длительности исследования. Планируемые сроки реализации проекта ЛМБ рассчитаны на 10 лет. Необходимо было понять, как донести до респондентов важность этого параметра проекта. Эта информация поможет частично предотвратить возникновение нерелевантных ожиданий у участников.

  • Срок проекта – 10 лет – воспринимался как необычный, но возможный. Реакции респондентов заметно разнились: от одобрения, так как это, по их мнению, свидетельствовало о серьезности проекта, до сомнений в возможности его осуществления. Высказывались соображения о больших рисках, связанных с закрытием бизнеса и предприятий МБ.

1/4

  • Обращение раз в квартал – нормальная периодичность, если интервью недолгое, можно и раз в один-два месяца. Собеседники говорили о готовности взаимодействовать с интервьюерами даже чаще, чем 4 раза в год, особенно если это взаимодействие будет комфортным, не слишком продолжительным (1520 минут) и в удобное им время.
  • Способ опроса – по телефону и онлайн (некоторые сразу заявляли, что им интереснее и комфортнее беседа по телефону, другие говорили, что в силу занятости им удобнее заполнять анкету онлайн).
  • Предпочтительные каналы коммуникации индивидуальны: телефон, мессенджеры, почта, социальные сети.

Необходимая инфраструктура исследования

Очень много информации теряется еще на этапе проведения поля, поэтому для осуществления долговременного исследования нужно создать устойчивую и надежную инфраструктуру. Ее помогали разворачивать региональные партнеры, которые являются очень важными участниками проекта и должны полностью понимать специфику аудитории и задачи исследования. Это еще один из важных компонентов подготовки исследования. Дело в том, что взаимодействие с участниками Лонгитюда будет организовано силами партнеров: именно их подготовленные интервьюеры будут на связи с участниками ЛМБ в течении всего проекта.

Выводы, полученные по результатам проведенных предварительных исследований, легли в основу разработанной структуры исследования:

  • целевая аудитория: предприниматели участники ПМБ;
  • выборка: для этапа рекрута из числа участников ПМБ, рекрутированных из всероссийских опросов, подготовлена случайная выборка. Размер выборки -1200 человек (из расчета достижимости 50%);
  • метод: телефонное формализованное интервью или онлайн-опрос по выбору участника Лонгитюда;
  • сроки: 10 лет с периодичностью обращения один раз в квартал;
  • партнеры: подготовительная работа планируется совместно с 15 региональными партнерами ФОМа.

Результаты и полученный опыт взаимодействия с представителями малого бизнеса в ходе разведывательных интервью использованы при проведении следующих этапов исследования: подготовки интервьюеров и материалов для их работы и, конечно, важнейшего для лонгитюда этапа – рекрута участников ЛМБ. Об этих этапах в следующем материале.

________________

1 Menard S. Introduction: Longitudinal research design and analysis // Handbook of longitudinal research / Ed. S. Menard. Y.: Elsevier, 2008. P. 3–12.

2 Презентационные условия характеризуются особенностями начала коммуникации: представлением интервьюера и первыми репликами потенциального респондента. В многочисленных экспериментах замечено, что наибольшее количество отказов от интервью приходится на первые минуты разговора, поэтому особенности презентации – наиболее важное условие успешного проведения интервью. См: Рогозин Д. М. Влияние интервьюера на доступность респондентов в телефонном опросе // Социологический журнал. 2004. № 1–2. С. 82 С. 75–105. https://www.jour.fnisc.ru/index.php/socjour/article/view/825/779

Юлия Османова
© 2024 ФОМ