Взяв в союзники Время

О старте лонгитюда малого бизнеса

qr-code
Взяв в союзники Время

ФОМ совместно с НИУ ВШЭ запустили лонгитюд – многолетний проект по изучению предпринимательства в России. Он интересен прежде всего с точки зрения выбранной методики, рассчитанной на длительное изучение жизнедеятельности предприятий малого бизнеса. Целью проекта является получение информации, отражающей реальные проблемы и потребности предпринимателей. Однако задачи проекта выходят за рамки исследовательских. Основная идея – создание пространства диалога между государством и малым бизнесом, которое позволит обеспечить полноценное участие сектора в формировании актуальной политической повестки.

Что мы планируем для этого делать?

Задача довольно амбициозная: мы пригласили стать участниками лонгитюда 760 предпринимателей из разных регионов России, разных отраслей и будем общаться с каждым на протяжении 10 лет (или как минимум – до тех пор, пока люди будут вести свой бизнес). Мы будем обращаться к респондентам раз в квартал в форме телефонного или онлайн-опроса на 10–15 минут и узнавать, как идут дела в их бизнесе. В каждом следующем опросе мы будем спрашивать, что изменилось за прошедшее время, с какими сложностями люди столкнулись и чего им удалось достичь.

Почему именно малый бизнес, и почему именно сейчас?

Положение малого бизнеса в России всегда было непростым. А под влиянием пандемии и сопутствующего ей кризиса сложилась ситуация, когда большинству малых предприятий потребовалась помощь. Однако невозможно помочь, не обладая информацией, какая именно помощь требуется.

Урегулированию ситуации довольно сильно мешало то, что о реальных проблемах предпринимательства и их масштабах мало известно лицам, принимающим решения, органам и институтам, отвечающим за развитие сектора. Неизвестно также, какие ресурсы и возможности есть у бизнесменов и что они могут (или не могут) предпринять сами в резко меняющихся условиях. Вместе с этим пандемия высветила важнейшую роль сектора малого бизнеса в обеспечении нормальной повседневной жизни граждан, заставила по-новому взглянуть на его место и роль в экономике страны.

Сегодня необходимость, значимость информации, ее своевременное получение уже не ставится под сомнение. Возможность учитывать позиции представителей малого бизнеса напрямую зависит от того, будет ли у предпринимателей возможность быть услышанными, высказать свои мнения, обозначить интересы. Возникает задача получения данных, которые отражали бы реальное положение дел. И задача эта непростая.

Почему просто опросов и других источников данных о состоянии малого бизнеса недостаточно?

Жизнедеятельность бизнеса, даже небольшого, ежедневно генерирует огромное количество информации самого разного рода. В распоряжении различных органов государственного управления, контролирующих инстанций, институтов развития и банковского сектора имеются внушительные массивы данных о самых разных сторонах ведения бизнеса малыми предпринимателями. Разве этих данных недостаточно?

Статистические данные (например, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства) запаздывают, отражая состояние не за текущий, а за прошлый год. Опросы, даже грамотно проведенные, дают, как правило, представление о состоянии дел на определенный момент времени и призваны осветить какой-то определенный вопрос (нельзя расспросить подробно и о многом сразу). Большие данные экосистем крупных корпораций закрыты для использования. Для того чтобы понимать, что происходит с российским бизнесом и как в нем формируются долговременные изменения, взглянуть на ситуацию изнутри, нужна более сложная методика.

Как лонгитюдное исследование поможет понять, что происходит?

Есть несколько важных моментов, делающих именно такой формат изучения жизни малого бизнеса перспективным, а его результаты – очень ценными. Расскажем о них подробнее.

Лонгитюдные исследования позволяют понять, какие изменения происходят в жизни человека или группы людей. Они очень ресурсоемкие, поскольку исследователям приходится на протяжении нескольких лет поддерживать контакт с одними и теми же людьми. Важно не только не потерять связь с участниками, но и сохранять их интерес к исследованию. Как правило, они очень разные, и к каждому приходится искать свой подход. В то же время, если ограничиться небольшим количеством респондентов, есть риск получить необъективную картину. Поэтому нужно собрать достаточно большое число участников. Но результат стоит усилий! Ведь только так можно уловить и понять, какие изменения происходят и почему.

  • Ведение бизнеса – это непрерывный процесс. Это принципиально отличает его изучение от выяснения мнения населения о каком-то разовом событии, пусть и общественно-значимом. Обращаясь через определенные промежутки времени к нашим респондентам, мы каждый раз получаем некое подобие фотографий, отражающих положение дел в их бизнесах в настоящий момент. Таких кадров за год получается несколько. Их можно как сравнивать между собой (например, за первый и второй кварталы), так и анализировать в совокупности (за год, за несколько лет). Такой подход поможет понять, как малый бизнес проживает текущий момент и как вообще живут и работают предприниматели в России.
  • Ведение индивидуальных траекторий – линий (в нашем случае анонимных), демонстрирующих, как развивается и изменяется бизнес и жизненные пути участников. Это то, что отличает лонгитюд от мониторинга, когда мы опрашиваем людей с определенной периодичностью, но каждый раз это могут быть разные люди. В лонгитюде мы обращаемся к одним и тем же респондентам-предпринимателям, для того чтобы получить не просто массив данных, а реальные истории жизни (важно: анонимные) разных бизнесов.Так можно узнать, кто с какими проблемами столкнулся и как преодолевал их, а также выделить тех, кому удалось избежать каких-либо трудностей. А это, в свою очередь, дает возможность понять, какие ресурсы, ходы и стратегии люди применяли, как они справлялись или продолжают справляться с ситуацией, какой категории требуется срочная помощь, какие конкретно меры поддержки востребованы.

Пожалуй, один из самых известных примеров лонгитюда – книга Корнея Чуковского «От двух до пяти». Как многие родители, Корней Иванович записывал за своими детьми первые слова и фразы, первые попытки выразить мысль при помощи простых предложений. Получилась история развития речи ребенка. По сути, это была попытка самостоятельного ведения индивидуальных траекторий, ставшая настоящим исследованием. Известно, что подобную работу проделывали Редьярд Киплинг и Чарльз Дарвин.

  • Данные лонгитюда, в отличие от данных обычного опроса, не устаревают, а наоборот, приобретают еще большую ценность. Мы можем вернуться к ним через несколько лет и проверить, как и почему произошло то или иное изменение. Кроме того, влияние некоторых факторов можно обнаружить и оценить только по истечении времени (например, изменение восприятия людьми коронавируса как реальной угрозы). Открывается возможность посмотреть, насколько сильно влияние тех или иных факторов и как долго оно длится (например, насколько критичны проблемы в бизнесе для финансового благополучия самого предпринимателя и его семьи).

В ходе наших обычных (не лонгитюдных) интервью с предпринимателями мы обнаружили, что системные проблемы у бизнеса начались еще в 2014 году, а пандемия их только усугубила. Как исследователи мы можем лишь зафиксировать эту точку зрения. А чтобы попытаться ответить на вопрос, почему так произошло и какие конкретно меры или события на это повлияли, необходимо построить несколько предположений. Затем каждое из них нужно проверить и научно обосновать. В случае лонгитюдного исследования данных для такой работы гораздо больше, они богаче и анализировать их можно разными способами.

  • Малые предприниматели в России – очень сложная для изучения аудитория. Это сравнительно небольшая по численности группа, неодинаково представленная в различных регионах. Малый бизнес – очень разнородный, его представители заняты в самых разных сферах. Очевидно, что и ресурсы, возможности, а главное – потребности у каждого свои. Понять, в чем же на самом деле состоят и проявляются эти специфические черты, можно, только постоянно общаясь с самими предпринимателями.Лонгитюд позволяет увидеть как общее, так и особенное в развитии самых разных направлений малого бизнеса. Мы планируем разговаривать с нашими с респондентами об их собственных предприятиях и изучать представления о проблемах малого бизнеса в отрасли, секторе в целом. Это поможет увидеть общую динамику ситуации, понять, в каких именно сегментах происходят те или иные изменения.

Почему нельзя просто заменить респондента?

Каждый участник лонгитюда для нас, по сути, эксперт. Эксперт в делах своего собственного бизнеса, предприятия, начинания. Нет двух одинаковых предпринимателей, абсолютно идентичных бизнесов. Не может быть одинакового опыта – каждый «делает бизнес» по-своему, у каждого собственная уникальная траектория. Понимание этой уникальности – одновременно сильное и слабое место данного исследования.

В жизни случается разное: партнеры разрывают отношения, супруги разводятся и делят бизнес, закрывают и открывают предприятия или новые направления. Кто-то устраивается на работу по найму, а кто-то вырастает из малого бизнеса до среднего, а может, и до списка Forbes. Кто-то переезжает, и здесь есть риск потерять контакт. На такие обстоятельства исследователи повлиять не в силах, но тем ценнее отношения с каждым участником проекта.

Мы отправляемся в этот путь вместе. Вместе со всеми участниками – и одновременно с каждым по отдельности. Мы делаем все, чтобы движение по этому пути было интересным и полезным. Но в случае, если какая-то линия обрывается, мы не сможем предложить продолжить ее кому-то другому. Поэтому нам так важны все, с кем мы начинаем проект!

Предприниматели отвечают за ведение своего бизнеса, а за ведение траектории, истории этого бизнеса в проекте отвечает подготовленная команда. Она состоит из самых разных специалистов, при этом за общение непосредственно с предпринимателями отвечают опытные интервьюеры, прошедшие специальную подготовку.

Почему это важно для самих предпринимателей?

Малый предприниматель в России, начиная свое дело, оказывается наедине со своими проблемами. Ему зачастую не с кем без опасений делиться своими мыслями и открыто говорить о сложностях. Непросто найти возможность быть услышанным. Еще меньше шанс быть понятым. Его картина мира понятна лишь немногим таким же предпринимателям, однажды решившимся действовать на свой страх и риск, под свою ответственность.

Очень многие предприниматели, с которыми мы общались в период первой волны пандемии, признались, что, и засыпая, продолжали думать о своем деле: как его сохранить, «вытащить», об ответственности не только за себя и свою семью, но и за сотрудников и клиентов. Много важных тем с прямой речью предпринимателей нашли отражение в специальном разделе нашего сайта.

В то же время представления о предпринимательской реальности у лиц, принимающих решения, и органов, перед которыми поставлена задача развития малого бизнеса, складываются в свою собственную картину. Как показывают опыт пандемии и наши исследования, различия этих картин мира в сложные периоды оказываются критичными.

Предприниматели всегда были в фокусе внимания исследований ФОМа. Мы ведем постоянную работу, для того чтобы наше общение с представителями малого бизнеса было полезным. Мы стараемся не просто задавать вопросы и получать ответы (хотя и это тоже требует мастерства), а разговаривать о действительно волнующих предпринимателей вопросах и темах. Готовы к дискуссиям и сами их инициируем. ФОМ запускает специальные проекты для разных аудиторий и старается вести обсуждение на понятном для каждой из них уровне и языке.

Проект коронаФОМ, исследующий пандемическую повседневности, идет уже второй год. Весной 2021 года стартовала долговременная гибридная конференция мараФОМ, посвященная разным общественно-значимым темам. Проблемы малого бизнеса и их изучение освещались на отдельной секции.

В партнерстве с Высшей школой экономики – ведущим научным и аналитическим центром при правительстве РФ – разрабатываются аналитические материалы, которые поступают в правительство, профильные ведомства и призваны улучшить меры поддержки малого бизнеса.

Например, большой аналитический доклад «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии» по итогам исследования, проведенного весной – летом 2020 года группой из 24 независимых исследовательских компаний (включая ФОМ).

Совершенно понятно, что некоторые предприниматели могут отмахнуться от участия в проекте и вернуться к решению своих повседневных проблем. Как описал эту позицию предпринимателей в ходе работы над проектом профессор Александр Чепуренко (ВШЭ): «Знаем мы эту государственную помощь и поддержку!» Но тут же добавил: «Но почему не попробовать что-то изменить?»

Менять ситуацию иногда проще, чем кажется. В силах предпринимателей уделять немного времени ответам на вопросы о ситуации в их бизнесе. Рассказывать нам и в то же время получить возможность по-новому взглянуть на себя, увидеть настоящего себя и свой настоящий бизнес.

В силах бизнесменов – высказывать мнение, а в наших силах – его услышать. И, конечно, мы постараемся, чтобы участникам было так же интересно, как и нам.

Опыт проведенных исследований показывает, что есть в малом бизнесе настоящие предприниматели, от слова «предпринимать», действовать. И таких мы нашли уже немало.

Во многом восприятие сектора малого бизнеса и его роль в современной повестке и экономическом развитии страны зависит от самих предпринимателей. Ответив на предложение интервьюеров ФОМа, предприниматели из разных регионов и отраслей рассказывают свои истории в этом проекте. Мы начали писать истории малых бизнесов. Слово – предпринимателям!

Юлия Османова
© 2024 ФОМ